Что значит брачный чертог



Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 9:15

Свт. Иоанн Златоуст

И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься

… не могут сыны чертога брачного поститься, пока с ними жених. Когда Христос защищал других, именно мытарей, то для утешения сокрушенного духа их сильно обличал поносителей; а когда укоряли Его и учеников Его, Он отвечает со всею кротостью. Смысл же слов, сказанных учениками Иоанна, следующий: пусть Ты, как врач, поступаешь так; но для чего ученики Твои, оставив пост, участвуют в таких трапезах? И чтобы более придать силы обвинению, выставляют в пример, во-первых, себя, затем фарисеев, желая через сравнение увеличить вину учеников Иисуса. И мы, и фарисеи, говорят они, постимся много. Действительно, и те и другие постились, первые – научившись от Иоанна, вторые – из закона, как и фарисей говорил: Пощусь два раза в неделю (Лк. 18:12).

Что ж отвечает Иисус? Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Прежде Он наименовал Себя врачом, а теперь называет женихом, открывая этими наименованиями неизреченные тайны. Он мог бы сильнее обличить их такими словами: вы не имеете права постановлять законы касательно поста! Какая польза в посте, когда душа исполнена лукавства, когда обвиняете других, когда осуждаете их, сами имея бревна в глазах своих, и все делаете для того, чтобы показать себя?

Прежде всего, должно изгонять тщеславие и исполнять все добродетели, как-то: любовь, кротость, братолюбие. Но Христос не говорит ничего такого, а со всею кротостью отвечает им: Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених, – напоминая им чрез то слова Иоанна: Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха (Ин. 3:29).

Смысл же слов Христовых следующий: настоящее время есть время радости и веселья; итак, не делай его временем печали. А пост действительно имеет в себе нечто печальное, не по своему свойству, но потому, что ученики еще слабы, хотя, напротив, для желающих любомудрствовать, он составляет приятное и вожделенное занятие. Как здравие тела доставляет великую радость, так и благосостояние души приносит еще большее удовольствие. Таким образом Спаситель приспособлял Свой ответ к их мыслям. Так и Исайя, говоря о посте, называет его смирением души (Ис. 58:3), равно как и Моисей (Чис. 30:14).

Впрочем, не этим только Спаситель заграждает уста учеников Иоанна, но и другим способом, когда говорит: Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. Этими словами Господь показывает, что это было не ради угождения чрева, но некоторого дивного смотрения; отвечая на слова противников, Он вместе с тем начинает предсказывать и о Своем страдании, заранее приучая учеников Своих помышлять о происшествиях, по видимому скорбных. Если бы Спаситель сказал об этом им самим, это было бы для них тяжко и прискорбно, – потому что и впоследствии речь о страдании приводила их в смущение.

Но когда это говорилось другим, то для учеников слышать было менее тягостно. А так как и страдание Иоанна, как я думаю, надмевало учеников его, то настоящими словами Спаситель низлагает и это их высокомерие. Но о воскресении Своем Он не говорит еще ничего, потому что не пришло время. Умереть Ему, как человеку, каким обыкновенно почитали Его, было естественно, но воскреснуть – это выше естества.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься

Жених — Христос, Невеста — Церковь. От этого священно-духовного союза произошли апостолы, которые не могут скорбеть, пока видят жениха на брачном ложе и знают, что Жених проводит время с Невестой. А когда пройдет брачный пир и придет время страдания и воскресения, тогда сыны Жениха будут поститься. Поэтому некоторые думают, что пост должен наступать спустя сорок дней после страданий Христовых, хотя непосредственно вслед за тем день Пятидесятницы и сошествие Святого Духа дают нам повод для празднества. И на основании этого свидетельства Монтан, Приска и Максимилла еще и после Пятидесятницы совершают четыредесятницу, потому что сыны Жениха должны, будто бы, поститься по отнятии у них Жениха. А обычай церковный приступает к страданию и воскресению Господа через усмирение плоти, так что к духовному пиршеству мы приготовляемся телесным постом. В образном смысле мы должны понимать так, что до тех пор, пока Жених пребывает с нами и мы радуемся, мы не можем ни поститься, ни скорбеть. А когда Он по причине грехов наших удаляется от нас, тогда должен быть назначен пост и снова начаться плач.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется от них жених, и тогда будут поститься

Данное время, говорит Господь, когда Я нахожусь с Моими учениками, есть время радости. Под «женихом» Он разумеет Самого Себя, как обручающего Себе новый сонм людей, так как древний — умер, а под «сынами чертога брачного» — апостолов. Будет, говорит, время, когда и они, после того как Я пострадаю и вознесусь, будут поститься, терпя голод и жажду и подвергаясь гонениям. Показывая же несовершенство учеников, Он прибавляет:

(см. далее Толкование на Мф. 9:16).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Север Антиохийский

И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься

Ученики Иоанновы, приблизившись, спрашивали Того, Кто возлежал с мытарями, Сам будучи здоров: Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся (Мф. 9.14)? Ты видишь, как [одинаковая] ревность возбуждает и распаляет подобное друг другу, и от этого заостряется горькое жало зависти. Она настроила фарисеев, считавших себя учителями, против Учителя, поскольку они говорили: Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками (Мф. 9:11)? И учеников Иоанна [она настроила] против учеников Христа, так как и они говорили: Почему Твои ученики не постятся (Мф. 9:14)?

Со слов вашего учителя Иоанна, из-за которого вы задумали возмущение, я отвечу вам. Это вспомните, и будет оно для вас разрешением вашего вопроса. Он, свидетельствуя обо Мне, говорил: Имеющий невесту есть жених (Ин. 3:29). Если же жених — Я, и вы не опровергаете [слов] вашего учителя, раньше всех знавшего о том, что подобает Моим ученикам, являющимся сынами чертога брачного, служить Мне, пока Я совершаю домостроительство пира, и быть радующимися и веселящимися, а не плакать и не усердствовать в посте, ведь есть в посте нечто угнетающее и подчас крайне трудное для тех, кто еще пока не готов [для него].

Соборные проповеди.

Евфимий Зигабен

И рече им Иисус: еда могут сынове брачнии плакати, елико время с ними есть жених? Приидут же дние, егда отимется от них жених, и тогда постятся

И рече им Иисус: еда могут сынове брачнии плакати, елико время с ними есть жених

Выше Он назвал Себя врачом, а здесь – женихом, и совершенно справедливо: врачом, так как Он исцеляет больные души, а женихом, так как Он обручает с Собой проводящих девственную жизнь. Сынами брачными называет способных к обручению. Сказал это, припоминая им слова Иоанна, который говорил: имеяй невесту жених есть: а друг женихов, стоя и послушая его, радостию радуется за глас женихов (Ин. 3, 29). Итак, смысл этих слов такой: Я пришел обручиться и соединить с Собою чрез веру Церковь верующих, и это время обручения не есть время печали, но радости; потому способные к этому обручению не могут поститься. Пост есть знак печали и приличен еще несовершенным, а им должно радоваться, пока Я с ними, так как они живут со Мною и слышат Мой голос.

Приидут же дние, егда отымется от них жених, и тогда постятся

Здесь указал, что Он будет убит, а ученики после того много будут поститься и много потерпят зла.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься

(Мк. 2:19-20; Лк. 5:34-36). Общий смысл речи Христа одинаков у всех трех евангелистов. Речь эта, была, по-видимому, направлена к ученикам Иоанна и напоминала им о том, о чем раньше говорил сам Креститель. По свидетельству евангелиста Иоанна, когда у учеников Крестителя был спор с иудеями об очищении и когда ученики его пришли и сказали ему о Христе (Ин. 3:25-28), то Креститель говорил между прочим: “имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха” (Ин. 3:29). Смысл речи у синоптиков до буквальности сходен по смыслу с этою речью Крестителя. Но вместо слов Иоанна, который только самого себя считал “другом жениха”, Христос говорит теперь о многих “друзьях”, “сынах чертога брачного”, — почти то же, что наши “дружки” на свадьбах. Спаситель совсем не отвечает на первую часть предложенного Ему вопроса, — на заявление, что ученики Иоанна и фарисеи много постятся. “Он вполне предоставляет фарисеям и ученикам Иоанна руководиться своею собственною совестью”. Содержание Его ответа все направляется к защите Его учеников. Сам Он принимает на Себя образ жениха, указанный Крестителем. Этот образ не есть что-либо новое, а имеет свои основания в Ветхом Завете (Пс. 44; Песн; ср. Еф. 5:22-23 и Откр. 19:7-9; 21:9). У евреев брачные пиршества продолжались до семи дней и это было временем радости и веселья. Между тем, пост служил признаком скорби. Присутствие Христа, как жениха, среди сынов чертога брачного должно было уничтожать в них скорбь. Но такое время будет продолжаться не всегда. Подобно тому, как свадебные торжества кончаются и “дружки” расходятся по домам, так кончится и пребывание Христа с учениками. После его отшествия ученики будут поститься. Эти слова нет надобности понимать, как заповедь. Спаситель говорит здесь как бы так: “ученики не могут поститься теперь; но настанут повод и время и для поста, и для разных выражений скорби”. Справедливо замечают, что здесь в первый раз у Матфея Господь указывает на Свои страдания.

Толковая Библия.

Прот. Александр Шмеман

И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься

По Писанию, фарисеи и первосвященники обвиняли учеников Христа в том, что те не постились (в отличие от учеников Иоанна Предтечи, которые «постились много»). На это Христос ответил: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк 2:18; Лк. 5:33). Эти слова указывают на взаимосвязь поста и миссии Христа, что становится невозможным во время радости Его Присутствия. По общему определению, пост — это выражение надежды, состояние ожидания и подготовки. Поэтому Христос противопоставляет Себя Иоанну Крестителю: «Вот, Иоанн Креститель пришел и не ест и не пьет… И пришел Сын Человеческий. Он ест и пьет…» Иоанн Креститель в этом контексте — «тип», символ Ветхого Завета в соотношении с Новым Заветом. Ветхий Завет — это время подготовки и надежды, которое заканчивается с приближением Пасхи. Но Сын Человеческий «ест и пьет» и Его ученики также едят и пьют, и в Евангелии мы постоянно видим Господа преломляющего хлеб с мытарями и грешниками в домах фарисеев и насыщающего огромное количество людей. Во Христе и со Христом открывается и приближается Царство. И в Писании Царство часто представляется как пир, окончание поста (ср. например, Ис. 25:6). По учению Священного Писания, Церковь изначально знает христологический и мессианский контекст поста, который определяет его место и «действие». С одной стороны, Церковь сама является началом, эсхатологическим предвкушением Царства. Жених уже пришел и Его присутствие открывается в преломлении хлеба, в евхаристическом пире, который являет собой сакраментальное предвкушение всей полноты Царства, Брачного Пира. В книге Деяний святых апостолов «преломление хлебов» является основным моментом в строительстве ессlеsiа, мессианской общины (Деян. 2:42). В этом собрании, в koinonia нет постящихся: ожидание подошло к концу, Господь грядет, maranatba. Он пришел, Он идет, Он придет… Но, с другой стороны, после Вознесения Христа начался новый период ожидания: ожидание рагоusia, второго, торжествующего, пришествия Христа, в исполнении которого «Бог будет во всем». Господь победил и восторжествовал, определил историю «этого мира», которая еще не закончилась, мир ждет завершения и суда. Вся история Ветхого Завета — это ожидание прихода Мессии, а история Нового Завета — это ожидание возвращения Господа во всей Его славе и конец мира. То, что принято и определено Церковью как «таинственное» сейчас, станет очевидным в конце этого мира. Ввиду того, что Церковь все еще присутствует in statu viae (в пути) и христиане все еще живут в этом мире, они надеются, ждут parousia, молятся и бодрствуют, и никто не знает, когда придет Сын Человеческий. И эта надежда выражается в новом посте, в новом состоянии ожидания. Это ожидание, эта тоска теперь восполняется, и ответ нашему ожиданию дается в таинстве Господнего Присутствия, в Евхаристическом пире. Живя во времени, в истории, Церковь являет собой победу вечности, предвосхищает торжество Царства, которое «грядет». И этот «пост-ожидание» находит свое завершение в Таинстве, в ознаменовании свершившегося и вечного, таким образом становится настоящим и действительным и первое пришествие Христа, и Его раrоusia. Поэтому пост и Евхаристия, так сказать, два торжествующих и необходимых полюса в жизни Церкви, провозглашение двух существенных антиномий ее природы: предвкушение и обладание, полнота и рост, эсхатология и история.

Пост и Литургия.

Троицкие листки

И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься

Но Господь не укоряет учеников Иоанновых; не называет их «тщеславными и кичливыми»; Он видит томление их духа по случаю заключения их учителя в темнице, сочувствует им, и потому с кротостью отвечает на их неразумный вопрос: и сказал им Иисус: могут ли печалиться и поститься сыны чертога брачного, т.е. те, которым доверена женихом забота о чертоге брачном – искренние друзья жениха и первые гости на пире брачном, пока с ними жених? Иоанн, ваш друг и учитель, в темнице; поэтому для вас – это время скорби и поста; вы слышали от него, что он только друг Жениха, а Жених – это Я, обручающий Себе Новую Церковь вместо умершей синагоги; итак, настоящее время, когда Я нахожусь с Моими учениками, есть для них время радости, как и ваш учитель говорил: «а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха» (Ин. 3:29). Пост, действительно, имеет в себе нечто печальное, не по свойству своему, ибо для желающих духовного преуспеяния он составляет приятное и вожделенное занятие, а потому, что ученики Мои еще слабы, и теперь он для них неуместен. Но так не всегда будет продолжаться; Но придут дни, когда не Сам удалится, а насильственно будет удален, отнимется у них жених, как у вас отнят был Иоанн, – придет время, когда Я предан буду на крестную смерть, и потом вознесусь на небо, и тогда будут поститься, тогда они, выражая свою скорбь, сами будут налагать на себя пост и, подвергаясь гонениям за имя Мое, будут и во алчбе и в жажде. «В этих словах, – замечает святитель Златоуст, – Господь впервые начинает предсказывать о Своем страдании, заранее приучая учеников Своих помышлять о происшествиях, по-видимому, скорбных. Если бы Спаситель сказал об этом им самим, это было бы для них особенно тяжко и прискорбно; и позже, когда Он прямо говорил им о Своем страдании, они приходили в смущение. Но когда Он говорил об этом другим, ученикам Его слышать это было менее тягостно».

Троицкие листки. №801-1050.

Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter

Источник статьи: http://bible.optina.ru/new:mf:09:15

БРАЧНЫЙ ЧЕРТОГ ХРИСТОВ

Кто соступил со стези блаженного смирения и шествие творит вне ее, по правую или левую сторону, а не следует прямо за Господом нашим и Богом Иисусом Христом, тот как может войти в брачный чертог Христов, вместе со Христом?

Иисус Христос (Спаситель)

Притча о десяти девах

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему». Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились, после приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам». Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас». Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф.25:1-13).

Апостол Матфей

Могут ли печалиться сыны чертога брачного.

Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф.9:14,15).

Святой Макарий Великий

Если знаешь, что… войдешь ты в брачный чертог вместе с женихом

От страха Твоего, Господи, — восклицает Исаия, —мы зачали во чреве, и мучились, и родили дух спасения, которым беременели на земле (Ис. 26:17-18). Опять же и у Екклесиаста написано, что как образуются кости во чреве беременной, так и пути ветра, то есть Духа (Еккл. 11:5). В самом деле, как Сама Святая Дева носила Его во плоти, так и принявшие Благодать Святого Духа носят Его в сердце своем, по слову Апостола, говорящего о вселении Христа по внутреннему человеку через веру в сердца наши, чтобы, укорененные и утвержденные в любви, мы смогли встать рядом со всеми святыми (Еф. 3:16-18); и еще: Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыток силы шел от Бога, а не от нас (2 Кор. 4:7). Если сбылось в тебе слово сие, что преображаемся в тот же образ от славы в славу (2 Кор. 3:18); если исполнилось на тебе речение Апостола, гласящее: Да владычествует мир Божий в сердцах ваших (Кол. 3:15) и в уме вашем (который есть Иисус Христос); если ты достиг ступени, когда из тьмы свет озарил наши сердца познанием славы Божией (2 Кор. 4:6); если исполнилось в тебе слово о том, что да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи, и будьте как слуги, ожидающие своего господина, когда он возвратится с брака (Лк. 12:36), да не заградятся уста твои, не найдя никакого оправдания, среди святых; если знаешь, что есть масло в сосуде твоем, как у мудрых дев, и не будешь ты оставлен вне дверей, но войдешь в брачный чертог вместе с женихом (Мф. 25:4); если почувствовал, что дух твой, и душа твоя, и тело твое достигли беспорочного единения и воскреснут в день Господа нашего Иисуса Христа незапятнанными; если безупречным и неосужденным стал ты перед своей совестью и младенцем, по слову Спасителя, сказавшего: не препятствуйте детям прийти ко Мне; ибо таковых есть Царствие Небесное (Мф. 19:14), — если поистине ты стал Его невестой и Его Дух Святой принял часть в тебе, сущем еще в теле, то ожидай Царствия, если же нет, то жди скорби и стенаний, потому что стыд и срам постигнут тебя пред лицом святых. Знай одно, что как какая-нибудь девица в мире сем, просыпаясь каждый день утром, ни за какое дело не берется, пока не приукрасит себя для жениха своего, осмотрев себя многажды в зеркале, нет ли изъяна на лице ее, — ибо имея изъян она не будет угодна жениху своему, — так великая забота есть у святых и ночью и днем, исследовать свои помышления и понимать, ходят они под игом Святого Духи или нет. Борись же, брат, ревностно в труде сердца и уст, в ведении, чтобы овладеть тою вечной радостью, ибо редки удостоившиеся ее, приобретшие меч духовный (Еф. 6:17) и направившие души свои к преуспеянию, и освободившие все чувства свои от всякой скверны страстей так, как сказал Апостол: чтобы, истинствуя в любви, мы постоянно возрастали в Том, Кто наша глава, во Христе (Еф. 4:15). И Его святое Имя способно помочь нам в слабости нашей (Рим. 8:26), чтобы мы сподобились соединиться со всеми святыми Его. Аминь.

Думаю, и мне теперь уместно сказать слова пророка, что терпел я, как рождающая (Ис. 42:14), всегда заботясь об успехе в тебе Святого Духа, не на словах и в тенях воображаемого, но совершающего в действовании истины и в силе Божией (2 Кор. 6:7), по речению самого Господа, что Царство не в слове, а в деле и силе (1 Кор. 4:20; Мк. 9:1); и еще: Царствие внутрь вас есть (Лк. 17:21). В самом деле, одни в образе (схиме) философствуют о Христе, другие и в слове, третьи же в самом действии; и те, которые в силе Божией (2 Кор. 6:7), очень редки. Это те, на которых найдет Дух Святый и которых сила Всевышнего осенит (Лк. 1:35). И пристало всякой душе бегущей от скорби, что послана в наказание Еве, и стремящейся к радостям Марии, девствовать непорочно и безупречно ради чистого Жениха Христа. Как по земному образу мысли и плотским страстям мы узнаем в себе сынов Евы и Адама, так духовное усыновление мы с необходимостью узнаем по небесному образу мысли и страстям Христовым. Испытывайте самих себя, самих себя исследуйте, в вере ли вы, живет ли Иисус Христос в вас (2 Кор. 13:5). Ибо если, нося образ перстного, мы ощущаем действие лукавых и постыдных и грязных помышлений, то тем более должно нам, нося образ небесного (1 Кор. 15:49), ощущать действие (энергию) святого и достопоклоняемого Духа.

Сам определи, подобна ли твоя душа целомудренной деве. Она так же должна носить Христа в себе, как и Мария, и как та — во чреве, так ты — в сердце, тогда ты сможешь с разумением петь и говорить: Через страх Твой, Господи, мы зачали во чреве, и мучились, и родили дух спасения (Ис. 26:17-18). О том же Екклесиаст сказал: Как образуются кости во чреве беременной, таков и путь ветра, то есть духа (Еккл. 11:5). И если имеешь сокровище сие в глиняном своем сосуде (2 Кор. 4:6-7); если Повелевший из тьмы воссиять свету озарил твое сердце, просветив его познанием Евангелия; если мир Божий владычествует в сердце твоем неослабно (Кол. 3:15); если в неустанном стремлении (Фил.3:12) ты достиг миpa с освящением (Евр. 12:14); если во внутреннем твоем человеке поселился Христос (Еф. 3:16-17); если Отец с единородным Сыном Своим сотворил обитель у тебя (Ин. 14:23); если ты удостоился блаженства за чистоту сердца (Мф. 5:8); если ты стал храм Божий, и Дух Его поселился в тебе (1 Кор. 3:16); если с полной верою имеешь сердце окропленным от порочной совести (Евр. 10:22); если Бог мира да освятит тебя всесовершенно, и во всей целости твой дух и душа и тело без порока (1Фес. 5:23); если ты мудрая дева, имеющая светильник и масло в сосуде (Мф. 25:4); если ты знаешь, что такое чресла ваши препоясаны и светильники горящи (Лк. 12:35); если ты одел одежду брачную (Мф. 22:12); если все это ты узнал на опыте через действование в твоем сердце, — то сможешь достойно сочетаться с Небесным Женихом, если же нет, то хоть я и смолчу, камни возопиют (Лк. 19:40).

Брачная одежда не из дарований познается, но в самом усыновлении

Поэтому свидетельствую перед лицом Господа моего, достопоклоняемого Духа Святого, что как земная дева, если и получит залог, а сверх того залога еще и великие дары, и если станет госпожей над всем имуществом, но не будет иметь плотского общения, то она чужая нареченному ее мужу, — так и девствующая для Христа душа, если и получит залог через крещение (ибо крещение есть совершенный залог будущего наследия, Еф. 1:14), а после крещения сразу получит великие дары слова, или истолкования, или исцеления, или какого иного дарования (1 Кор. 12:8-10), но не удостоится прикосновения нетленного Жениха, то остается ему чужой. Ибо помазание радости (Евр. 1:9) и брачная одежда (Мф. 22:11-12) не из дарований познаются, но в самом усыновлении, в котором непреложная любовь. Имея залог крещения, ты имеешь талант совершенный, но, не добившись его приращения, останешься несовершенной! и хуже того, отнимется он у тебя (Мф. 25:25-29). Поэтому не думай, что, раздав свое имение, ты уже чего-то достигла (1 Кор. 13:3). Если и слово имеешь, говоря языками человеческими и ангельскими (1Кор.13:1), не возносись: ибо ты еще не приняла совершенства. Если даже дар истолкования имеешь, не успокаивайся. Если и всю веру ты приобрела, иди к любви (1Кор.13:2), которая не допустит тебе пасть. Ибо любовь никогда не перестает и, будучи непреложной, делает бесстрастными и непоколебимыми вожделеющих ее. Дарования домостроительством духовным даются по воле Божией, разделяющей каждому особо (1Кор.12:11), даже младенчествующим и несовершенным; любовь же, как я сказал, делает удостоившихся ее бесстрастными и непоколебимыми, ибо она есть Бог, как мы знаем из соборных посланий (1 Ин. 4:8). Но всякая душа, в которой действуют грязные помыслы и лукавые рассуждения, не девствует ради Христа, ее соблазняет враг. Хотящая же в чистоте предстать Господу живет в святости сердца, как говорит водитель невесты-души: Я обручил вас единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою, но боюсь, чтобы, как змий хитростью прельстил Еву, так и ваши умы не повредились (2 Кор. 11:2-3). Но все, у кого умы повреждаются, пребывают в сообществе погибели диавола, а не в сообществе нетленности Спасителя, ибо какое общение у света с тьмою или какая совместимость храма Божия с идолами? (2 Кор. 6:14-16). Так что поверим Апостолу и услышим неложный смысл слов: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:20). Ибо в ком Христос не обитает, те, будучи мертвы, не восхваляют воистину Бога, поэтому у пророка сказано: Мертвые не восславят Тебя, Господи (Пс. 113:25). Итак, да восцарит жизнь Иисусова в смертном теле нашем (2 Кор. 4:10; Рим. 6:12); да приобретем в себе Духа Христова, чтобы принадлежать Ему, ибо, если кто, — говорит Апостол, — Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим.8:9); да истребим совершенно народы внутри самих себя, скажем Господу: Рассыпь народы, желающие брани, Блесни молниею, и рассей их (Пс. 67:31, 143:6). Ибо себя мы ускоряем, не израильтян, говоря: Не истребили народов, о которых сказал им Господь (Пс. 105:34); себя мы укоряем, не идолов, что уши имеем и не слышим, глаза имеем и не видим (Пс. 113:13-14), потому что нет Духа в нас.

Будем же молиться о том, чтобы просветились очи разума нашего (Еф. 1:18) и мы узнали, что это такое: Открой мне очи, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118:18). Возопием от сердца: Учитель! чтобы прозреть нам (Мк. 10:51). Прозревший, если и во плоти ходит, не по плоти воинствует (2 Кор. 10:3), потому что оружие воинствования его не плотское, но имеющее силу от Бога на разрушение твердынь, ниспровергающее замыслы и всякое превозношение, которое восстает против познания Божия (2 Кор. 10:3-5). Возденем чистые руки в молитве неослабной без гнева и сомнения (1 Тим. 2:8). Станем соплеменниками Господа, воссиявшего из колена Иудина (Евр. 7:14). Будем иудеями внутренне, ибо не наружно иудей, но внутренне (Рим. 2:28-29), — тот, кто всегда субботствует через упразднение суетных рассуждений и грязных помыслов и кто принял обрезание во внутреннем своем человеке. Обрежем поэтому нечистую крайнюю плоть сердца, отсекая неумеренность ума, которая есть жало смерти — грех (1 Кор. 15:56), посеянный врагом в непослушании. Примем в сердца наши закон Духа Божия, который Он возвестил, говоря: Вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его (Иер. 31:33); и у Давида; Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его (Пс. 36:31). Прими, если не хочешь споткнуться, скрытый во внутреннем Божием закон, который через освящение приведет тебя к бесстрастию. Вот наше, скорее же — Божие дело, хранить ум в истине, речь же — в простоте. Удостоившись этого, будем молиться, чтобы иметь ум Христов (1 Кор. 2:16) и ходить в обновленной жизни (Рим. 6:4), не являя одно в сердце, а другое во внешнем, ибо ненавистен у Бога ложный и обманчивый нрав. Недаром Господь ясно и отчетливо показал, что оскверняющее человека исходит изнутри, из сердца (Мк. 7:15-23), а осуждая фарисея, вернее же — каждого из нас как слепого по внутреннему человеку и не видящего Божественных тайн, Он тоже говорит: Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши, чтобы была чиста и внешность (Мф. 23:26). Ведь старающийся о ясной чистоте того, что внутри, то есть всегда имеющий заботу об уме и о душе, конечно же, заодно омоет и внешнее. Об этом прошу: не будем довольствоваться внешними нравами и формами, сделаемся храмом Божиим чистым (1 Кор. 3:16), услышим увещевающего нас: Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными (Фил. 2:15), а непорочен тот, кто не совершает в сердце беззакония, не имеет пятна или порока или чего-либо подобного (Еф. 5:27); кто знает, что это такое: Вся слава дщери Царя внутри (Пс. 44:14), а не вовне; кто неложно говорит: Ты исполнил сердце мое веселием (Пс. 4:8); кто ознаменован ликом Христа, вернее же — тот, в ком действует Христос и кто стремится прийти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13); кто бежит славы у людей и добивается славы от Бога, действующей в чистом сердце; и как действует сияние славы видимого солнца на плотские очи, так действует слава Святого Духа на чистые по внутреннему человеку очи. А человек, пытающийся оправдаться через достижения внешнего человека и суетные его силы, имеет ревность о Боге, но не по рассуждению (Рим. 10:2): он уже должен бы быть учителем по времени, но снова нуждается в учении; ему пора удостоиться твердой пищи, но он снова требует молока (Евр. 5:12,13); он начинал духовно, теперь же оканчивает плотски (Гал. 3:3). Пусть знает такой, что всю праведность внешнего человека пророк назвал тряпками женщины в ее месячных (Ис. 64:6), а Апостол почитает за сор (Фил. 3:8).

Нам же пусть будет даровано подчиниться праведности, совершающейся во внутреннем человеке, в котором утвердилась стопа Христова вместе с Его незапятнанным святилищем. Это трудно в глазах моих, — говорит пророк, — доколе не вошел я во святилище Божие (Пс. 72:16-17). И свидетельство совести (2 Кор. 1:12) будет похвалою крестом Иисуса Христа (Гал. 6:14), спасающего от тлена жизнь нашу и очищающего совесть нашу от мертвых дел (Евр. 6:1), чтобы мы служили духом Божиим и не на плоть надеялись (Фил. 3:3); чтобы мы знали, чему поклоняемся, согласно Сказавшему: Мы знаем, чему кланяемся (Ин. 4:22). Всему этому есть Свидетель верный в небесах, ведь мы проповедуем перед Богом, во Христе (2 Кор. 2:17), ничего иного не имея на уме, кроме того, что хорошо благодатью укреплять сердца, и учениями различными и чуждыми не увлекаться (Евр. 13:9). Молимся, чтобы ты отрешился от славы у людей, которая, похоже, хитроумно и премудро строит козни, мешая тебе приобрести водительство Божией Силы, чтобы тебя не смущало презрение людей, и чтобы ты не прельстился снова самомнением. Пусть душа твоя сочетается с Христом, как сочетается с женихом невеста. Тайна сия велика есть; я говорю по отношению ко Христу и к непорочной душе (Еф. 5:32). Ибо никто не будет записан в церкви первенцев на небесах (Евр. 12:33), кроме непорочной души, и никто не увенчается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим. 2:5).

Пять трезвившихся дев… возмогли войти с Женихом в брачный чертог

Пять оных трезвившихся дев, которые в сосуды сердца взяли необычайный для их природы елей, то есть благодать Духа, возмогли войти с Женихом в брачный чертог. Другие же юродивые и злые девы, удовлетворившись собственною своею природою, не трезвились и не потщились в сердца свои взять тот же елей радования, но как бы предались сну по причине нерадения, лености и самомнения о своей праведности, почему и чертог царства для них заключен.

Ибо явно, что были они задержаны какими-нибудь мирскими узами и мирскою приязнью, а потому и не оказали небесному Жениху совершенной своей любви и приверженности. А души, взыскавшие сей необычайной для природы их святыни Духа, всею своею любовью прилепившиеся ко Христу, там ходят, там молятся, там рассуждают, там размышляют, удалившись от всего прочего. Ибо пять душевных чувств: разумение, ведение, рассудительность, терпение, милость, если приимут свыше благодать и святыню Духа, будут истинно мудрыми девами. Если же остаются при своей природе, то подлинно делаются юродивыми, и оказываются чадами мира.

Кто соступил со стези блаженного смирения тот как может войти в Брачный Чертог Христов

Кто соступил со стези блаженного смирения и шествие творит вне ее, по правую или левую сторону, а не следует прямо за Господом нашим и Богом Иисусом Христом, тот как может войти в брачный чертог Христов, вместе со Христом? Если же он не войдет туда, то как может увидеть славу Христову? А если не увидит ее, как может возвещать о ней и явною ее творить другим? Или как дерзнет он говорить что-либо о том, чего не знает и чего не видел никогда? Если же покусится учить о таковых вещах, то найдется ли в мире другой человек, более его несмысленный? Есть мнимое смирение, происходящее от нерадения и лености и от сильного осуждения совести. Возымевшие его нередко почитают его виною спасения, но оно не есть таково воистине, потому что не имеет радостотворного плача, который бы соединен был с ним.

Блаженный авва Фалассий

Облеченный в нечистую одежду извергается из брачных чертогов

В нечистую облеченный одежду, извергается из брачных чертогов Божественных, и делается причастником тьмы кромешной (Мф. 22:12,13).

(На кончину клирика)

Оживи и возвесели его в чертоге Твоем!

Очисти от грехов уста воспевавшего духовные песни, и да воскликнет он в Царстве Твоем: «Хвала Помиловавшему меня!»

Разреши и освободи от греховных уз того, кто с юности восприял на себя сладостное иго Твое, и возвесели его в чертоге Твоем!

Присовокупи к совершенным того, кто воздержался от временного брачного чертога и вожделел чертога, уготованного совершенным.

Он примирял братии своих, когда были они в гневе, и совокуплял их воедино к взаимной пользе. Да будет же жилищем его обитель Твоя в Едеме!

Он служил ближним своим, как Ты заповедал ему, и почитал себя последним из всех. Сподоби же его возлежать на вечери Твоей!

Тебя, Господи наш, исповедовал он пред человеками, и Ты, по обетованию Своему, исповедуй его пред Отцом Твоим.

По щедротам Своим помилуй его и очисти грехи его. Ты един благ и отпускаешь грехи, — прости ему вины его!

В Едеме сладостей да объюнеет (омолодится) старость того, кто во время старости своей страдал болезнями. Оживи его в чертоге Твоем!

Вместе с праведными да восхвалит Тебя тот, кто и при старости своей, и при немощах плоти непрестанно с усердием служил дому Твоему.

Кто не будет радоваться, видя детей, отводимых в брачный чертог?

Залогом у Тебя, Господи, да будут дети умершие, да вкушают они блаженство горе на небесах, да предстоят там молитвенниками за всех нас, потому что детская молитва чиста. Благословен Дарующий детям блаженство в чертоге Своем!

Восприял некогда Спаситель наш детей на руки Свои, благословляя их перед сонмами народа, а тем показал, что любит Он детство, потому что чисто оно и далеко от всякой скверны. Благословен Вселяющий детей в чертоге Своем! Праведный видит, что лукавство умножилось на земле, и над всеми владычествует грех, потому посылает Ангела Своего поять отселе сонм прекрасных детей и призывает их в чертог радостей.

Как лилии в поле, пересаженные в рай дети и, как жемчужины в венце, переселенные в царство младенцы неумолчную воспевают там хвалу.

Кто не будет радоваться, видя детей, отводимых в брачный чертог? Кто станет оплакивать юность, если избегает она греховных сетей? И нас, Господи, вместе с ними возвесели в брачном чертоге! Хвала Тому, Кто изводит отселе юность и переселяет ее в рай! Хвала Тому, Кто поемлет детей и оставляет их в чертоге блаженств! Безопасно там радуются они.

Не медли, кающийся, пока возможен вход в Брачный Чертог. Приготовь себе светлую ризу, потому что нужны брачные одежды. Облекись в белую ризу для вечери, пока не явился внезапно Жених.

Горе прелюбодею! Оскверняет он брачную одежду и со стыдом изгоняется из Царского Брачного Чертога.

Источник статьи: http://azbukaspaseniya.ru/biblioteka/brachnye-chertogi.html

Откровение Мистерии

Империл

..Опасность “империла”, как его называет Учитель Мория. Империл – отчасти ошибочно – интерпретируется как раздражение неофита, но это не раздражение в обычном смысле слова. Поверхностная рябь обычного раздражения и мимолётного гнева, к которым склонны все ученики, имеет относительно малое значение. На самом деле имеется в виду реакция учеников на мировое зло. Она порождает неопределённость относительно будущего, досаду на то, что делается на планете не-учениками, критику национального и международного планирования и общую атмосферу несчастья плюс чувство собственного превосходства в знании. Все это выражается негативным, неконструктивным образом. Сегодня к этому склонны многие ученики.

Людмила Яковлевна Резник

Людмила Яковлевна Резник родилась в Свердловске в июле 1942 года, в семье писателя, журналиста Якова Лазаревича Резника. Яков Лазаревич — прозаик-документалист. Наиболее известной из его книг является документальная повесть «Сотворение брони». На ее основе в 1980 году был поставлен художественный фильм «Главный конструктор».

Людмила Яковлевна окончила Уральский Государственный университет (УРГУ) и высшие режиссерские курсы во ВГИКе. Работала в «Литературной газете», в «Молодом Коммунисте». В это же время Людмила Резник проводит в Москве лекции по эзотерической тематике и формирует группы из среды интеллигенции.

Астрология (2-е изд., дополн.)

Второе, дополненное издание брошюры Л. Резник «Астрология». По сравнению с первым изданием, вышедшим в 2020 году, в брошюру добавлен большой раздел «Характеристики Планет», содержащий нестандартный подход к теме. Также добавлены новые схемы.

Эта брошюра будет интересна как профессиональным астрологам, так и новичкам в астрологии. Она содержит прикладной духовный подход к астрологии как к науке о космических энергиях и включает в себя три больших раздела: «Характеристики знаков Зодиака», «Характеристики планет» и «Астрологические характеристики поколений». Все три раздела содержат совершенно новую астрологическую информацию, основанную на практическом применении Учения Тибетца (Учителя Джуал Кхула).

Христианство и Коммунизм (2-е изд.)

Новинка! Второе издание брошюры.

Автор книги, Хьюлетт Джонсон (1874-1966), — доктор теологии, известный английский общественный деятель, настоятель Кентерберийского собора. В своих проповедях он убедительно доказывает, что капитализм и Христианство несовместимы, а Советский народ, несмотря на всю свою атеистичность, реализовывал заповеди Христа и был ближе к Богу, хотя в массе не верил в Него, а просто жил в соответствии с «принципами коммунистической морали».

Роль еврейского народа в развитии человечества (2-е изд.)

«Эта проблема настолько стара и так хорошо известна, что трудно сказать о ней что-либо, что не было бы банальностью или признаком предубеждения (с точки зрения читателя) и что не возбудило бы в еврейском читателе, кроме всего прочего, нежелательной реакции. Однако бесполезно говорить только то, что приемлемо, или согласуется со всеми точками зрения, или подытоживает всё, что высказывалось до сих пор.

Есть обстоятельства в истории еврейского народа практически неизвестные широкой публике, а о тех, что известны, говорят в духе предвзятости, критицизма или антисемитизма вместо того чтобы говорить в духе любви, как мы попытаемся сделать на этих страницах».

Учитель Джуал Кхул

«Духовность и коммунизм». Обсуждение с белорусскими эзотериками

Уважаемые читатели сайта, семь лет назад состоялась встреча членов группы Людмилы Резник с белорусскими эзотериками. От того, как мыслят эзотерики, зависит какие клише воспримет интеллигенция каждой страны и в конечном итоге какой вектор станет преобладающим в умах всего населения. В свете последних событий в Белоруссии предлагаем вам самим оценить этот вектор мышления эзотериков и проанализировать насколько он нашёл выражение в текущих умонастроених белорусского общества.

Редакция сайта, 2020 год.

Духовность и Коммунизм

(встреча с белорусскими эзотериками в Минске)

Участники встречи

  1. Члены группы Людмилы Резник: Женя Близнец, Коля Овен, Руслан.
  2. Белорусские эзотерики: Николай Панчишин, Юрий, Татьяна, Катя, Владимир Б.
  3. Наталья,работник библиотеки.

Женя Близнец: Один из очень важных моментов сейчас вопрос коммунизма, какой бы ни банальной казалась политика, но в этом наше глубочайшее убеждение! Потому что Россия — страна Водолея. Водолей — это групповое сознание. Поэтому сам коллективизм и «групповость», так сказать — это качество русского народа, даже дореволюционного.

Письма Махатм (2-е издание)

Письма Махатм – документально зафиксированная переписка Великих Учителей Белого Братства М. и К.Х. с двумя англичанами – А.П. Синнеттом и О.А. Хьюмом, занимавшими значительные социальные посты в Британской Индии. Эта книга содержит квинтэссенцию духовного эзотерического Учения, выданного впервые для широкого распространения в период основания Теософского Общества, и отвечает на многие фундаментальные вопросы жизни и посмертия человека.

Настоящее издание «Писем Махатм» основано на переводе А.П. Хейдока, сделанного в 50-е годы ХХ века, перевод книги уточнён и сверен с оригиналами, хранящимися в Британской библиотеке в Лондоне, отсканированные изображения которых иллюстрируют некоторые Письма. В данном выпуске переведены и впервые на русском языке публикуются обстоятельства получения каждого послания, все они расположены в строгом хронологическом порядке. Книга имеет обширные дополнительные материалы и фотографии, составлен подробный глоссарий специальных терминов и имён Учителей, теософов, учёных, политиков, спиритуалистов и мистиков того времени, введены описания и биографии.

Письма, написанные рукой Махатм и Их учеников, открывают читателю законы и принципы Универсального Учения и вводят его в ауру мысли и жизни Учителей Иерархии.

Источник статьи: http://mysterium.ru/ru/ezotericheskiy-slovar/b/brachnyy-chertog

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *