Что за ритуал коррупции



Кладбищенский распил

Как только на Хованском кладбище в Москве произошло побоище между мигрантами и бандитами у нас возникло подозрение, что без вездесущей московской коррупции дело не обошлось. Подозрения оказались правдой.

Похоже, что нити ведут всё к тому же чиновнику, который зачищает малый бизнес и организует коррупционные московские фестивали ‒ руководителю департамента торговли и услуг Москвы Алексею Немерюку.

Организатор зачисток малого бизнеса, фиктивных тендеров по украшению города и мастер кладбищенского дела Алексей Немерюк ‒ верно служит своему хозяину

Для ясности, о ком идёт речь: именно ведомство Немерюка отвечало за незаконный снос ларьков в Москве. Он же стоит во главе организации московских фестивалей. На них за пару лет больше миллиарда заработала фирма, связанная с дочкой депутата Мосгордумы от Единой России Герасимова и подчинённой Немерюку чиновницей Сухотиной.

Теперь оказывается, что и похоронное дело, которое курирует Немерюк, опутано коррупцией и откровенным криминалом. Интересные совпадения получаются.

Историю с «Хованским побоищем» намеренно пытаются слить, пеняя на тему мигрантов и национальностей. Ищут виновных где угодно, только не во власти. Но дело не в этнических группировках, а в коррупции. Наш Центр антикоррупционной политики провёл свой анализ дела и вот, что удалось выяснить.

Похоронная выгода

Для некоторых похороны ‒ выгодный бизнес. Рынок похоронных услуг Москвы оценивается от 8,5 до 10 миллиардов рублей в год при этом ниша стремительно монополизируется государственной структурой ГБУ «Ритуал». Сейчас это учреждение управляет 136 кладбищами столицы и оказывает разные похоронные услуги от транспортировки покойников до захоронения тела. Подчиняется ГБУ «Ритуал» департаменту торговли и услуг Москвы во главе с уже упомянутым Алексеем Немерюком.

Цена одного места для семейного захоронения доходит до 4 миллионов.

Подозреваем, что именно этот источник доходов выступает главной коррупционной кормушкой. Не желая платить миллионы за 3 с половиной квадратных метра, люди платят меньше, но в карман чиновников.

По сети курсирует открытое письмо бывших сотрудников ГБУ «Ритуал». Если убрать в сторону эмоции и личное отношение анонимных авторов, многие данные, включая фирмы-подрядчики сходятся. А ведь среди прочего там говорится о том, что Немерюк и его заместитель лично решают, отдавать ли дорогостоящие места на кладбищах или нет. За что якобы и получают солидные взятки.

Другой источник ‒ поборы с мигрантов и окружающих кладбища фирм. Вот здесь и нашёлся повод для криминальной разборки.

Причины побоища

Версия московских властей ‒ конфликт состоялся из-за того, что мигранты что-то не поделили и «процветает теневой рынок». В худшем случае виновато руководство кладбища.

Моя версия: руководство одного из кладбищ в ведении ГБУ «Ритуал» решило надавить на обложенных данью мигрантов, чтобы эту дань увеличить. А для этого пригласило знакомых бандитов.

В криминальной стычке за передел Хованского кладбища погибли люди. Стрелочников уже нашли, но контролирующих их чиновников пока никто не трогает

Уже есть подтверждения от самих работников кладбища, что руководство увеличило поборы до 40 тысяч с каждого таджика за разрешение работать. Вот и представитель МВД Маркин вторит моей версии и признаёт, что начальник кладбища собирал дань с мигрантов.

Могли не знать о таком беспределе в руководстве ГБУ «Ритуал»? Нет, не могли. Начальник кладбища — фигура жёстко подконтрольная начальству. Именно потому что там крутятся большие деньги, руководство «Ритуала» должно быть в курсе дел.

Работа «Ритуала» как и большинства других учреждений организована так, что всё решается в приказном порядке сверху. Возьмём тендеры на охрану кладбищ и зданий «Ритуала».

За полгода таких тендеров проведено 26, из них в 24 победила одна и та же фирма, даже если предлагала цену выше, чем у конкурентов ‒ ЧОП «Кодекс ЩИТ». Фирма зарегистрирована по массовому адресу (126 компаний), а её телефоны совпадают с телефонами других участников этих конкурсов.

В результате практически все кладбища, включая Хованское, охраняются одним ЧОП-ом.

«Кодекс ЩИТ» входит в группу компаний «Кодекс», которой, по некоторым данным, управляют бывшие силовики. Руководитель ГБУ «Ритуал» также бывший силовик ‒ он работал в сфере противодействия коррупции в МВД и курировал те же кладбища. А теперь руководит ими.

Бывший полицейский сначала проверял кладбища, а теперь руководит ими

Территория вокруг охраняемого кладбища, которым управляет государственная структура, не могла просто так превратиться в арену побоища. Все, начиная от кладбищенских работников, заканчивая самыми верхами в мэрии могли и должны были знать, что происходит.

Деятельность «Ритуала» и раньше становилась объектом внимания правоохранительных органов, о чём даже сообщали провластные СМИ. Разумеется, без всяких имён руководства, виноваты только стрелочники. На этот раз отвертеться будет сложнее.

То, что у «Ритуала» последние годы меняется руководство объясняет происходящий передел сфер влияния на фоне падающего спроса на ритуальные услуги. А тем временем системная проблема решается только на бумаге.

Умершая реформа

С 2012 года была объявлена реформа, по которой ГУП «Ритуал» было решено освободить от «несвойственных функций»: сооружения памятников, продажи ритуальных принадлежностей, транспортных услуг и т. д. К 2015 году унитарное предприятие «Ритуал» было преобразовано в бюджетное учреждение, а функция продажи семейных захоронений отдана самому департаменту торговли и услуг. Таким «лакомым» куском лучше распоряжаться самим.

За этим исключением круг задач «Ритуала» мало изменился. Наоборот, даже стоит вопрос передачи этому ГБУ моргов, чтобы закрепить всю сферу за одним «Ритуалом». Видимо, реформа и состояла в том, чтобы на деле как можно больше монополизировать сферу ритуальных услуг за ГБУ «Ритуал».

Спустя 4 года после начала «реформ» Немерюк признаёт: процветает «теневой рынок» похоронных услуг объёмом 3 миллиарда рублей. По его логике получается, что всё, что не ГБУ «Ритуал» ‒ это теневой рынок. То есть, сам признался, что не справился с задачей, которую ставил.

Но мы давно подозреваем, что такой задачи и не было: кампания по созданию ГБУ во всех сферах услуг нужна для захвата рынка. Частный бизнес выдавливают, например, из сферы ЖКХ или конкретно озеленения улиц. Все финансовые потоки ставятся под контроль чиновников с целью увеличить незаконную ренту и проводить политику госкапитализма.

К слову, наличие фирм, предлагающих изготовление памятников и «чёрных агентов», на которых сетуют московские власти, не мешает «Ритуалу» самому устанавливать памятники и торговать белыми тапочками.

Вот Немерюк оправдывается по принципу, «если виноват, то нужно возглавить толпу обвинителей». Среди прочего он заявляет, что «ГБУ занимается только содержанием кладбища и охраной его территории».

Прямая цитата Немерюка из интервью

Заходим на сайт ГБУ «Ритуал» и что видим? Врёт Немерюк и не краснеет.

Пример, чем торгует ГБУ «Ритуал». А ещё подушками, венками, и даже фурнитурой к гробам

Получается, что ГБУ «Ритуал» прямо конкурирует с фирмами, которые окружают кладбищенский бизнес. Отсюда и возможные конфликты, и силовое их разрешение.

Некоторые инициативы, которые сейчас спешно озвучивают московские власти, напоминают пословицу «на воре и шапка горит». Например, реформировать федеральное законодательство. То есть, федералы во всём виноваты!

Недаром, как говорилось, вся продажа элитных мест на кладбищах передана в прямое ведение департамента. Обвинения к Екимову и Немерюку предъявляются серьёзные, их давно должна была проверить прокуратура. Теперь проверит по моему заявлению. Направил обращение на имя прокурора Москвы, посмотрим, закроет глаза на все эти факты или нет.

За последнее время московская коррупция послала нам три кошмарных привета: уродливые инсталляции на фестивале «Московская весна», гибель животных в приюте «Эко-Вешняки», а теперь и побоищем на Хованском кладбище. Будем дожидаться новых фарсов и трагедий или всё-таки навёдём в городе порядок?

Источник статьи: http://echo.msk.ru/blog/sergei_mitrohin/1769956-echo/

Все о коррупции. Как бороться с коррупцией? Меры по профилактике и уровень коррупции в странах мира

Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней.

Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции, а какие – лишь популизм и красивые слова. Давайте рассмотрим основные причины и последствия коррупции, а также проблемы, связанные с ее искоренением в мире и в России.

Определение и виды коррупции: что относится к понятию

Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение:

«Коррупция – это злоупотребление служебным положением (…) либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды».

Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Причины и истоки коррупции

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров, а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Интересный факт: Как сообщает Всемирный Банк, страны, которые активно противодействуют коррупции, могут увеличить ВВП в 5 раз. в течение года.

Профилактика и противодействие коррупции: меры и принципы борьбы

Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

  • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
  • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
  • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
  • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
  • повышение ответственности всех причастных сторон.

Уровень и рейтинг коррупции в странах мира

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

Согласно последнему Рейтингу восприятия коррупции, опубликованному в 2017 году, список наименее страдающих от коррупции стран возглавляет Дания, и первая десятка выглядит так:

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников. Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Борьба с коррупцией в России: предусмотренная ответственность

Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.

Интересный факт: Ежегодно в России платят взяток на сумму, равную ВВП такой страны, как Греция.

С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.

Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

  • штраф;
  • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
  • исправительные, принудительные или обязательные работы;
  • условный или тюремный срок до 12 лет.

Куда сообщить о коррупции

Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение.

Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.

Источник статьи: http://promdevelop.ru/economy/vse-chto-nuzhno-znat-o-korruptsii-kak-borotsya-s-korruptsiej/

Коррупция — что это такое, ее виды и суть проявления

Еще с самых древних времен власть и коррупция шли неразделимо рука об руку на протяжении всей эволюции и развития общества. Правда только, если раньше «взятничество» вождю, жрецу или военнослужащему рассматривалось, как норма, то теперь чиновники официально получают только фиксированный доход. А, так называемый откат, перешел в область теневой экономики.

На самом деле эта тема очень интересная, многосторонняя и распространённая. Так как сегодня о коррупции говорят все кому не лень, и винят во всех бедах и неудачах. Жалуются на чиновников, которые все сплошь и рядом взяточники, и знают, что это злейший враг социального благополучия и экономического развития страны. Но самое парадоксальное, что бороться с коррупцией по-настоящему особо никто и не стремится. Ну а зачем, если на самом деле коррупция это так удобно?

Что такое коррупция

Простыми словами, коррупция – это злоупутребление государственной властью с целью получения личной выгоды.

Само слово «коррупция» произошло от латинского «corrumpere» — растление, и «corruptio» — разложение, подкуп, продажность, порча.

К лицам, которые злоупотребляют собственной властью могут относиться как политики, чиновники, так и представители медицины и образования. А сама коррупция включает в себя злоупотребление властью, мошенничество, вымогательство, отмывание денег и растрату.

Виды коррупции и ее формы

По направленности ее можно поделить на политическую, экономическую и криминальную:

Экономическая — осуществляется с целью получения материальных выгод от действий чиновников.

Это, как правило, подкуп, взятки, лоббистскую деятельность, направленные на принятие властью выгодных экономических решений. Сюда же включается незаконное отмывание денег.

Политическая — применяется для получения властных полномочий в обход установленного избирательного процесса путем вмешательства в выборы, незаконного финансирования партий, принятия решений, противоречащих принципам равноправия граждан и политических сил.

Криминальная — основана на насилии и преступной деятельности.

Предполагает втягивание должностных лиц в криминальные схемы с помощью угроз, шантажа, взяток.

В зависимости от отрасли, коррупция бывает:

  • судейской;
  • парламентской;
  • корпоративной;
  • политической;
  • экологической;
  • полицейской;
  • образовательной;
  • профсоюзной;
  • церковной и т. д.

Основные формы коррупции это:

  • Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция;
  • Мелкая коррупция;
  • Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция.

На самом деле это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.

Мелкая коррупция (маломасштабная и бюрократическая).

Это повседневная коррупция, которая происходит, когда государственные чиновники встречаются с общественностью. Это, как правило, взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей. Данная форма коррупции связана с небольшими суммами, так как основывается на решении самых обыденных вопросов. Сюда можно отнести взяточничество в больницах, школах, местных органах лицензирования, полиции и налоговой.

Политическая (большая, грандиозная) коррупция.

Это любая сделка между субъектами частного и государственного секторов, посредством которых государственные активы незаконно превращаются в частные. Данная форма часто используется как синоним к коррупции «большого» или высокого уровня, и отличается от бюрократической или мелкой коррупции, поскольку связана с политическими лицами, принимающими значимые решения.

Политическая коррупция является самой губительной для страны, так как, политики, имеющие право создавать и применять законы от имени народа, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства. Политическая коррупция не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но также извращает принцип управления государством. Правительство становится клептократическим.

Основные коррупционные методы

Для достижения своих целей коррупционеры используют множество метод, к самым основным и которых являются:

1.Взятки и подкуп.

Это самое распространенное средство влияния на чиновников. Как правило, самыми распространенными видами здесь являются деньги, подарки, сексуальные услуги, развлечения, занятость, льготы, политические выгоды, доли компаний и т.п..

К взяточничеству также относятся и так называемые «откаты» — получение доли взамен на предоставление государственного контракта.

2.Расхищение, воровство.

Этим методом пользуются должностные лица, имеющие доступ к материальным ценностям или контролирующим активам. Основной пример здесь – это вывод денег в оффшоры, фирмы-однодневки с последующей передачей средств коррумпированным сотрудникам.

3.Вымогательство и шантаж.

Здесь свои цели достигаются целей с помощью угроз, как с применением, так и без насилия, совершением преступления, обнародованием поступков или предоставлением ложной информации.

Подразумевает под собой обман владельцев активов, с целью завладения их имуществом.

5.Фаворитизм, кумовство, непотизм

Это предоставление должностей, привилегий или иных благ лицам, не обладающим должными качествами.

6.Лобби

Это поддержка, отраслей, регионов, предприятий или социальных групп в законодательных органах власти.

7.Злоупотребление полномочиями

Принятие неправомочных решений в силу принадлежности к власти. Например, отклонение дела судьей по надуманным причинам, или разрешение провоза запрещенных вещей через границу.

Причины появления коррупции

На самом деле причин появления такого явления как коррупция, великое множество. И рассматривать их все нет никакого смысла. Перечислим только некоторые и них, которые являются основными и самыми распространенными.

Самой основной и банальной причиной появления коррупции является ЖАДНОСТЬ. Да именно банальная человеческая жадность. Именно ОНА толкает людей на подобные поступки и заставляя забыть о моральных устоях.

Другими первоочерёдными мотивами выступают:

  • низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
  • низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
  • дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
  • отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
  • низкий уровень правовой грамотности населения;
  • заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции.

Основные меры противодействие коррупции

На сегодняшний день не существует таких мер противодействия коррупции, которые гарантировали бы полное ее исключение. Однако пример стран с низкой коррупцией позволяют выявить ряд действий, которые способствуют ее снижению:

Внутренний контроль — включает в себя стандартизацию действий чиновников и строгий надзор за госслужащими.

Внешний контроль — создание независимых механизмов наблюдения за чиновниками.

Демократическая система выборов — свободные выборы способствуют отстранению людей, совершивших преступление, от власти.

К мерам общего характера относятся снижение ограничений, вызывающих коррупцию, создание открытых ведомственных систем, повышение социальной обеспеченности чиновников и др.

Чем опасна коррупция

На самом деле коррупция – явление далеко не безобидное и несет в себе кучу негативных последствий и проблем:

  • неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
  • недополучение налогов (прибыли);
  • снижение эффективности функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение инвестиционной привлекательности экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
  • нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
  • увеличение социального неравенства;
  • рост организованной преступности;
  • рост социального недовольства и т.д.

В заключение….

В этой статье мы коротко и ясно дали определение коррупции, рассмотрели ее негативные последствия и то, как с ней бороться.

Коррупция оказывает губительное влияние на экономику и благосостояние страны, способствует росту и процветанию взяточничества, мы делаем хуже. Может быть вам кажется, что эта проблема вас не касается, но в действительности это далеко не так. Коррупция касается всех и каждого. Не нужно снимайте с себя ответственность. В конце концов, от каждого из нас зависит успех борьбы с разложением общества.

Хотя абсолютная победа над коррупцией невозможна, ее можно загнать в такие рамки, которые не будут влиять на развитие общества.

Источник статьи: http://finans-bablo.ru/korrupcija.html

Для чего в России разрешили «нечаянную коррупцию»

Рассуждая о коррупции, стоит начать с ее определения, данного в законе «О противодействии коррупции» от 2008 года:

После прочтения сразу возникает закономерный вопрос, а что же тут может быть «нечаянного», что необходимо легализовывать? Коррупция является одной из основных проблем России, которая входит в список 50 самых коррумпированных стран мира. Многие россияне так или иначе сталкивались с ее проявлениями в реальной жизни. Это и вымогание взяток чиновниками за выполнение ими своих служебных обязанностей, и трудоустройство «блатных» детей чиновников на «хлебные» должности, и неслыханные бизнес-преференции, предоставляемые родственникам и друзьям высокопоставленных госслужащих, на которых потом переоформляются активы, и т.д. Также необходимо отметить те общепризнанные способы, что считаются необходимыми для борьбы с коррупцией. К ним относятся: реальное разделение ветвей власти, реальная независимость судебной системы, создание настоящего социально-ориентированного государства, снижение «засекреченной» доли федерального бюджета, а также избавление законодательства от «дыр», лазеек и двусмысленностей. С этими вводными данными идем далее.

Итак, за что же там проголосовали накануне депутаты Госдумы? Из пояснительной записки к законопроекту следует, что некое физическое лицо может быть освобождено от ответственности за нарушение законов о противодействии коррупции, если несоблюдение введенных ими ограничений и запретов стало следствием независящих от него обстоятельств. Под последними понимаются стихийные бедствий, землетрясения, ураганы и наводнения, пожары и забастовки, теракты и военные действия, а также массовые заболевания, иначе говоря, форс-мажоры. Новый закон «прикрывает» широкий круг государственных и муниципальных служащих, к которым относятся: депутаты, прокуроры, судьи, военнослужащие, полицейские, таможенники, сотрудники ФСИН, Совбеза, Счетной палаты и Банка России. В соответствии с законодательной новеллой, все они могут быть освобождены от ответственности за «нечаянную коррупцию».

Звучит крайне интригующе и, на первый взгляд, совершенно непонятно. Однако депутат Государственной думы Эрнест Валеев все-таки пояснил, что конкретно имелось в виду. С его слов, некоторые граждане РФ, проживающие в Крыму и Севастополе, не могут получить доступ к сведениям о своих банковских счетах, оставшихся на Украине, из-за чего не в силах выполнить требования антикоррупционного законодательства России по предоставлению налоговой декларации. Теперь стало чуть яснее, что имелось в виду. Правда, пример с Украиной кажется немного притянутым за уши. Несколько более реалистичным представляется возросший риск государственных чиновников попасть под западные санкции. Например, у «слуги народа» имеется некая недвижимость в Италии или счет в швейцарском банке, но сам он попал в санкционные списки Европейского союза и США и лично полететь получить справку не в состоянии, а местные юристы с ним работать опасаются. Таким образом, «государев муж», который своевременно не предоставляет декларацию об имуществе, превращается в нарушителя антикоррупционного законодательства. Новый закон о «нечаянной коррупции» как раз и призван его прикрыть.

Также обратим внимание на такой вид форс-мажора, как массовое заболевание. Очевидно, что из вынужденного «локдауна», когда государственные органы и учреждения не могли нормально работать, были сделаны определенные выводы. Всем перечисленным в законопроекте чиновникам предоставляется месяц для устранения нарушений после прекращения действия форс-мажорных обстоятельств. Все, на этом острый вопрос исчерпан?

Нет, не совсем. Дело в том, что данная законотворческая инициатива носит явно избыточный характер. Правовые нормы, требующие от дисциплинарных комиссий при определении наказания учитывать все обстоятельства, причины и факторы, приведшие к нарушению антикоррупционного законодательства, существовали и ранее. Вместо того чтобы способствовать устранению «лазеек» и двусмысленностей, новый закон может их только добавить. Помимо требований о своевременном предоставлении деклараций, существует, например, еще и проблема конфликта интересов. Это ситуация, при которой прямая или косвенная заинтересованность чиновника влияет на надлежащее исполнение им своих служебных обязанностей. Вот что по этому поводу сказано на сайте Госдумы:

Источник статьи: http://topcor.ru/18971-dlja-chego-v-rossii-razreshili-nechajannuju-korrupciju.html

Коррупция и способы борьбы с ней

Коррупция – одна из основных причин бедности многих стран, и успешная борьба с ней может стать одним из основных факторов процветания. Поэтому социал-демократы не могут не проявлять особенное внимание к способам решения этой проблемы. В этой статье мы попробуем создать основу для комплекса таких способов.

Одна из самых серьёзных проблем Российской Федерации и одна из причин низкого уровня жизни в целом по стране – коррупция очень высоких масштабов. В индексе восприятия коррупции страна находится на 137 месте в мире (из 179 представленных в рейтинге стран) 1 . РФ делит это место с такими странами, как Папуа-Новая Гвинея, Уганда и Либерия. Мы в будущем будем писать отдельную статью о масштабах коррупции в современной России. В целом ни для кого в стране не будет новостью тот факт, что значительная часть государственных финансов оседает в личных бюджетах высокопоставленных госслужащих. Если мы решим эту проблему, это высвободит часть средств для проведения плана социал-демократических преобразований.

Что такое коррупция

Чтобы эффективно бороться с чем-либо, следует сперва чётко представлять, что это такое. Большая российская энциклопедия со ссылкой на документы 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1979) даёт такое определение: «выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение (как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения)» 2 . Как отмечает энциклопедия Britannica, в понятие коррупции включаются, помимо прочего, взяточничество и вымогательство 3 . Ведущая мировая организация по борьбе с коррупцией – Transparency International – определяет её как злоупотребление доверенной человеку властью для личной выгоды 4 . В целом, мы можем выделить несколько основных направлений коррупции:

  1. Взяточничество. Сюда входит и ситуация, при которой человек получает какой-то «подарок» вроде бы «просто так» от некоего другого человека или организации, но потом оказывает выгодную для этого человека или организации услугу;
  2. Неэффективная растрата государственных средств. Сюда входит, например, случай, когда государственный чиновник заказал прокладку дорожного покрытия организации своего хорошего друга по цене выше рыночной;
  3. Воровство и приватизация государственных ресурсов и средств;
  4. Назначение на важные должности своих друзей или родственников;
  5. Злоупотребление полномочиями или служебным положением. Сюда же входят запугивание и пытки;
  6. Манипуляции регулированием (фальсификация выборов, принятие решений в пользу одной группы или человека);
  7. Электоральные нарушения (покупка голосов, подтасовка результатов выборов);
  8. Сокрытие информации о коррупции.

Причины коррупции

Коррупция рождается в результате комплекса причин. Одна из этих возможных причин – низкая оплата труда. Проще говоря, порой служащим не хватает заработной платы даже на удовлетворение основных потребностей, и они вынуждены искать методы дополнительного заработка.

Вторая причина – отсутствие неотвратимости наказания. Индивид взвешивает все издержки и блага своих преступных действий и рационально решает идти на преступление, если ожидаемая полезность подобных действий выше, чем в случае, когда бы он остался честным и потратил своё время и ресурсы иным образом. Низкая оплата труда и отсутствие неотвратимости наказания в сумме не могут не рождать коррупцию. Отсюда происходит безответственность исполнительной власти перед законодательной и судебной.

Исходя из предложенного лауреатом Нобелевской премии Гэри Беккером подхода 5 , ожидаемая потенциальным преступником выгода от коррупции описывается выражением: U = D — pf, где D — доход, получаемый от совершения преступления, р — вероятность наказания преступника, f — денежный эквивалент наказания. Величину pf можно рассматривать в качестве той цены (или «налога»), которую преступник платит за совершение преступления. В случаях, когда преступники рациональны в своем выборе, то рост этой величины приведёт к снижению преступности, точно так же как рост цены на нормальный товар влечёт за собой снижение спроса на него. Для достижения оптимального эффекта (в сокращении преступности) следует поднять цену, или, во всяком случае, сделать преступление экономически невыгодным, то есть повысить его цену до такого уровня, при котором ожидаемая выгода от совершения преступления принимает отрицательное значение.

Если вероятность наказания преступника оказывается очень низкой (скажем, к примеру, р 6 . Это означает, что, когда есть монополия чиновников на принятие решений, низкий уровень ответственности перед гражданами (отсутствие института выборности или лишь видимость его наличия), избыток полномочий чиновников действовать по своему усмотрению, при этом нет системы контроля за законностью принимаемых управленческих решений и нет системы контроля за доходами государственных служащих – из этого рождается коррупция. Журнал МГИМО МИД РФ «Мировое и национальное хозяйство» также отмечает:

  1. Во-первых, чем выше уровень экономического благополучия (ВВП на душу населения), тем меньше склонность чиновников прибегать к незаконным методам получения прибыли, тем строже антикоррупционные меры и тем сильнее гражданское общество.
  2. Во-вторых, чем больше развита демократия, тем больше у чиновника риск потерять своё место и тем больше возможностей у органов по борьбе с коррупцией.
  3. В-третьих, развитость судебной системы также препятствует экспансии коррупционных процессов.
  4. В-четвёртых, чем больше и сложнее бюрократический аппарат, тем больше возможностей открывается для коррупции. Важную роль играет централизация государства: в большинстве жёстко централизованных империй коррупция достигала немыслимых масштабов, как в Римской и Византийской империях. С другой стороны, не все эксперты склонны считать децентрализацию залогом низкого уровня коррупции.
  5. В-пятых, хотя до недавнего времени исследователи пренебрегали историческими факторами, автор считает необходимым рассматривать и эту группу причин. Например, в «старых» государствах коррупционные механизмы отлажены многолетней практикой и являются в большей степени социокультурным феноменом – как, например, в Российской империи 7 . С другой стороны, в «молодых государствах» широкомасштабная приватизация и неразвитость государственных механизмов предоставляют почти безграничные возможности для коррупции – и лучшей иллюстрацией тому будет не только Российская Федерация, но и практически все страны бывшего социалистического лагеря.
  6. Роль географических факторов (в сочетании с фактором централизации власти) может наглядно проиллюстрировать та же Римская империя. Огромные размеры страны неизбежно влекут за собой трудности в управлении и контроле над деятельностью чиновников на местах (вспомним комедию «Ревизор» Н.В. Гоголя). Кроме того, государственный контроль над природными ресурсами 8 (которые тоже причисляются к географическим факторам) открывает для чиновников одно из наиболее прибыльных направлений коррупционной деятельности, причём как в форме вымогательства, так и в форме взятки 9 .

Таким образом, третья причина коррупции – низкий уровень демократии и политической конкуренции. Если чиновник не боится потерять своё место (этот страх обеспечивают сменяемость и выборность), он не боится и идти на коррупционное преступление. В России же отсутствие демократии при СССР привело к тому, что номенклатура позднее провела «делёж» производств, известный в народе как «прихватизация», в результате чего управлять производствами стали не люди, которые создавали и расширяли бизнес в конкурентной борьбе, а номенклатурщики, что привело к широким связям бизнеса с властью, а также переносу коррупционных практик номенклатуры в бизнес.

Косвенно отсутствие неотвратимости наказания обусловлено четвёртой причиной коррупции – непрозрачностью государственной системы. Это высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчётности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение синекур и возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих 10 .

Пятая причина – сложность и громоздкость бюрократического аппарата. Это почва для появления множества бюрократических процедур, усложнения отслеживания коррупционных преступлений.

Как шестую причину можно выделить социально-культурные предпосылки коррупции, такие как деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих». Отсюда происходит отсутствие должного общественного контроля со стороны институтов гражданского общества за функционированием чиновничьего аппарата.

Седьмая причина – связи чиновничества с бизнесом, в том числе и членами семьи самого чиновника. Судьба бизнеса зачастую самым прямым образом зависит от административной поддержки, которую оказывает недобросовестный чиновник 11 .

Причин коррупции может быть и больше, но мы здесь выделили самые, на наш взгляд, часто встречающиеся. Эти причины мы и должны будем нейтрализовать.

Опыт борьбы других государств

Существуют государства, где коррупция была побеждена (это значит, что она сведена к низким показателям, а не уничтожена полностью). Порой по ошибке сюда относят сталинский СССР, но в отдельном материале мы рассмотрели, что коррупция в нём была очень распространённым явлением. Классическим примером успешной борьбы с коррупцией является пример Сингапура, также успешными примерами являются страны, занимающие лидирующие позиции в рейтинге восприятия коррупции (на 2019 год это Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Швейцария 12 ). Также нам интересен пример Грузии, потому что это постсоветская страна, которой удалось за 13 лет продвинуться в рейтинге со 124 места в мире (из 133 на тот момент) по успешности борьбы с коррупцией (2006 год 13 ) до 44 места (2016 год 14 ).

Что было сделано в Сингапуре? Получив независимость в 1965 году, Сингапур был страной с одним из высочайших уровней коррупции в мире. Для исправления ситуации были приняты такие шаги 15 :

  • Строгая регламентация действий чиновников, упрощение бюрократических процедур, жесточайший надзор над соблюдением высоких этических стандартов;
  • Создано автономное Бюро по расследованию случаев коррупции (CPIB). Оно получало и расследовало жалобы, содержащие обвинения в коррупции в общественных и частных сферах, расследовало случаи халатности и небрежности, допущенные государственными служащими, проверяло деятельность и операции, проводимые государственными служащими с целью минимизировать возможность совершения коррумпированных действий;
  • Ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы, введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб;
  • Дерегулирование экономики;
  • Повышение зарплат чиновников и подготовка квалифицированных административных кадров.

Примечательно, что коррупционеры, помимо исполнения обычного судебного приговора, обязаны возместить стоимость полученной взятки. Для тех, кто не в состоянии произвести полное возмещение, выносится более строгий судебный приговор. Если же обвиняемый в коррупционных отношениях уже умер, конфискуется его имущество. В 2019 году Сингапур занимал 4 место в рейтинге наименее коррумпированных стран 16 .

В Швеции акцент был перенесён на систему стимулов, побуждающих население к противодействию коррупции. Её отличительные черты:

  • Основные инструменты – налоги, льготы и субсидии;
  • Свободный доступ к внутренним государственным документам;
  • Независимая и эффективная система правосудия;
  • Установление высоких этических стандартов для государственных чиновников;
  • Высокие зарплаты госслужащим.

В начале антикоррупционной кампании зарплаты госслужащих превышали зарплату рабочих в 12-15 раз 17 , однако со временем эта разница снизилась до 2-3 раз. В стране проводятся семинары и лекции для бизнеса и властей специализирующимися на коррупции НКО, которые помогают людям провести черту между тем, что является коррупцией, а что является частью работы чиновника 18 . В 2019 году Швеция делила 4-е место с Сингапуром в списке наименее коррумпированных стран, при этом соседние с ней Дания и Финляндия, где используются похожие методы, занимали 1-е и 3-е место в рейтинге.

В Швеции любой человек может позвонить, например, в налоговую и по телефону, назвав личный номер гражданина, узнать всю информацию. Получить сведения о доходе, имуществе, имеющихся транспортных средствах, и даже о его долгах. Ответ при желании пришлют почтой или по интернету.

‒ Вы можете, например, назвать моё имя. Вам скажут всё ‒ где работает, сколько получает, замужем ли, есть ли дети и какой у них доход. Всё максимально открыто, ‒ рассказывает Хелена 19 .

В Грузии после «революции роз» 2004 года также был принят комплекс мер по борьбе с коррупцией. В 2003 году страна занимала одно из первых мест в мире по уровню взяточничества и бюрократизма в органах власти. Правительством Михаила Саакашвили были предприняты в том числе следующие меры 20 :

  • Сокращение количества министерств и госслужащих;
  • Повышение зарплат оставшимся госслужащим в 10-15 раз;
  • Обновление кадров (например, весь состав грузинской ГАИ численностью около 20 тысяч человек был уволен за один день поголовно 21 );
  • Принятие ряда законодательных актов, которые упрощали процедуру задержания чиновников, подозреваемых в коррупционных действиях, и предусматривали конфискацию их собственности, если они не могли доказать законность её приобретения;
  • Показательные аресты и крупные денежные штрафы высокопоставленных чиновников и «воров в законе», широко освещавшиеся в СМИ.

Параллельно с этим шла реорганизация государственных органов. Реформа одной из самых коррумпированных систем в Грузии – дорожной милиции – была осуществлена мгновенно и радикально. Летом 2004 года в один день из рядов тогдашней дорожной полиции (бывшее ГАИ) было уволено более 15 тысяч работников и создана совершенно новая структура – патрульная полиция. Отбор сотрудников в эту структуру проводился очень тщательно. Полиция получила самую современную технику, её сотрудники были обеспечены хорошей по местным меркам зарплатой – в 5-6 раз больше, чем прежде.

Важным шагом в борьбе с коррупцией стало введение практически во всех структурах принципа «одного окна», что уменьшило до минимума бюрократические барьеры и проволочки. Этот принцип действует, в частности, в Агентстве обслуживания МВД Грузии, которое выполняет множество различных функций, таких как приём жалоб от населения, выдача водительских удостоверений и различных справок, а также постановка на учёт автомобилей. Получить права, переоформить автомобиль стало возможно за считанные минуты. В 2008 году начала действовать программа электронного документооборота, что дало возможность гражданам страны в максимально сжатые сроки получать все необходимые документы — от свидетельства о рождении и удостоверения личности до сертификата о регистрации предприятия. Грузины уделяли внимание даже мелочам – например, в зданиях полиции стены кабинетов и двери делали из прозрачного стекла, чтобы никто не мог дать чиновнику взятку «тихо» 22 .

Что нужно сделать

На основе выявленных причин коррупции, а также опыта борьбы с этим явлением в других странах мы можем сформулировать основные методы, которые помогут социал-демократам победить коррупцию.

Люстрация. Мы уже писали в статье о люстрации номенклатуры, что при замене авторитаризма на демократию необходима люстрация номенклатуры и подробнее рассказывали, что может сюда входить. Вышеописанный опыт Грузии только подтверждает благотворность этого метода. Вместе с люстрацией мы также должны будем провести и сокращение госаппарата (в том числе и продажу госкомпаниями и госбанками непрофильных активов).

Создание демократии. В статье о том, что такое демократия, мы разбирали, что входит в это понятие и для чего нужна демократия. Как мы писали выше и в этой статье, она необходима также и для борьбы с коррупцией. Создание демократии – ещё раз это подчеркнём – обязательно подразумевает создание политической конкуренции и сильной оппозиции, что позволяет конкурентам регулировать друг друга и оказывать взаимное давление.

Обеспечение верховенства права. Возможно, главная причина коррупции – уверенность в безнаказанности. Мы будем писать отдельным материалом о том, как обеспечить верховенство права в стране, здесь же мы просто скажем, что, когда чиновники потеряют свою власть над судом и он будет судить их по закону, а не по связям, тогда они станут куда более беззащитными перед борьбой с коррупцией и перед СМИ. Кроме того, без верховенства права невозможно будет хоть в какой-то степени гарантировать наказания за дачу взяток (эти наказания являются важным дополнительным инструментом сдерживания коррупции).

Совершенствование законодательных антикоррупционных норм. Этот пункт подразумевает адекватные меры наказания за коррупционные действия. Дело в том, что слишком большой срок за незначительную провинность может даже подтолкнуть обвинение к оправданию обвиняемого. Поэтому меры наказания должны быть разумными, и обязательно включать в себя экономические санкции за коррупционные преступления (наказания должны касаться не только тех, кто берёт взятки, но и тех, кто их даёт). Это повлияет на решения чиновников в оценке финансовых рисков, а также позволит превратить коррупцию из вредителя для бюджета в источник государственного дохода. Социал-демократы обязаны также будут свести к минимуму нормы, позволяющие субъективную трактовку нормативных актов, ввести/ужесточить законы о раскрытии конфликта интересов, о лоббизме, о стандартах раскрытия информации (в том числе о конечных собственниках) компаний, поставляющих услуги и товары государству и госкомпаниям. На первых порах нам может также помочь соблюдение норм международного права, например, полная и безоговорочная ратификация Конвенции ООН против коррупции 23 и приведение законодательства в соответствие с ней.

Обеспечение свободы прессы. Свобода прессы необходима для борьбы с коррупцией, поскольку именно журналистские расследования вскрывают значительную часть преступлений чиновников. Генеральный секретарь шведского «Института против взяток» Хелена Сунден даже утверждает, что в Швеции бизнес гораздо больше боится журналистов, чем полицию 24 . Мы должны сделать всё, чтобы журналист был защищён (этому способствует в том числе и верховенство права), и минимально зависел от государства или представителей крупного капитала. Тема обеспечения свободы прессы будет рассмотрена в отдельном материале.

Повышение заработных плат госслужащим. В том числе за счёт вышеупомянутого сокращения госаппарата мы можем себе позволить провести повышение заработных плат для госслужащих, чтобы исключить необходимость добычи средств коррупционными методами и даже заставить ценить свою должность. Кроме того, наша экономическая программа подразумевает создание социального государства и повышение уровня жизни граждан в целом, что также косвенно способствует искоренению нужды в коррупции.

Ликвидация и запрет госснабжения чиновников. В Конституции должен быть чётко прописан запрет на так называемое «самоснабжение» чиновников (не касается рядовых полицейских, медиков, пожарных) – социал-демократы не должны допускать никаких государственных дач и квартир, никаких государственных машин, питания за государственный счёт и так далее. Чиновники не должны получать за счёт государства президентские номера за 1,4 миллиона рублей, как глава Минпромторга Денис Мантуров 25 , а должны вместо этого сами оплачивать свои места проживания (в этом случае они будут не снимать столь дорогие номера, а сами заниматься оптимизацией расходов). Правительственные здания не должны иметь заборов и ограждений, чиновники не должны иметь мигалок на автомобилях и полицейского сопровождения.

Обеспечение прозрачности государственного механизма. Важно обеспечить свободный и простой доступ к государственным документам, сведениям о собственности высших чиновников, системе госзакупок (с рейтингами поставщиков и комментариями граждан с их официальных аккаунтов, что поможет антикоррупционным органам быстрее выявлять подозрительные сделки) и так далее. Как отмечает Алексей Навальный, требования обеспечения прозрачности должны касаться и государственных компаний 26 . Так мы сможем включить большее число граждан в контроль над государством. По примеру Швеции следует создать возможность для любого гражданина получить сведения о доходе, имуществе, долгах другого гражданина по его личному номеру.

Перевод бюрократических процедур в онлайн. Чем больше действий, связанных с получением госуслуг, граждане будут выполнять онлайн, без «живого» посредника, тем меньше будет существовать пространства для коррупционного манёвра и тем больше мы сможем сократить госаппарат. Следует максимально расширять и совершенствовать «принцип единого окна» для всех государственных служб. Получить любые документы, заключить и расторгнуть брак, открыть фирму и так далее должно быть возможно в одном месте, подобном грузинским Домам юстиции 27 (в России уже присутствует фундамент подобной системы — сеть МФЦ).

Создание автономного комитета по противодействию коррупции. Государственный орган по расследованию коррупционных преступлений должен обладать широкими полномочиями, при этом быть прозрачным, демократическим, и финансово независимым от власти (правительство также не должно обладать полномочиями управления над ним). Оценка эффективности и оплаты сотрудников этого органа должна быть привязана к месту страны в международных независимых рейтингах восприятия коррупции. Граждане должны иметь возможность подавать заявления на участие в «облавах» на коррупционеров при помощи Комитета, за что им будет перечисляться часть финансовых средств, выплаченных пойманным коррупционером в качестве штрафа. Расследования должны касаться в том числе и частного сектора, а не только государственного.

Показательные аресты. Недостаточно внедрить весь комплекс инструментов, чтобы он сразу начал давать результаты – важно донести до каждого гражданина, что теперь коррупция реально наказуема (а не только на бумаге), показать общественности смену вектора. Хороший способ это сделать – показательные и громкие аресты с последующими судебными процессами на всю страну над высокопоставленными коррупционерами именно по обвинениям в коррупции (в том числе и за дачу взяток). Следует предавать особенной огласке случаи, в которых участие в раскрытии дела принимают независимые граждане, чтобы показать всему обществу, что даже простой гражданин может и должен участвовать в борьбе с коррупцией со стороны даже высокопоставленных чиновников, и имеет возможности для успешной борьбы. Показав схему действий и её работу на практике, мы тем самым сподвигнем граждан повторять эту схему.

Установление этических норм поведения чиновников. Подобно тому, как портреты Владимира Путина в кабинетах современных российских чиновников 28 программируют их на подчинение и лояльность номенклатуре, инструменты социал-демократов, которые придут подобным ухищрениям на смену, должны программировать чиновников на соблюдение законов, эффективную работу и продвижение общечеловеческих ценностей. Вместо портрета политического лидера в кабинетах должны висеть правила этики государственного служащего, которые предписывают в том числе бороться с коррупцией всеми возможными способами, и поясняют о важнейших допустимых и недопустимых действиях для госслужащего (иногда коррупция связана просто-напросто с тем, что люди не понимают, что дозволено, а что нет). В самих административных зданиях может быть множество элементов, программирующих на честное исполнение обязанностей.

Ликвидация безграмотности. Через партийные и государственные СМИ (в статье про осознанную демократию мы объясняли, что государственные СМИ должны быть сведены к минимуму) мы можем дать импульс к исследованию проблем коррупции, к донесению до широких масс граждан методов борьбы, к информационной криминализации кумовства и блата. Независимые СМИ, вероятнее всего, подхватят и разовьют этот импульс. В целом социал-демократы должны при помощи СМИ и системы образования обучать как можно большее количество граждан тому, как управлять государством (как оно устроено, у какого органа какая сфера ответственности, каким образом эти органы избираются, куда жаловаться для решения проблемы и так далее), как пользоваться судебной системой, как пользоваться государственными услугами онлайн, как и куда сообщать о фактах коррупции. Нам по силам создать целую армию боеспособных борцов за гражданское общество, против которой коррупция будет бессильна. Помимо того, по примеру Швеции мы можем субсидировать лекции для бизнеса и государственных служащих, рассказывающие о том, что такое коррупция и как с ней бороться.

Получение помощи от ЕС. Социал-демократы не будут пренебрегать помощью тех европейских стран, которые добились значительных успехов на поприще борьбы с коррупцией. Планируемое нами сближение с ЕС поможет нам получить их опыт по созданию институтов, устойчивых к коррупции, а возможно и некоторые финансовые средства для реализации этих реформ.

Евросоюз иногда помогает странам, принимающим антикоррупционные законы

Перевод столицы в другой город. Чтобы свести к минимуму личные контакты высшего чиновничества страны с крупным капиталом, которые нередко могут вести к сделкам, лоббированию интересов и другим коррупционным действиям, в случае России следовало бы перенести столицу страны из такого финансового центра, как Москва, в чисто административный центр (для этого подойдёт небольшой город в провинции, например, Камышин или Вольск). Похожий опыт имеется у США (Вашингтон), Австралии (Канберра), Канады (Оттава), ЮАР (Претория), Бразилии (Бразилиа). Возможно, имеет смысл проделать подобную операцию и со столицами регионов.

Ограничение хождения наличных. Крупные денежные траты должны быть разрешены только через банковские карты. Если такого контроля нет, это облегчает чиновнику трату денег, полученных «в конверте». Если же все крупные сделки проходят через банк, мы имеем намного более полную информацию о хождении финансовых средств, что облегчает выявление людей, чьи траты не соответствуют официальным доходам. Не все чиновники, а тем более граждане и юридические лица, имеют необходимые для обхода этой системы возможности (например, счета в иностранных банках), а способы выявления коррупции в связи с подозрительностью операций приобретут множество новых действенных механизмов 29 . Это становится уже нормальной практикой в большинстве развитых стран – например, в Австралии запрещены платежи наличными на сумму более 10 000 долларов США 30 , во Франции порог оплаты наличными товаров в 2015 году снизили с 3000 до 1000 евро (причём банки обязали сообщать Tracfin о каждой выдаче или внесении наличных свыше €10 тысяч с банковской карты или счёта 31 ).

Подготовка квалифицированных административных кадров. Следует создать систему качественного политического и управленческого образования, программа которого будет разработана с широким и глубоким учётом опыта наиболее успешных стран. Мы должны создавать передовые кузницы кадров, которые будут ознакомлены с последними мировыми исследованиями в вопросах госуправления, в том числе и в вопросах необходимости борьбы с коррупцией.

Итоги

Борьба с коррупцией – одна из ключевых сторон политики социал-демократов. Мы знаем причины коррупции и знаем инструменты, с помощью которых коррупция может быть сведена к минимальным показателям. Тот факт, что у нас есть программа действий по борьбе с коррупцией, может благотворно сказаться на популяризации идей социал-демократии, особенно в странах, поражённых коррупцией. Например, в России в 2019 году это явление было названо третьей по масштабу проблемой среди тех, которые тревожат граждан страны 32 :

В то время как предложения большинства недемократических политических оппонентов сводятся к непрофессиональным и популистским требованиям ужесточения наказаний или создания новых государственных органов, наши предложения включают в себя действительно широкий комплекс проверенных методов.

Источники

  1. Corruption perceptions index 2019 // Transparency International (www.transparency.org). [Электронный ресурс]. URL: https://www.transparency.org/en/cpi/2019/results/afg# (Дата обращения: 03.01.2021).
  2. Я.И. Гилинский. Коррупция // Большая российская энциклопедия. Электронная версия [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/law/text/2100030 (Дата обращения: 03.01.2021).
  3. Corruption // Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/corruption-law (Дата обращения: 03.01.2021).
  4. What is corruption? // Transparency International (www.transparency.org). [Электронный ресурс]. URL: https://www.transparency.org/en/what-is-corruption# (Дата обращения: 03.01.2021).
  5. G.S. Becker. Crime and punishment: an economic approach. — Journal of Political Economy vol.76. n.2, 1968. — p. 169-217
  6. Комитет по градостроительству и архитектуре. Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение «научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга». Измерение коррупции / сост. и вёрстка И.А. Ксенофонтова. [Электронный ресурс]. URL: http://gugenplan.spb.ru/UserFiles/BUKLET_corruption%20measuring%2030%2006%202017.pdf (Дата обращения: 05.01.2021).
  7. Подробнее см.: И.А. Голосенко, «Феномен «русской взятки»: очерк истории отечественной социологии чиновничества»
  8. Подробнее см.: Carlos Leite, Jens Weidmann, “Does Mother Nature Corrupt? Natural Resources, Corruption, and Economic Growth”, IMF working paper, 1999
  9. Коррупция: причины возникновения, влияния и методы борьбы // «Мировое и национальное хозяйство». Издание МГИМО МИД России (mirec.mgimo.ru). 5 декабря 2008 года. [Электронный ресурс]. URL: https://mirec.mgimo.ru/2009/2009-01/korrupciya-prichiny-vozniknoveniya-vliyaniya-i-metody-borby2 (Дата обращения: 03.01.2021).
  10. Юрий Латов. Коррупция // Энциклопедия Кругосвет (www.krugosvet.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://www.krugosvet.ru/enc/ekonomika-i-pravo/korrupciya (Дата обращения: 03.01.2021).
  11. Е.В. Платов. Причины коррупции в России // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» 2018. Т. 6, № 4 (24)
  12. Corruption perceptions index // Transparency International (www.transparency.org). [Электронный ресурс]. URL: https://www.transparency.org/en/cpi (Дата обращения: 03.01.2021).
  13. Corruption perceptions index 2003 // Transparency International (www.transparency.org). [Электронный ресурс]. URL: https://www.transparency.org/en/cpi/2003 (Дата обращения: 03.01.2021).
  14. Corruption perceptions index 2016 // Transparency International (www.transparency.org). [Электронный ресурс]. URL: https://www.transparency.org/en/cpi/2016 (Дата обращения: 03.01.2021).
  15. Коррупция: причины возникновения, влияния и методы борьбы // «Мировое и национальное хозяйство». Издание МГИМО МИД России (mirec.mgimo.ru). 5 декабря 2008 года. [Электронный ресурс]. URL: https://mirec.mgimo.ru/2009/2009-01/korrupciya-prichiny-vozniknoveniya-vliyaniya-i-metody-borby2 (Дата обращения: 03.01.2021).
  16. Индекс восприятия коррупции // Transparency International Kyrgyzstan (www.transparency.kg). [Электронный ресурс]. URL: https://www.transparency.kg/dejatelnost-centra/issledovania/indeks-vosprijatija-korrupcii2.html (Дата обращения: 03.01.2021).
  17. Lindbeck A. Swedish lessons for post-socialist countries. — Institute for International Economic Studies, Seminar Paper No. 645, Stockholm, 1998, p.4
  18. Как в Швеции борются с коррупцией // Швеция (ru.sweden.se). 04 декабря 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.sweden.se/ljudi/provesti-chertu-kak-v-shvecii-boryutsya-s-korrupciej/ (Дата обращения: 03.01.2021).
  19. Там же.
  20. Борьба с коррупцией по-грузински: метод «шоковой терапии»// ТАСС (tass.ru). 11 мая 2012 года, 19:53. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/arhiv/659270 (Дата обращения: 03.01.2021).
  21. Нина Ахметели. Грузинская полиция – новый монстр или формула успеха? // BBC News (www.bbc.com). 29 июня 2010 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/international/2010/06/100629_georgia_policelaw (Дата обращения: 03.01.2021).
  22. Георгий Зотов. 10 лет тюрьмы за 100 баксов. Как в Грузии борются с коррупцией? // Аргументы и факты (aif.ru). 21 декабря 2011 года, 00:05. [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/money/corruption/29998 (Дата обращения: 03.01.2021).
  23. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // ООН (www.un.org). [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (Дата обращения: 03.01.2021).
  24. Как в Швеции борются с коррупцией // Швеция (ru.sweden.se). 04 декабря 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.sweden.se/ljudi/provesti-chertu-kak-v-shvecii-boryutsya-s-korrupciej/ (Дата обращения: 03.01.2021).
  25. Клара Минак. Президентский номер за 1,4 млн рублей: эксперты подсчитали расходы на командировки Мантурова // Forbes (www.forbes.ru). 25 июня 2019 года, 10:20. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/obshchestvo/378567-prezidentskiy-nomer-za-14-mln-rubley-eksperty-podschitali-rashody-na-komandirovki (дата обращения: 05.01.2021).
  26. Бороться с коррупцией, а не мириться с воровством // Навальный 20!8 (2018.navalny.com). [Электронный ресурс]. URL: https://2018.navalny.com/platform/4/ (Дата обращения: 03.01.2021).
  27. Дом Юстиции в Грузии: что это такое // adagamov.info. 26 июня 2012 года, 19:27. [Электронный ресурс]. URL: https://adagamov.info/3743610.html (дата обращения: 15.08.2020).
  28. Дмитрий Камышев. Двое в комнате — я и Путин // Коммерсантъ (www.kommersant.ru). 15 января 2002 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/305541 (Дата обращения: 03.01.2021).
  29. Юрий Счастливый. Отказ от наличных. Новая прозрачность или новый тоталитаризм? // Экономика и жизнь (www.eg-online.ru). 24 мая 2017 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eg-online.ru/article/345465/ (Дата обращения: 03.01.2021).
  30. Игорь Зубков. Бой с тенью. Австралия ввела запрет на оплату крупных покупок наличными // Российская газета (rg.ru). // [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/05/13/avstraliia-vvela-zapret-na-oplatu-krupnyh-pokupok-nalichnymi.html (Дата обращения: 03.01.2021).
  31. Пять стран, которые избавились от наличных // VC.RU (vc.ru). 24 апреля 2018 года. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/promo/36743-pyat-stran-kotorye-izbavilis-ot-nalichnyh (Дата обращения: 03.01.2021).
  32. Тревожащие проблемы // Левада-центр (www.levada.ru). 25 сентября 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.levada.ru/2019/09/25/trevozhashhie-problemy-2/ (Дата обращения: 03.01.2021).

Главный редактор и создатель «Логики прогресса». Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.

Если у вас имеются материалы, которые возможно добавить в статью — пишите, пожалуйста, в комментарии. Если ваши факты подтверждаются авторитетными источниками и вписываются в статью, мы обязательно их включим.

У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней

Редакция онлайн-журнала «Логика прогресса» разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.

Ещё один способ — внедрение на предприятиях стандарта ИСО 37001:
https://www.iso.org/ru/iso-37001-anti-bribery-management.html

предлагаю освободить взяткодателя от наказания, если он донесёт на взяточника, и оставить принятое в таким образом решение в силе. взяточник будет бояться брать, а взяткодатель смело заявит на него. иначе они покрывают друг друга.ну и обязательно конфискация.

Источник статьи: http://logikaprogressa.com/instituty/borba-s-korruptsiej.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *