Что за обряд хадж



Хадж: порядок исполнения

с 1 по 8-числа зуль-хиджи
1. По дороге в Мекку: облачиться в ихрам.
2. Расположиться в гостинице в г. Мекка.
3. Посетить мечеть аль-Харам.
4. Зайти в мечеть правой ногой и прочитать дуа.
5. Обойти вокруг Каабы 7 раз, совершить молитву за макамом.
6. Пробежать 7 раз между Сафой и марвой, попить Зам-зам.
7. Зайти в салон и подстричься.
8. Прочитать вместе с джамаатом обязательные молитвы.
9. Вернуться в гостиницу, снять ихрам и переодеться.

8-число зуль-хиджи
1. После восхода солнца: ихрам, затем в долину Мина.
2. В течении дня: намазы в джамаате в Мине.

9-число зуль-хиджи
1. После утреннего намаза: к горе Арафат
2. В обед: намазы в джамаате в мечети Намира
3. Читать молитвы, зикры и испрашивать прощение.
4. После вечернего намаза: отправится в Муздалифу.

10-число зуль-хиджи
1. После утреннего намаза: направится в Мину.
2. Пойти бросить 7 камешек в джамарат аль-ъакаба.
3. Жертвоприношение (если вы не поручили это другим).
4. Подстричься, снять ихрам и переодеться в палатках
5. Поехать в аль-Харам, сделать таваф и сай

11,12,13-числа зуль-хиджи
1. После обеденного намаза: посетить 3 джамарата.
2. Перед отъездом совершить таваф аль-вадаъ

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ХАДЖА

Хадж начинается с 8-го числа зуль-хиджи, который носит название «День тарвия». После восхода солнца, паломник, совершающий Хадж таматтуъ, входит в состояние ихрама. Перед этим он совершает то же, что и перед ихрамом умры: берет гусль, умащивается благовонием и совершает намаз. Затем он облачается в ихрам в том месте, где проживает или остановился. Что касается паломников, совершающих Хадж киран и ифрад, то они не входят в состояние ихрама, так как и не выходили из него все это время.

Ночевка в долине Мина.

Далее паломники (совершающие все три вида хаджа) направляются в долину Мина (1) (Ночевка в Мине в День тарвия относится к сунне являясь добровольным действием) , до наступления времени намаза зухр (полуденный намаз). В Мине совершаются намазы зухр, аср (послеполуденный), магриб (вечерний) и иша (ночной), причем 4-х рака’тные намазы сокращаются до 2-х рака’атов. Паломники ночуют в Мине, а утром 9-го числа зуль-хиджи совершив намаз фаджр (утренний намаз), направляются к горе Арафат. Те, кто прибыли в Мину до 8-го числа зуль-хиджи, входят в ихрам после восхода солнца здесь же.

ВТОРОЙ ДЕНЬ ХАДЖА

Второй день Хаджа, называется День Арафа.

9-го числа зуль-хиджи, после утреннего намаза, паломники ожидают восхода солнца, после чего направляются к горе Арафат (2) спокойно, без суеты и давки, совершая зикр (поминание Аллаха), читая Коран, произнося слова тальбии, читают: «Ля иляха илляллах, Аллаху акбар, Альхамду лиллях», вознося благодарность Господу миров.

Стояние на Арафате
Стояние на Арафате является одним из обязательных столпов хаджа, без которого последний будет не действителен. Как сказал посланник Аллаха (с.а.у.): «Хадж-это Арафат». (Абу Дауд и ат-Тирмизи)

День Арафата — лучший из дней, над которым восходило солнце. В этот Великий день все паломники собираются на Арафате и стоят здесь от восхода до заката солнца. В сборнике «Сахих» Муслима приводится хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах!), что пророк(с.а.у.) сказал:

«Нет такого дня, подобного дню Арафата, в котором Аллах так много освобождает Своего раба от огня. И Всевышний, спускаясь на ближайшее небо, хвалится перед Своими ангелами, говоря: «Чего хотят эти (Мои рабы)?».

Паломнику желательно, по возможности, остановиться у мечети Намира перед наступлением намаза зухр, так как это является сунной. Во время намаза зухр читается один азан и два икамата (икамат произносят непосредственно перед началом каждой обязательной молитвой).

Затем имам читает хутбу (проповедь) с наставлениями для людей и совершает вместе с остальными мусульманами намаз зухр и аср, объединяя их и сокращая каждый из намазов до двух рака’атов, как это делал пророк (с.а.у.). Дополнительные намазы совершаются по желанию. Так как часть мечети находится вне границ горы Арафат, то паломнику после намаза следует удостовериться, что он действительно находится в ее пределах.

Передают, что ‘Урва ибн Мударрис, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха (с.а.у.) сказал:

«Кто присутствовал на нашем намазе в Муздалифе и простоял с нами до тех пор, пока мы не тронулись в путь, а еще раньше простоял в долине Арафат днем или ночью, тот совершил хадж и выполнил его обряды». (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа)

Это важно знать:

1. В день Арафа паломнику необходимо находиться на территории горы Арафат до захода солнца.
2. Мечеть Намира находится на территории горы Арафат, однако часть ее, а именно восточная сторона, находится вне границ Арафата. Поэтому паломнику необходимо помнить об этом и обращать внимание на указатели внутри мечети.

Примечание: День Арафа-самый важный день Хаджа. Поэтому паломникам нужно остерегаться любых ошибок, которые могут лишить их награды и воздаяния за Хадж.

1. Не следует останавливаться за пределами Арафата, находиться там до захода солнца и отправляться к долине Муздалифа раньше времени. Кто поступил таким образом, тот не совершил хадж;

2. Нельзя покидать Арафат до захода солнца. Это запрещено, так как противоречит действиям пророка (с.а.у.);

3. Не разрешается создавать давку и толкотню с применением силы для того, чтобы взобраться на гору Арафат (джабаль ар-Рахмах) и достичь вершины, обтирать камни с целью получения благословения и совершать на вершине горы намаз.

4. Большой ошибкой является направление лица в сторону горы Арафат во время ду’а.

Прощальная проповедь пророка (с.а.у.)

В день жертвоприношения Пророк (с.а.у.) произнес проповедь и сказал: «Знаете ли вы, какой сегодня день?» Люди ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше!»

Он помолчал немного, и сподвижники подумали, что он назовет этот день другим именем, но он спросил: «Разве это не день жертвоприношения?» Люди ответили: «Конечно». Он сказал: «А какой сейчас месяц?» Они ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше!»

Он опять помолчал немного, и сподвижники подумали, что он назовет этот месяц другим именем, но он спросил: «Разве сейчас не месяц зу-ль-хиджжа?» Люди сказали: «Конечно». Он сказал: «А что это за город?» Люди ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше!»

Он опять помолчал немного, и сподвижники опять подумали, что он назовет этот город другим именем, но он спросил: «Разве это не священный город?» Люди сказали: «Конечно».

Тогда он сказал: «Воистину, ваша кровь и ваше имущество также неприкосновенны и святы, как святы этот день, этот месяц и эта земля, и они останутся неприкосновенны до того дня, когда вы встретитесь с вашим Господом. Донес ли я до вас послание?» Люди ответили: «Да». Он воскликнул: «О Аллах, будь свидетелем! И пусть присутствующие оповестят об этом тех, кто отсутствовал, ибо
может случиться так, что человек, до которого донесут знание, сможет лучше сохранить его, чем тот, кто услышал его впервые. ». (аль-Бухари и Муслим)

Долина Муздалифа

9-го числа зуль-хиджи после захода солнца паломники направляются к долине Муздалифа (3).

По прибытии, не откладывая, совершают намазы магриб и иша, объединяя и сокращая намаз иша, с одним азаном и двумя икаматами. Паломники остаются на ночь в Муздалифе, часто произнося тальбию, поминая Аллаха, будучи благодарными Ему за оказанную милость и благодеяние в совершении обрядов хаджа.

Часто совершаемые ошибки в Муздалифе:

1. Не следует собирать камешки сразу же по прибытии в Муздалифу, до совершения намаза магриб и иша;

2. Быть убежденным, что камешки для бросания в джамарат нужно набирать исключительно в Муздалифе;

3. Мыть камешки, предназначенные для бросания в джамарат, так как нет никаких достоверных хадисов, утверждающих, что пророк (с.а.у.) совершал нечто подобное.

Правильные действия в Муздалифе

Ночевка в Муздалифе и совершение утреннего намаза в этой долине, является сунной. Женщинам, ослабленным людям, детям и ответственным за них разрешается покинуть долину Муздалифа после полуночи и отправиться к палаткам в Мину.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ ХАДЖА

Согласно сунне 10-го числа зуль-хиджи, паломнику после утреннего намаза желательно находится в Муздалифе у горы «аль-Машъар аль-харам». Ему следует, обратившись в сторону киблы, часто поминать Аллаха, возвеличивать Его и просить, о чем пожелает.

Затем все паломники незадолго до восхода солнца отправляются к долине Мина, где по пути собирают семь небольших камешков, размером с фалангу, чтобы бросить их в Джамарат аль-акаба (4). Остальные камешки для последующих дней собираются в Мине. Таким образом, паломник, произнося тальбию, в смирении и поминании Аллаха, держит свой путь к Мине.

«Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха (с.а.у.) в день жертвоприношения бросал камешки до полудня, а в остальные дни — после полудня». (Муслим)
Долина Мина.

Бросание камешков
а) Прибыв в Мину, паломник спешит к джамарат аль-ъакаба, находящегося рядом с Меккой. При приближении к джамарат аль-ъакаба тальбия прекращается и паломник бросает в стену 7 камешков. Необходимо бросать камешки один за другим. Если бросить несколько камешков сразу, то это засчитывается только за один бросок. Также при каждом броске желательно, возвеличивать Аллаха словами: «Аллаху акбар».

Будьте бдительны и осторожны в 1-день Джамаратов. Если Вы вместе с семьей или со слабыми людьми, то Вам следует переждать и
отправиться к джамарату позже. Так как к началу времени открытия джамаратов, там скапливается наибольшее количество людей. После бросания камешков в джамарат аль-ъакаба паломник начинает возвеличивать Всевышнего:

«Аллаһу әкбар Аллаһу әкбар Аллаһу әкбар Лә иләһә иллаллаһу Аллаһу әкбар Аллаһу әкбар уа лилләһил хамд».

Перевод: «Аллах велик (трижды), нет божества, кроме Аллаха. Аллах велик, Аллах велик, и Ему принадлежит вся хвала».
Жертвоприношение
б) Приношение в жертву животное. Каждый, на ком возлежит обязанность совершить жертвоприношение, должен зарезать одно из трех жертвенных животных: барана, корову или верблюда. Мясо едят и раздают бедным. Сегодня обязанность резать и раздавать нуждающимся берут на себя некоторые предприятия, которые выдадут вам чек и исполнят этот обряд вместо вас.

День жертвоприношения-это первый день праздника ъид аль-Адха (Курбан айт). Все мусульмане на Земле, на востоке и западе, на севере и юге, и паломники в Мине с радостью встречают благословенный праздник жертвоприношения, закалывают жертвенное животное, приближаясь тем самым ко Всевышнему Аллаху.
Бритье или укорачивание волос
в) После того, как паломник закончит бросать камешки в джамарат аль-ъакаба на 10-й день зуль-хиджи, ему следует побрить голову или подкоротить волосы. Но сбривание предпочтительней, что же касается женщины, то она укорачивает свои волосы на длину одной фаланги. После бритья головы, мусульманин снимает с себя две белые материи, в которые был облачен, переодевается в повседневную одежду и частично выходит из состояния ихрама, после чего ему разрешаются все вещи, кроме близости с женой.

Данный порядок является предпочтительным, хотя разрешается совершать эти обряды и в другом порядке.

Часто допускаемые ошибки при бросании камешков:

1. Убежденность некоторых паломников в том, что камешки бросаются в шайтанов. Поэтому бросание сопровождается руганью и проклятиями. На самом деле это не так, в шариате обряд бросания камешков предназначен для поминания Аллаха.

2. Когда люди не смотрят на указательные знаки, идут против основного потока, пытаясь сделать все быстро. Нельзя брать с собой какую-либо поклажу, которая может рассыпаться, а другие люди споткнутся о нее. Именно эти действия очень часто приводят к давке, толкотне и смерти особенно на мосту, где расположены джамараты.

3. Когда паломники бросают в джамарат крупные камни, обувь, палки и пр., что является чрезмерностью в религии, запрещенной нашим пророком (с.а.у.). Паломнику следует проявлять мягкость, и дружелюбие к своим братьям, выбирать удобное и безопасное место для бросания. Попадание камешков в стену не обязательно, достаточно попасть в колодец.

Таваф аль-ифада (таваф хаджа)

Таваф аль-ифада является одним из столпов хаджа, без которого последний будет неполным. После бросания камней в джамарат аль-ъакаба, утром праздничного дня, паломник направляется к Мекке (5), чтобы совершить семь кругов Тавафа аль-ифада, затем семь раз са’й, в случае если он совершает Хадж таматтуъ. Или же если он совершает хадж ифрад и киран, но по прибытии в Мекку после Тавафа аль-кудум не совершил са’й для хаджа. Таваф аль-ифада можно отложить и совершить его по возвращении из Мины на 4-день Курбан айта после джамаратов.

После тавафа аль-ифада в день жертвоприношения паломнику разрешаются запрещенные во время ихрама вещи, вплоть до близости с женой.

ДНИ ТАШРИКА. 11-13 зуль-хиджа

Дни ташрика начинаются с момента вхождения ночи 11 числа зуль-хиджи и продолжаются до 13 того же месяца. Т.е. Дни ташрика-это 4,5,6-ые дни Хаджа или 2,3,4-ые дни Курбан айта.

1. После тавафа аль-ифада в День жертвоприношения паломник возвращается в Мину для ночевки там в течение трех дней ташрика.

2. Или ночует в Мине только две ночи, если он спешит.

Дни ташрика, распорядок на 3 дня:

1. Совершение утреннего намаза с джамаатом (можно в палатках, но лучше всего в мечети)

2. Частое поминание Аллаха с помощью зикров и ду’а;

3. После полудня (когда солнце минует зенит) совершение намаза зухр и бросание камешков во все три джамарата. При этом не забывая произносить слова «Аллаху акбар» с каждым броском камешка. Необходимо спокойно совершать обряды, не ругаясь, не грубя и не препираясь с другими.;

4. Если есть возможность, то желательно съездить в город и до вечера провести время в Масджид аль-Харам, совершая таваф, а также доп. и обязательные молитвы.

5. Разрешается также ночевать в Мине не 3 дня ташрика, а только 2.

«Поминайте Аллаха в считанные дни (в течение трех дней ташрика). Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязненных. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны» (аль-Бакара, 203).

Согласно сунне паломнику после бросания камешков в джамарат ас-сугра и аль-вуста следует, обратившись лицом к кибле и подняв руки, просить Всевышнего, о чем пожелает. Что касается джамарата аль-ъакаба, то после него не останавливаются и не делают ду’а;

Тому, кто пожелает покинуть Мину раньше на один день следует 12-го зуль-хиджи после полудня бросить камешки в три джамарата. Затем покинуть Мину до захода солнца. Если же паломник не успеет уехать отсюда, то он обязан остаться на ночевку до 13-го зуль-хиджи и на следующий день бросить камешки в джамараты. А кто собирался покинуть Мину, но по независящим от него причинам (например, пробки на дорогах) не успел сделать этого до заката солнца, тот не обязан оставаться на ночевку 13-го числа зуль-хиджи.

Таваф аль-вадаъ

Покинув Мину, паломники направляются к Благословенной Мекке для того, чтобы совершить таваф округ Каабы.

Таваф аль-вадаъ (прощальный таваф) считается последним из ритуалов хаджа, который совершается после окончания всех обязательных обрядов. От тавафа аль-вадаъ освобождаются лишь женщины с месячными и послеродовыми выделениями.

Пророк (с.а.у.) сказал: «Пусть никто из вас не уезжает (из Мекки), пока не совершит последний обряд у Дома (Каабы)». (Аль-Бухари и Муслим)

Таваф аль-вадаъ является последним обязательным действием хаджа, возлагаемым на паломника непосредственно перед отправлением к себе на родину.

Советы паломнику:

1. Вы можете набрать Зам-зам в Мекке, но лучше сделать это перед самым отъездом в городе Медина, если программа вашего хаджа предполагает посещение этого священного города.

2. Не берите слишком много воды, потому что в самолете есть ограничения по грузу, перегружая воздушное судно, Вы подвергаете опасности себя и остальных людей. Поэтому рекомендуем покупать уже расфасованный подарочный вариант Зам-зама.

3. Сивак желательно покупать в герметичной упаковке, в ней он лучше сохраняет свои полезные свойства.

Источник статьи: http://www.ummatour.ru/actions/hadzh-poryadok-ispolneniya

Что такое хадж у мусульман?

Ежегодно в Саудовскую Аравию в мечеть Мекки Аль-Масжид Аль-Харам съезжаются миллионы праведных мусульман, чтобы совершить Хадж и выразить Всевышнему свою любовь и благодарность. На время поездки они отрекаются от привычного уклада жизни и удобств, забывают о своем социальном статусе ради Аллаха в надежде укрепить свою веру и изменить жизнь в лучшую сторону.

Что такое Хадж

Хадж – это один из пяти столпов ислама, подразумевающий паломничество к святым местам в Мекке, Медине и их окрестностях, связанным с историческими событиями в исламской культуре. Совершается паломничество в первой половине двенадцатого месяца по мусульманскому календарю – Хиджре, в месяц Зуль-Хиджа.

Во время священного Хаджа паломникам необходимо выполнить обязательные и желательные обряды в определенной последовательности.

Есть три вида Хаджа:

  1. Ифрад. Этот вид большого паломничества подразумевает совершение только Хаджа. До выполнения обрядов паломник делает ният на совершения большого Хаджа. При Ифраде не требуется производить ритуал жертвоприношения животного.
  2. Киран. Для желающих совершить паломничество, не обладая при этом большим запасом времени, есть возможность совместить большой и малый хаджи и пройти обряды с двойным намерением.
  3. Таматту. В этом случае паломник делает ният сначала на совершение малого Хаджа, после завершения обрядов, он освобождается от Ихрама. Затем дожидается Хаджа и, войдя в состояние Ихрама, проходит большое паломничество.

Верующие, совершающие Ифрад или Киран завершают их обрядом заклания жертвенного животного.

Суть Хаджа

В Исламе слово «Хадж» трактуется как действие, которое проходит в определенном месте в определенное время и при соблюдении определенных условий. Это целый ряд обрядов, заключающих в себя глубокую мудрость:

  1. Сплочение праведных мусульман. Верующие из разных стран и континентов раз в год встречаются во время Хаджа у Каабы с одной целью и совершают одни и те же ритуалы.
  2. Проявление равенства между мусульманами. Соблюдая обряды Хаджа, все верующие находятся на одном уровне, никто не обладает какими-либо привилегиями.
  3. Напоминание о Судном дне, когда все предстанут перед Господом миров и будут в страхе ждать допроса, во время которого не поможет ни род, ни блага, ни социальный статус.

Отличие Хаджа от Умры

Хадж по-другому называют большим паломничеством. Помимо него есть еще один обряд поклонения Аллаху – Умра, которое считается малым паломничеством.

И Хадж, и Умра – это посещение святынь в Мекки и Медине, которое имеет определенное количество ритуалов. Большое и малое паломничество отличаются друг от друга своей значимостью и набором священных ритуалов.

  1. Хадж вменен Аллахом как обязательное действие, а Умра не является обязанностью верующего мусульманина.
  2. Большое паломничество выполняется в строго отведенное время – в месяц Зуль-Хиджа. Умру можно совершать в любой день любого месяца, предписанного времени для выполнения малого паломничества нет.
  3. Оба вида паломничества имеют ритуалы, которые совершаются у святынь. Обязательные действия Умры: Ихрам, хождение вокруг Каабы, ходьба между холмами Сафа и Марва, бритье и остригание волос. В Хадже к этим обрядам прибавляются: проведение дня и ночи на горе Арафат, долине Мина и Муздалифа.

Время проведения Хаджа. Проведение Хаджа в 2021 году

Все важные события исламской культуры исчисляются по мусульманскому календарю, который по сути является лунным. Так как лунный год короче, чем григорианский, время проведения Хаджа каждый раз меняется – он начинается раньше на 10-11 дней.

Ежегодно Хадж проводится в течение пяти дней, в 8-12 дни Зуль-Хиджы. 9-й день этого месяца называется «День Арафат» и считается днём Хаджа.

В 2021 году месяц Зуль-хиджа приходится на июль. 9-й день месяца выпадает на 19 июля.

Что такое Кааба

Одним из обязательных ритуалов Хаджа является Таваф – хождение вокруг Каабы – Дома Аллаха. Кааба – это строение в форме куба высотой 13 м, площадью 10х12 метров и обшитое тканью черного цвета. Оно расположено в центре главной мечети Мекки Аль-Харам и является Киблой для всех мусульман.

Кааба — пустое строение. Внутри нее находятся три столба, поддерживающие крышу, лампы и дарственные списки Корана. Среди верующих Кааба является главным местом поклонения и символизирует единство всех мусульман.

Считается, что хождение вокруг Каабы равно намазу, а мусульманина, совершившего обход, Всевышний освобождает от грехов.

Что такое Черный камень

Паломники должны обойти вокруг Каабы семь раз. Ритуальное шествие начинается слева от дверей Каабы, с того места где находится Черный камень – Хаджаруль-Асвад. Он ознаменовал собой место откуда начинается хождение вокруг Каабы и на каком месте оно закончится.

Во время Хаджа паломники пытаются прикоснуться к Черному камню и поцеловать его, не причиняя при этом неудобств другим паломникам.

Что такое Зам-Зам

После совершения определенных обрядов Хаджа паломнику рекомендуется выпить воды из колодца Зам-зам. Зам-зам – священный источник воды, расположенный в мечети Аль-Харам в нескольких метрах от Черного камня.

Согласно хадисам, вода из источника Зам-зам обладает целебными свойствами. Она считается наилучшей водой на земле, которая может заменить собой еду для тела и души.

Вода Зам-Зам никогда не исчезает, этот колодец всегда был и остается наполненным водой. Состав воды в источнике и его вкус не менялся с времен своего появления. В воде Зам-Зам нет микроорганизмов и бактерий, которые бы могли наносить вред человеческому организму и портить вкусовые качества воды.

Воду из колодца Зам-зам нужно пить в определенном порядке:

  • повернуться в сторону Каабы;
  • держать стакан правой рукой;
  • пить тремя глотками;
  • после каждого глотка воды прочитать Дуа.

Водой Зам-Зам рекомендуется совершать омовение, а вот использовать ее для очищения после справления нужды категорически запрещается.

Что такое Ихрам

Ихрам – один из первых обрядов Хаджа и означает, что мусульманин намеревается начать обряды большого паломничества. В состояние Ихрама паломник обязан войти уже на пути к Мекке – в микате. Микатами называются специальные места, на которых мусульмане надевают специальную одежду и совершают ряд действий:

  • подстригают усы, ногти и удаляют лишние волосы с тела;
  • совершают полное или малое омовение, но более предпочтительным является гусль;
  • наносят на тело благовония, умащать духами одежду нельзя.

Далее мужчины и женщины надевают Ихрам для прохождения Хаджа. Мужчины используют два куска материи белого цвета: одним обтягивают пояс, а второй накидывают сверху и надевают удобную обувь – босоножки, сандалии и т.д.

Женщины могут надевать любую одежду, соответствующую нормам ислама.

После этого мусульманин делает ният на прохождение одного из видов паломничества.

Некоторые действия запрещено совершать в состоянии Ихрама:

  • случайно или намеренно состригать и брить волосы на любой части тела;
  • полностью или частично удалять ногти без крайней необходимости;
  • использовать масла и жиры для лица, волос и тела;
  • применять ароматические средства и благовония;
  • охотиться, покупать, употреблять дичь на территории Аль-Харама;
  • повреждать и истреблять растения Аль-Харама;
  • жениться самому и сватать других;
  • выполнять супружеский долг и совершать любую близость, в том числе интимную;
  • надевать какой-либо головной убор, сшитую одежду.
  • подбирать потерянные вещи, если нет намерения найти хозяина этих вещей.

Состояние Ихрама длится до завершения всех обрядов Хаджа, ради которых делалось намерение. Если какие-либо обстоятельства, не зависящие от человека, не позволяют исполнить священный долг до конца, из Ихрама необходимо выйти, совершив обряд заклания животного, а после возместить Хадж.

Обязательные условия Хаджа

Хадж совершается при соблюдении обязательных условий. Человек, сделавший намерение выполнить большое паломничество должен быть:

  • верующим мусульманином. Хадж, совершенный немусульманином, не считается за действительный;
  • совершеннолетним. Дети могут совершить Хадж с семьей, но при достижении ими совершеннолетия выполнение Хаджа для них становится обязательным;
  • в здравом уме и обладать хорошим здоровьем. Люди с физическими и психологическими недостатками здоровья освобождаются от совершения Хаджа, пока не излечатся. Но если человек имеет финансовые возможности для совершения Хаджа, он может отправить в паломничество другого человека.
  • свободным. Для рабов и заключенных паломничество к святым местам не является обязательным.

Ритуальные действия Хаджа

Хадж включает в себя десять ритуальных обрядов:

1. Ихрам. Мусульманин надевает специальную одежду, делает намаз в два ракаата и ният на Хадж.

2. Вход в Мекку с указанного миката. Верующие пребывающие с разных сторон света заезжают в священный город только с определенной стороны:

  • Зуль-хулейфа (450 км от Мекки) рассчитан для тех, кто направляется со стороны Медины.
  • Затуль ‘Ирк (97 км от Мекки) предназначен для паломников, приближающихся о стороны Ирака. Он находится на расстоянии 97 км от Благословенной Мекки.
  • Джухфа (187 км от Мекки) – место для паломников, прибывающих со стороны Сирии и Египта.
  • Карнуль-маназиль находится в 96 км от Мекки и организован для мусульман, прибывающих со стороны Неджда и Кувейта.
  • Ялямлям (54 км от Мекки) предназначен для тех, кто едет со стороны Йемена и Индии.

3. Таваф – первое хождение вокруг Каабы. На 7-й день Зуль-Хиджи мусульмане обходят Дом Аллаха против часовой стрелки быстрым шагом 7 раз. Количество кругов равно количеству небес.

4. С’ай (бег) между холмами Сафа и Марва. Этот ритуал выполняется в память о матери пророка Исмаила (мир ему) Хаджар (пусть будет доволен ею Аллах), которая в поисках воды для своего сына пробежала между этими холмами 7 раз.

5. Питье воды из колодца Зам-Зам. После перечисленных обрядов мусульмане имеют возможность испить святой воды и облить свое тело.

6. Стояние на долине Мина и горе Арафат. На восьмой день Зуль-Хиджа верующие направляются в долину Мина и проводят там ночь в молитвах. С рассветом они поднимаются на гору Арафат и продолжают обращаться к Всевышнему с молитвами.

7. Пребывание в долине Муздалифа. В ночь праздника, люди совершают вечерние молитвы и возвращаются в долину Мина.

8. Побиение камнями шайтана. На рассвете мусульмане начинают бросать семь камней в один из трех столбов – «джамратуль-‘акаба». В остальные дни необходимо бросить по 7 камней в каждый из столбов.

8. Стрижка или бритье волос на голове. Мужчинам больше саваба, если они сбреют волосы, женщины могут подстричь их длиной одной фаланги пальца. Волосы нужно закопать в долине Мина.

9. Курбан. После метания камней начинается обряд заклания жертвенного скота.

10. Заключительное хождение вокруг Каабы. После всех ритуалов мусульмане вновь прибывают в Мекку, чтобы совершить прощальное хождение (Таваф аль-вада).

Столпы Хаджа. Фарды

Ритуалы Хаджа делятся на столпы, т.е. обязательные к исполнению (фарды), на необходимые (ваджиб) и на желательные (суннат). Фард – это действие, описанное в Коране, и выполнить его нужно обязательно. Игнорирование предписаний приводит к греху.

Мнение богословских школ по поводу столпов большого паломничества отличается. Ученые ханафитского мазхаба фардами Хаджа считают:

Шафииты фардами Хаджа называют:

  • Ихрам;
  • Нахождение на местности Арафат;
  • Таваф;
  • С’ай;
  • Стрижка волос.

Представители мазхабов сходятся в том, что несоблюдение одного из столпов нарушает Хадж.

Ваджибы и суннаты Хаджа

Ваджибы – это действия, которые необходимо выполнить во время Хаджа. Однако если паломники пропустят одно из перечисленных актов, то в наказание им нужно будет возместить Хадж или принести в жертву животное.

Ученые-ханафиты к ваджибам Хаджа относят:

  • хождение между склонами Сафа и Марва;
  • нахождение в Муздалифе;
  • метание камней;
  • бритье или стрижка волос;
  • прощальный обход Каабы;
  • закалывание жертвенного скота совершающим Хаджи Киран и Таматту.

По шафиитскому мазхабу ваджами являются:

  • Ихрам в микате;
  • ночь в Муздалифе;
  • бросание камней;
  • ночь в Мина на время бросания камней;
  • прощальный Таваф вокруг Каабы.

Суннатами являются такие действия, выполнение которых желательно. Однако, если мусульмане по тем или иным причинам не смогут исполнить один из суннатов, это не грех. Но за выполнение суннатов больше благости от Всевышнего.

Желательными ритуалами Хаджа являются:

  • взять гусль перед Ихрамом;
  • надеть специальные одежды;
  • сделать намаз до Ихрама;
  • сказать и повторять Тальбию в Ихраме;
  • сделать таваф;
  • бегать между столбами в С’ае;
  • ночевать в Мине на 8-й день Зуль-Хиджи;
  • быть на горе Арафат в день Арафа;
  • пойти в Муздалифу из Мины до рассвета;
  • ночевать в Мине на Ид аль-Адха;
  • провести 10-ю ночь месяца в Муздалифе;
  • бросать камни в столбы соблюдая очередность;
  • взывать к Аллаху с мольбами на Арафате;
  • напиваться водой Зам-Зам после тавафов;
  • прикасаться и целовать Черный Камень

Холмы Сафа и Марва в Хадже

Одним из важных действий Хаджа является С’ай, то есть бег между холмами Сафа и Марва. Они находятся в Мекке, на территории Западной Мечети.

Расстояние между возвышенностями Сафа и Марва 450 метров. Ритуал начинается с восхождения на Сафу. Паломники, оказавшись на холме, оборачиваются в сторону Киблы и обращаются к Всевышнему с молитвами. После этого нужно спуститься с Сафы и добежать до другого холма Марва. Поднявшись на Марву, мусульмане вновь смотрят в сторону Каабы и молят Господа Миров о прощении и исцелении. Так нужно сделать 7 раз, то есть на холмах Сафа и Марва каждый паломник должен побывать по 7 раз.

Этот обряд – почитание памяти Хаджар, жены пророка Ибрахима (а.с.). Когда она осталась одна в пустыне с младенцем на руках и запасы воды исчерпались, Хаджар металась между двумя холмами Сафа и Марва и молила Всевышнего о помощи. Когда, после седьмого круга, она вернулась к сыну, увидела рядом с ним источник с водой Зам-Зам.

Этот ритуал напоминает о важности смирения и показывает, что Господь слышит искреннее обращение, молитву и одаривает просящего благами.

Женщина и Хадж

Хадж является фардом как для мужчин, так и для женщин. Для совершения большого паломничества для мусульманок существует ряд дополнительных условий, которые они должны соблюсти:

  1. Женщина не имеет право совершать Хадж без сопровождения – махрама. Махрамом может быть: отец, супруг, брат, совершеннолетний сын. Если у женщины нет махрама, она вправе совершить Хадж после 45 лет.
  2. В состоянии Ихрама мусульманке запрещается закрывать лицо (никаб, паранджа) и кисти (перчатки). При это разрешено прикрываться краем платка при виде посторонних мужчин.
  3. Нельзя использовать благовония с сильными запахами.
  4. Запрещено вступать в сексуальную связь с мужем.
  5. После обряда «избиение шайтана камнями», женщина должна состричь прядь волос длиной с фалангу пальца.
  6. Женщина может являться доверенным лицом и совершать Хадж как за мужчин, так и за женщин. Обязательным условием для этого является то, что она до этого совершала паломничество за себя.
  7. Если у женщины начинается хаид (менструация) или нифас (послеродовое кровотечение), она может выполнить все обряды большого паломничества, кроме Тауафа.
  8. Женщинам необходимо произносить Тальбию тихо, чтобы посторонние мужчины не слышали их голоса.
  9. Во время Тауафа женщинам, во избежание соприкосновения с мужчинами, надо стараться не подходить к Черному камню.
  10. Женщинам можно не оставаться в Муздалифе на ночь.

Запретные действия. Что нарушает Хадж?

Хадж может нарушить несоблюдение какого-либо обязательного действия – фарда или ваджиба. Если столпы большого паломничества должны выполнятся безоговорочно и их нарушение приводит к греху, то за оставление ваджибов для паломника предусмотрено искупление: жертвоприношение, раздача садака или возмещение Хаджа.

Также искупление предусмотрено, если паломники выполняют фарды и ваджибы не вовремя или совершают действия, запрещенные в состоянии Ихрама.

В состоянии Ихрама нельзя:

  • вступать в половые отношения и совершать прелюдии;
  • вступать в брак;
  • носить сшитую одежду;
  • покрывать голову (мужчинам);
  • закрывать лицо и носить перчатки (женщинам);
  • стричь ногти;
  • брить/стричь волосы на голове или на других частях тела;
  • наносить благовония на одежду или тело;
  • мазать бороду или волосы маслом;
  • использовать средства личной гигиены с запахом;
  • охотиться на животных;
  • срывать растения.

Желательные действия Хаджа

Хадж – особенное и очень важное событие в жизни каждого праведного мусульманина. Совершение святого паломничества сопряжено с выполнением ряда правил, желательных действий, которые облегчат его прохождение. Мусульманин, намеревающийся совершить Хадж должен:

  • выплатить все свои долги;
  • обеспечить поездку на деньги, заработанные праведным путем;
  • узнать об обрядах Хаджа от опытных людей;
  • помириться с теми, на кого обижен;
  • возместить пропущенные намазы и посты;
  • искренне раскаяться в совершенных грехах;
  • найти хорошего спутника;
  • попрощаться с близкими и попросить их о дуа;
  • сделать намаз (два ракаата) перед выходом из дома;
  • совершить намаз в два ракаат после возвращения из Хаджа;
  • выходить в путь, повторяя зикры и дуа;
  • вернуть хозяевам имущество, если таковое имелось на хранении;
  • раздавать милостыню по возможности;
  • находиться в состоянии ритуальной чистоты;
  • совершить в Хадже хатм Корана (по возможности).

Достоинства Хаджа

Во многих хадисах говорится, что Хадж заключает в себе огромную пользу для мусульманина, совершившего его. Каждое поклонение и вспоминание Аллаха несут для паломника множество благ и достоинств.

  1. Паломничество считается третьим лучшим деянием для мусульманина после веры во Всевышнего и борьбы на пути к Аллаху.
  2. Хадж смывает грехи паломника, совершенные прежде.
  3. Во время Хаджа мольбы и просьбы о помощи паломника принимаются.
  4. Принятый Хадж вознаграждается Раем.
  5. Совершившие Хадж мусульмане получают много наград от Всевышнего.

Помимо этого, Хадж объединяет мусульман со всего света в одну большую умму. Во время паломничества, независимо от расовой принадлежности, цвета кожи и социального статуса, они все становятся равными перед Всевышним.

Хадж способствует нравственному и культурному обогащению человека. Во время паломничества верующие мусульмане поклоняются Аллаху, стремятся получить всевозможные блага и избавиться от грехов. Также, совершая Хадж, мусульмане знакомятся с историей и культурой ислама.

Квоты Саудовской Аравии на Хадж

Из года в год желающих посетить святые места в Мекке и Медине растет. Власти Королевства Саудовская Аравия, в целях урегулировать большой поток паломников, ввели ограничение на въезд – для каждой страны выделяются квоты на выдачу виз для Хаджа.

Для каждой страны выделяется определенное количество мест, которое напрямую зависит от количества проживающих мусульман в регионе и количества желающих совершить Хадж. Каждый год, выдавая визы, КСА учитывает предыдущий опыт и может поменять количество квоты в большую или меньшую сторону.

Для России в 2020 году было выделено 25000 квот для паломников. Далее эти квоты разделяются по регионам, в которых проживает наибольшее количество мусульман: Дагестан, Чечня, Ингушетия, Татарстан, Крым.

Однако, со сложившейся сложной эпидемиологической ситуацией в стране и в мире, Хадж был отменен. В январе 2021 года для россиян ожидается открытие въезда в КСА.

Хадж пешком, на автомобиле и на автобусе

Известны единичные случаи, когда мусульмане отправлялись в Хадж пешком и проходили тысячи километров. Это действие не порицается. Однако ученые считают, что пешком в Хадж можно отправиться лишь в том случае, если человек живет неподалеку от Мекки, в соседних регионах. Дорога до мест поклонения в много тысяч километров может нанести ущерб здоровью. Добираться до Хаджа из отдаленных мест желательно на доступном виде транспорта. Пророк (с.а.в.) со своими сподвижниками добирался в Мекку верхом на верблюдах.

Добраться в Мекку можно на автомобиле и автобусе. В этом случае нужно учитывать, что такие заботы, как оформление визы, покупка билетов на автобус или топлива для машины, бронирование номера в отеле и прочие, лягут на ваши плечи. Также нужно знать, что КСА выделяет определенные квоты, группы паломников должны прилетать на определенных рейсах, передвигаться по установленным маршрутам. Автобусы вместимостью менее 25 человек могут быть не допущены в страну во время Хаджа.

Подготовка всех необходимых документов для Хаджа также дело не из простых. Так, самостоятельная поездка может стать очень затратной как в финансовом, так и моральном плане.

Сколько стоит поездка на Хадж

Компания Умма Тур предлагает вам помощь в организации и проведения Хаджа. Мы делаем все, чтобы создать для вас максимально комфортные условия в совершении паломничества. Сопровождаем на всем пути – от оформления документов до соблюдения правил Хаджа непосредственно в Мекке.

Мы предлагаем на выбор несколько программ, которые полностью отвечают вашим требованиям и возможностям: Эконом Плюс, Комфорт, Люкс.

Программы включают в себя проживание в комфортных отелях, двухразовое питание, круглосуточный трансфер от отеля к мечети Аль-Харам каждые 10 минут. Для вашего удобства мы внедрили «Радиогид» – специальные наушники, которые помогут слышать руководителя поездки на расстоянии до 100 метров.

Стоимость путевок в Хадж от Умма Тур в 2021 году начинается от 231 000 рублей. В связи с обстановкой в мире, цены путевок в Хадж могут корректироваться.

Мы помогаем организовать важное событие в вашей жизни наилучшим образом.

Источник статьи: http://www.ummatour.ru/articles/chto-takoe-hadzh

Что за обряд хадж

Хаджж или хадж – так называют паломничество мусульман, в которое входит посещение Мекки и Масджид аль-Харам, а также окрестностей Мекки, включающее посещение горы Арафат, долин Мина и Муздалифа в определенный промежуток времени по лунному календарю и время проведения будет отличаться каждый год от солнечного григорианского календаря. Паломничество в Мекку может быть малым (умра), которое совершается в любое время года, а также большим (хадж), то есть непосредственно в месяц Зуль-Хиджа.

Хадж – один из пяти столпов ислама, пятый, а первые четыре – это Шахада, намаз или молитва, закят или обязательная милостыня, а также саум или пост в месяц Рамадан.

Хадж неоднократно упомянут в Коране, Всевышний Аллах повелевает мусульманам в Священной Книге: «Завершайте хадж и малое паломничество во имя Аллаха» (сура Аль-Бакара (Корова), 196-й аят), «Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!» (сура Аль-Бакара (Корова), 197-й аят).

Этимология понятия «хадж»

Слово хадж в переводе с арабского языка на русский означает «намерение» или «стремление», «стремление к прославленному», а также «возобновление» и «возвращение».

Термином «хаджи» называют человека, который совершает или совершил хадж. Во время паломничества хаджи обходит вокруг Каабы, затем через какое-то время снова совершает обход, возвращаясь к Каабе снова, а после этого идет в долину Мина, совершает там все необходимые обряды, и после вновь возвращается к Каабе для того, чтобы совершить прощальный обход.

Понятие «хадж» упоминается в Таурате: таким термином называются пляски или хоровод по кругу. Еврейский термин «хаг» соответствует арабскому понятию «хадж».

Хадж как термин в Шариате

Термин «хадж» в Шариате подразумевает действие, которое совершают определенным образом в установленном месте и в установленное время. В Священном Коране указано, что совершать хадж является обязанностью для любого мусульманина, и это подтверждает и сунна Пророка Мухаммада ﷺ, а также единодушно подтверждают мусульманские ученые (улемы).

Хадж следует совершать с начала 12 месяца лунного мусульманского календаря, и этот месяц по этой же причине получил название «зу-ль-хиджжа», что в переводе с арабского означает «обладающий паломничеством».

История обрядов хаджа

Исходя из того, что описывается в мусульманских преданиях, история обрядов хаджа берет свое начало еще от истории о пророке Адаме и его жене Хаве или Еве. Когда они были изгнаны из Рая, встретились они вновь на горе Арафат, а именно стояние на горе Арафат входит в хадж как один из обязательных обрядов.

Также история хаджа восходит своими корнями к истории об Ибрахиме или Аврааме, а также его сыну Исмаилу, в которой рассказывается, что Ибрахим должен был принести своего сына в жертву Всевышнему, но Всевышний Аллах вместо человеческой жертвы, велел принести в жертву животное. Эта история показала не только то, что пророк Ибрахим прошел испытание крепости своей веры, но и то, что, сохранив жизнь сына Ибрахима, Всевышний Аллах показал, что Господу не нужны человеческие жертвы. До Всевышнего Аллаха не доходит мясо или кровь жертвенных животных, но до Аллаха доходит богобоязненность верующих и их искренние намерения.

Современные мусульмане отмечают Курбан-байрам (по-арабски — Ид аль-Адха) или Праздник жертвоприношения на девятый день в месяц зуль-хиджа, и этот праздник присутствует из всех авраамических религий только в исламе. Традиции праздновать этот день были утрачены с течением времени, и только Пророк Мухаммед ﷺ восстановил этот праздник.

Ислам учит мусульман обязанности хотя бы раз в жизни совершить хадж, за исключением тех, которые это делать не в состоянии. Те мусульмане, которые не могут сами отправиться в хадж или паломничество по уважительной причине, то они могут отправить в паломничество другого человека вместо себя. Такого человека называют термином «вакиль аль-хадж», ему оплачивают все расходы, связанные с поездкой.

Суть хаджа

Хадж – это одно из лучших деяний, которые в своей жизни может совершит мусульманин. Об этом сказал Пророк Мухаммед ﷺ, когда ему задали соответствующий вопрос: в ряду лучших деяний мусульманина он назвал сначала веру в Аллаха и Его Посланника, затем борьбу на пути Аллаха и потом «безупречный хадж».

Хадж – это один из видов джихада, а паломники – это гости Аллаха. По словам Пророка Мухаммада ﷺ, те мусульмане, которые совершают хадж, — это гости Бога, и если они обратятся ко Всевышнему, то Он им ответит, а если они покаются перед Аллахом, то Он их простит.

Совершение паломничества за долги

По словам Абдуллаха ибн Аби аль-Джадаа, когда Посланнику Аллаха ﷺ задали вопрос о том, следует ли человеку, который не знает, как совершить хадж, поскольку у него нет средств, чтобы совершить паломничество, взять в долг для совершения хаджа, Пророк Мухаммад ﷺ ответил отрицательно, что указывает на тот факт, что паломничество нельзя совершать за долги. Несмотря на слабость хадиса, совершать хадж за долги не следует.

По канонам ислама, человек на свое паломничество должен заработать деньги только честным путем, и это относится также к средствам на дорогу, а также проживание паломника во время хаджа и его питание.

Когда и как совершить хадж?

Время, в которое следует совершать хадж, рассчитывают по календарю хиджры или Исламскому календарю лунного года.

Паломничество включает в себя пять дней с восьмого по двенадцатый день месяца Зуль-хиджи, который по исламскому календарю является последним месяцем года. На девятый день мусульмане отмечают «День Арафат», день хаджа.

Количество дней исламского лунного календаря меньше на одиннадцать дней, чем григорианского календаря. По этой причине время хаджа и даты его проведения каждый год меняются, то есть с каждым годом дата приближается примерно на десять-одиннадцать дней. Один раз в тридцать три года выпадает год, в который дважды проводится хадж, и в последний раз такое было в 2006 году.

Вход в ритуальное состояние паломника

Обряды, которые сопутствуют выполнению хаджа и умры, подразделяются на три вида, связанные с понятием состояния ихрама (этот термин переводится с арабского языка как «посвящение»). Состояние ихрама – это состояние духовной чистоты, в которое входит паломник для того, чтобы совершить обряды хаджа. Состояние ихрама требует совершение полного омовения тела паломника, а после — облачения в специальную одежду и соблюдение правил ихрама.

Если верующий вошел в состоянии ихрама, то ему запрещено:

  • Заниматься делами и торговлей, а также всем тем, что имеет отношение к мирской жизни;
  • Также человек в состоянии ихрама не имеет права вступать в сексуальные связи, ему запрещено жениться или свататься;
  • Также обижать кого-нибудь или испытывать и проявлять гнев;
  • Паломник в состоянии ихрама не может причинять вред любому живому существу, то есть запрещено убивать животных и даже срывать с деревьев ветки;
  • Паломнику в состоянии ихрама запрещено стричься и бриться, стричь также ногти, надевать украшения и применять благовония.

Ихрам паломника

После того, как будет совершено полное омовение или гусль, женщинам мусульманкам следует надеть свободную одежду, а голову покрыть платком так, чтобы только лицо было видно, а одежда должна прикрывать все тело, кроме кистей рук и ступней ног. Мужчинам предписано надеть два белых покрывала, одно из которых будет закрывать ноги до колен, а второе будет надето на левое плечо. Предназначение таких одеяний – символизировать чистоту помыслов мусульман, совершающих паломничество, а также то, что перед Всевышний Аллахом все равны.

Облачение верующих в одежду ихрам происходит в месте, которое носит название «микат». Микат располагается за четыре километра до того места, где находится Кааба. Современные мусульманские паломники надевают специальные одежды заранее перед тем, как сесть в самолет или непосредственно на борту самолета.

Как совершить хадж: виды паломничества

Хадж подразделяется на несколько разных видов:

  1. ифрад, когда верующий входит в состояние ихрам для того, чтобы совершить только один хадж;
  2. таматту, когда паломник входит в ихрам для того, чтобы совершить умру (малое паломничество), а после того, как он совершит все действия, которые связаны с умрой, паломник выходит из состояния ихрам, и снова вступает в ихрам уже в Мекке, когда наступит действие хаджа с восьмого дня месяца зуль-хиджа;
  3. кыран, когда у паломника соединяются и пребывание в состоянии ихрама для хаджа, и пребывание в ихраме для умры, когда он собирается из миката совершить и умру, и паломничество хадж в любой последовательности.

Мнения мусульманских ученых богословов по данному вопросу расходятся. В хадисах Пророка Мухаммеда ﷺ приводят слова Аиши о том, что, когда они вместе с супругом, Пророком Мухаммедом ﷺ, выехали в Мекку для совершения паломничества, часть из тех мусульман, что были с ними, приняли состояние ихрама, чтобы совершить только умру, а часть из них намеревались совершить и умру, и паломничество хадж, и некоторые собирались совершить только хадж. Пророк Мухаммед ﷺ объявил тогда, что намеревается совершить только хадж. Те же, кто собирался совершить и умру, и хадж, до самого дня жертвоприношения из состояния ихрама не вышли.

Ученые богословы ислама не пришли к единому мнению относительно того, какой вид паломничества предпринимать предпочтительнее, но единогласным остается мнение о том, что все вышеупомянутые способы совершения паломничества разрешаются мусульманам. Также среди ученых нет единого мнения относительно того, какой вид совершения паломничества предпочитал Пророк Мухаммед ﷺ.

Правила и обязательные условия хаджа и умры

Совершение хаджа или умры возможно только при соблюдения нескольких обязательных условий:

  1. человек должен обязательно исповедовать ислам, то есть совершать хадж или умру, может только мусульманин, а немусульманину запрещены оба вида;
  2. одним из условий для совершения хаджа является булуг или зрелость паломника, который предпринимает паломничество: умра и хадж не обязательны для совершения маленьким детям, для которых еще не наступило время зрелости. Если же ребенок уже разумный и совершил хадж, то он будет засчитан, но всего смысла паломничества ребенок в это время не поймет, так что в будущем ему обязательно следует совершить еще одно паломничество;
  3. еще одним условием для совершения хаджа является то, насколько здравым рассудком обладает человек, поскольку, только будучи в здравом уме следует совершать хадж, а если умру или хадж совершает человек умалишенный или недееспособный, то такое паломничество будут считать недействительным;
  4. хуррия или хуррият – еще одно условие совершения хаджа. Этот термин в переводе с арабского означает «свобода» и подразумевает, что человек, являющийся на момент времени хаджа несвободным, то есть раб или заключенный, не обязаны совершать хадж;
  5. иститаа – еще одно условие для совершения паломничества, которое означает наличие возможности совершения хаджа, поскольку Всевышний Аллах сказал о том, что хадж обязаны совершать те, у кого есть возможность это сделать, и в этой связи иститаат подразделяется на возможность, которая касается как мужчин, так и женщин, и на возможность, которая касается исключительно женщин.

К возможностям, которые относятся одинаково как к мужчинам, так и к женщинам, относят:

  • здоровье, поэтому если состояние здоровья человека не позволяет совершать хадж, то он не обязан это делать;
  • свобода личности, поэтому если совершение паломничества подразумевает под собой, что человек может быть подвержен опасности попасть в плен или быть захваченным в заложники во время совершения паломничества, то человек не обязан совершать хадж или умру;
  • безопасность дорог;
  • наличие у паломника транспорта для достижения места совершения паломничества — Мекки.

К возможностям, которые относятся исключительно к женщинам, являются:

  • наличие на время паломничества сопровождающего лица мужского пола, который может быть супругом или близким родственником женщины, которому запрещено жениться на этой женщине (дядя, отец, брат, сын).
  • идда — еще одно условие для хаджа, касающееся исключительно женщин: так называют период времени, на протяжении которого женщина не может вновь выйти замуж, и паломничество в течение этого времени совершать ей так же нельзя. Идда во время траура продолжается 4 месяца и десять дней, а во время бракоразводного процесса 3 месяца, как это указано в Священном Коране.

По мнению части мусульманских богословов, женщина должна совершать паломничество в сопровождении мужчины махрама. Но есть и такие, которые придерживаются мнения, что в составе женской группы паломников женщина тоже может отправляться в паломничество.

В современном мусульманском мире визы тем женщинам, которым нет еще сорока пяти лет, если у них нет сопровождающего, не выдаются посольством Саудовской Аравии.

Столпы хаджа

Мусульманские ученые богословы из ханбалитского и маликитского мазхабов считают, что есть четыре столпа хаджа, которые следует обязательно выполнить, чтобы хадж был засчитан как действительный.

  1. Аль-ихрам – это оглашение намерения, когда верующий сообщает о том, что намеревается приступить к тому, чтобы исполнить обряд хаджа.
  2. Таваф аз-зияра или таваф аль-ифада – это ритуал обхода вокруг Каабы, который следует сделать семь раз.
  3. Вукуф би-Арафа – это обряд стояния в соответствующее время на горе Арафат.
  4. Сай байна ас-Сафа ва аль-Марва – это обряд, суть которого заключается в беге меж двумя холмами — аль Марва и ас-Сафа.

По мнению ученых ханафитского мазхаба, у хаджа всего два столпа, Арафат и таваф, и если их не совершить, то хадж посчитают недействительным, а обязательным при выполнении хаджа является:

  1. оглашение намерения или ихрам,
  2. таваф в той форме, когда столпом хаджа является четырёхкратный обход вокруг Священной Каабы, а еще три раза — это обязательные действия или ваджиб,
  3. сай – это ваджиб, то есть действие, которое следует обязательно выполнить, когда совершаешь хадж,
  4. Арафат является именно столпом хаджа.

По мнению шафиитов, мнение ученых ханбалитского и маликитского мазхаба верное, но шафииты добавляют к столпам хаджа еще два:

  1. после того, как будет совершен столп Арафат, и после того, как истечет вторая половина времени «ночи жертвоприношения», паломник должен удалить со своей головы три волоса либо полностью, либо частично;
  2. ихрам должен быть совершен перед всеми остальными действиями, выполнить стояние на Арафате следует до того, как будет совершено действие таваф и удаление волос с головы, а также таваф должен быть совершен перед действием сай, и только при соблюдении такой последовательности хадж будет являться действительным.

Последовательность хаджа

1. Войти в ихрам

Мусульмане проходят микат, то есть специально отведенное место, которым обозначена граница территории, вход на которую возможен только в состоянии ихрам, затем произносят намерение совершить паломничество, а затем говорят тальбийа: «Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!».

2. Первый раз паломник обходит вокруг Священной Каабы в седьмой день зуль-хиджа. Мусульмане, совершающие хадж, должны войти в Масджид аль-Харам, будучи босыми, пройдя через Баб ас-Салам или Врата мира с правой ноги. После этого паломник должен проследовать к «Черному камню» и коснуться его рукой или поцеловать.

3. Далее совершают Сай, то есть бег между холмами Марва и Сафа семь раз. Далее мусульмане, совершающие хадж, направляются к священному колодцу, который носит название Замзам, и пьют эту воду.

4. Центральный обряд всего хаджа или Вукуф (молитвенное стояние в долине Арафат) совершают на девятый день хаджа. Стояние начинают в полдень сразу после того, как Солнце пройдет точку зенита, а завершается стояние перед закатом солнца.

Долина Мина, в которой паломники проживают, исполняя обряды хаджа

5. На десятый день хаджа мусульмане, совершающие хадж, направляются в долину Мина, и там происходит бросание семи камней, которые были подобраны в Муздалифе. Камешки следует кидать в один из трех столбов, последний, джамрат аль-акаба, который символизирует Сатану, преграждавшего дорогу пророку Ибрахиму. Так совершают обряд побивания камнями Шайтана, и мусульмане, кидая камни, посвящают себя мысленно Всевышнему Аллаху, обещая, что приложат все усилия для того, чтобы изгнать из своей жизни нечестие и дьяволов.

6. Праздник Курбан-байрам начинается в этот же день: мусульмане, совершающие хадж, совершают жертвоприношение, после чего волосы или сбривают, или подстригают коротко, а бороды укорачивают.

7. После этого совершают таваф аль-вада или «прощальный» обход вокруг Каабы.

На протяжении трех дней после этого, с одиннадцатого по тринадцатый день включительно, мусульмане также совершают жертвоприношения и приходят в долину Мина, также бросают камни, но уже в каждый из трех столбов, которые называются джамрат аль-акаба, джамрат аль-вуста и джамрат аль-ула.

Заканчиваются обряды хаджа в четырнадцатый день месяца зу-ль-хиджжа. В этот день мусульмане, совершающие паломничество, могут выйти из состояния ихрам.

Многие из паломников после того, как будет завершен хадж, отправляются посмотреть те места, которые в Мекке связаны с жизнью и деятельностью Пророка Мухаммада ﷺ. Паломники могут отправиться в Медину, чтобы увидеть могилу Пророка Мухаммада ﷺ. Также паломники могут посетить город Таиф, в котором Пророк Мухаммед ﷺ укрывался от курайшитов, которые его преследовали – мечеть дяди Пророка Мухаммада ﷺ Аббаса расположена также в этом городе, и в ней паломники могут совершить совместную молитву. В Медине паломники могут посетить Масджид ан-Наби или Мечеть Пророка, которая является второй по значению мечетью после Запретной Мечети. Усыпальница Пророка Мухаммада ﷺ располагается в юго-восточной части мечети, и у могилы его мусульмане произносят приветствие.

Прибыв в Медину, паломники направляются в Мечеть Пророка ﷺ — вторую по значению после Запретной Мечети в Мекке. Совершив молитву, паломники-мужчины следуют в юго-восточную часть мечети, где находится усыпальница пророка Мухаммеда ﷺ и могилы праведных халифов Абу Бакра и Умара.

Также паломники могут посетить мечеть Куба и мечеть ат-Таква или мечеть двух кибл. Пророк Мухаммад ﷺ наставлял мусульман совершить ритуальное омовение в том месте, где они проживают, и потом только идти в мечеть Куба, и эту мечеть Пророк Мухаммад ﷺ посещал сам, когда жил в Медине. Мечеть ат-Таква знаменита своими двумя михрабами, то есть нишами, которые указывают на киблу: в мечети ат-Таква один михраб указывает на Мекку, а другой – на Иерусалим, в котором находится третья святыня мусульман — мечеть Аль-Акса.

Также мусульмане могут посетить кладбище Джаннат аль-Баки: на этом кладбище похоронены члены семьи Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижники.

Источник статьи: http://medinaschool.org/library/creed/hadzh/chto-takoe-hadzh

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *