Что значит обряд зикр



chungro

CHungro

Кровь и Порох Жизнь — Чеченца

Автор: Китаев-Смык Л. А.

Два раза был прочитан по радио и много раз
частями и полностью печатался в журналах
и даже в коллективной научной монографии

Ритуальные хороводы с пением возникли в древности как попытка людей магически воздействовать на природу, полную опасностей и увлекательных тайн.

Это с одной стороны, а с другой… Вместе с развитием искусства движений (танцевальных, ритуальных, церемониальных) и голоса (пение, молитвы, заклинания, риторика) гармонично развивались интеллект и душа.

В телевизионных передачах из Чечни во время первой чеченской войны (1994-1996 гг.) зрители нередко видели странные мужские хороводы. Усатые люди в папахах бегут друг за другом, что-то гортанно поют. За кругом — толпа.

Хороводы у всех народов, и у чеченцев — это ритуальные действия для психической и физической зарядки или, наоборот, для разрядки, для отдыха.

У некоторых чеченских родов боевой общинный хоровод стал исламским молитвенным обрядом — зикром.

История Зикра

Среди мусульман России чеченцы и ингуши последними приняли ислам, в XVI-XVII веках. Это на 800 лет позднее волжских татар, на 600 лет позднее башкир. И даже соседи чеченцев на Северном Кавказе кабардинцы, балкарцы, черкесы приняли мусульманство на 300 лет раньше чеченцев и ингушей. Почему?

Есть разные мнения. Известный исследователь народов Кавказа Леонтович писал, что малочисленные (до XVI-го века) вайнахи (сейчас это чеченцы и ингуши) жили в недоступных горах и мало привлекали исламских проповедников. Есть иное мнение: чеченцы и ингуши с их особым стремлением к самостоятельности упорно сохраняли свое христианство. И сейчас в горах Чечни с великим почтением относятся к могилам древних предков, отмеченных каменными крестами.

Многие историки полагают, что война с Россией способствовала укоренению мусульманства в Чечне. Ислам сплачивал разрозненные роды, его воинственные проповедники превращали этническое свободолюбие чеченцев в религиозную борьбу за свободу — джихад. «Джихад» — это «священные усилия» не только на войне, но и при строительстве храма, написании книги с назиданиями для достойных учеников и т.п.

Важным психологическим элементом мусульманства является религиозная экзальтация. У разных народов она проявляется по-разному. Первоначально у арабов она усилила их склонность кочевать, покорять пространства и завоевывать страны.

Затем у поэтически чувственных персов мусульманство способствовало пробуждению, буквально взрыву поэтических дарований.

А стихийно воинственных горцев Северного Кавказа ислам привел к военной организации. У них просыпались боевые таланты. Вспомним знаменитого Шамиля и его мюридов — касту религиозных воинов-чиновников.

Распространению ислама способствовали ордена дервишей, странствующих по свету, наверное, уже тысячи лет. Они подхватили учение Пророка Мухаммеда. Таких орденов, — суфийских общин, — множество. «Суфий» — значит благочестивый, любящий истину мусульманин. У каждого ордена свой молитвенный обряд — зикр.

«Зикр» — значит «память», «напоминание». Во время зикра сначала — покаяние, поминание себя, своих прегрешений и добрых дел. Затем, молитвенное поминание имен Божьих. Их 99. Все они — перечень достоинств и добродетелей, должных быть у людей. И все эти имена – добродетели Бога используются как личные имена мусульман.

Древность обрядов суфийского зикра (то, что они были до Пророка Мухаммеда) признают мусульманские ученые: «Семена суфизма посеяны во времена Адама; они дали зародыши во время Ноя; стали распускаться при Аврааме; плод их появился при Моисее; созрел он при Христе; а при Пророке Мухаммеде произвел чистое вино».

Ортодоксальные мусульмане утверждают, что с тайнами суфизма и обрядом зикра Пророк Мухаммед познакомил Архангел Гавриил по велению Бога. Пророк Мухаммед обучил им своих учеников.

«Что ни город, то свой норов»

Время течет, меняя многое. Неодинаковые изменения жизни, даже в близких одна от другой общинах создают различия образа мыслей и … потребности в неодинаковых ритуалах. Общая религия сдерживает слишком быстрое расхождение единоверцев, но конфессиональные несходства накапливаются.

Христианство непримиримо разделилось на католицизм, православие, многие формы протестантизма. Между разными христианскими конфессиями вспыхивали религиозные войны.

Хотя мусульманство разделилось на шиизм и суннизм, непримиримые друг с другом, но, благодаря Исламу, возникли многие духовные пути — суфийские тарикаты, как правило благополучно взаимодействующие.

Основы суфизма существовали в глубокой доисламской древности. Были два типа арабских общин: мешаюны (подвижные, гуляющие) и ширахаюны (созерцающие).

Психологи знают, что в ответственных, экстремальных условиях многочисленные различия людей могут быть сведены к двум: одних стресс делает активными, подвижными, бурно-эмоциональными, других — пассивными, созерцательно переживающими горе и радость.

Не с этими ли особенностями людей, проявляющимися при стрессе, связаны бурный молитвенный хоровод чеченцев-кадыритов и тихое моление чеченцев-накшбандийцев? Если это так, то различие суфийских молитвенных обрядов создает приоритетные возможности для эмоциональных проявлений и духовного развития разным психологическим типам людей: суфийский орден — община накшбандия — склонным при стрессе к пассивности, орден кадырия — склонным к активности. Пусть эта гипотеза не кажется читателю фантастичной. У мусульман есть и другие особенности, которые могут представляться нам маловероятными.

Суфизм стал религиозно-философским учением, способствующим адаптации исламского мира к многообразию меняющейся действительности. Более того, вполне можно предположить, что разные суфийские общины дают полноту самореализации людям с разным образом жизни и с психологическими различиями.

Однако не все мусульмане принадлежат к суфийским орденам. В сталинские времена эти исламские объединения жестоко притеснялись. Сейчас многие российские мусульмане имеют лишь смутное представление о суфийских орденах.

Зикр на Северном Кавказе

Северного Кавказа достигли два ордена, исповедующие каждый свой путь человека к Богу. Священный путь ордена-общины называется «тарикат». Один из них — тарикат накшбандия. Его исповедовал Имам Шамиль. Главное в ритуале накшбандия — тайная молитва, то есть зикр Хуфия. Поминание сердцем имен Бога. Воспитание сердца благодатными (медитативными) «ударами» по нему — таков суфийский психотренинг. В основе этого культа: «Я один на один с Богом. Мой удел — творение ценностей и красоты».

Основатель ордена — шейх Баххауддин Накшбанд был художником-чеканщиком. Он жил в Бухаре в начале XIV-го века. Свое учение и биографию Накшбанд изложил в книге стихов: «Капли от источника жизни».

Внешний признак служителей этого культа — белая шапочка. Многие, кто отдыхал на побережье Черного моря, покупали белые войлочные шляпы. У них с краев широких полей свисали длинные волоски — опушка. Кто бы мог догадаться, что это шляпа дервишей накшбандия. Опушка мешает смотреть, чтобы мусульманин не заглядывался на прелести внешние и думал лишь о Боге, совершенствуясь в душе.

Я видел в чеченских селах мужчин в мусульманских шапочках разной формы, разного цвета, привезенных из исламских стран. Чеченцы и не подозревали, что носят на головах отличительные знаки не тех тарикатов, к которым принадлежат их тейпы.

Второй священный путь, утвердившийся на Кавказе, тарикат — кадырия. Его основатель Эль-Сагид Абдул-Кадыр-Гиляни жил в Багдаде в XII-м веке. Он завещал своим последователям громкую коллективную молитву-зикр Джагрия во время энергичного хоровода.

Я наблюдал, как такой зикр в Чечне во время первой войны использовался для боевого сплочения народа. Это была мощная психологическая процедура, ритуально-обрядовый хороводный танец.

Есть в Чечне тейпы (кланы), в которых во время зикра молящиеся не сидят и не бегают по кругу, а подпрыгивают на одном месте. Этот молитвенный ритуал основал Бамат-Гирей Митаев, — чеченец из селения Автуры. После смерти его признали устазом (святым учителем Ислама). Над его могилой стоит изящно украшенный зият (домик-склеп). Проезжая мимо, чеченцы, не останавливая автомобиля, привстают в нем в знак уважения к святому.

В Чечне чтят могилы не только устазов, но и эвлиев (волхвов-предсказателей), признанных после смерти святыми. Вероятно в этом отголоски недавнего чеченского язычества, уживающиеся с чеченскими представлениями об Исламе.

Зикр на Первой Чеченской войне

В апреле 95-го, беседуя с префектом горного Шатойского района Даудом Дабаевичем Ахмадовым (до войны он заведовал кафедрой физики в Грозненском университете, к концу войны стал командиром шатойского отряда боевиков), я спросил:

— Что дает смелость и стойкость чеченцам в этой войне?

— Только зикр! Если мы устали, нам помогает зикр. В несчастьях и в радостях у нас есть зикр.

Опытный педагог, расчетливый профессор-математик точно оценил мощь психотехники суфийского обряда.

Может казаться, что зикр на площади возникает стихийно. Однако им управляет шейх. Он знает, когда и где начать ритуальное моление. Его можно узнать в кругу молящихся по головному убору.

Разные шапки — главные отличия разных мусульманских тарикатов. Вокруг шапок навертываются куски материи, показывающие степень духовного совершенства мусульманина. Получается — тюрбан. Чем духовность значительнее, тем больше оборотов вокруг шапки разрешено сделать. Больше других у шейха.

Горцы Кавказа навертывают тюрбан на папаху. Цвет их тюрбанов установлен еще знаменитым Шамилем — белый. Это символ «совершенного подчинения» шейху.

Мусульманская шапка часто сшита из нескольких клиньев, и вот почему: в конце жизни Пророк Мухаммед созвал помощников, разорвал свою шапку, — символ чести и власти, — на куски и молча раздал их. Помощники поняли, что как разорванная шапка бесполезна, так власть, которую она символизирует, должна быть единой. Помощники отдали свои куски достойнейшему — Али (двоюродному брату и зятю Пророка), признав в нем приемника Мухаммеда.

Мусульмане Северного Кавказа знают, что рядом с отходящим в мир иной находились семеро сподвижников Пророка. Потому мусульманская шапочка-капа — из семи клиньев.

В Центральной Азии мусульмане уверены, что у смертного одра Мухаммеда находились четверо. Центральноазиатская тюбетейка — четырехугольная. Есть и другие варианты легенды и, соответственно, шапки-капы.

Тогда в 1995-м году рядом с шейхом в толпе перед шатойской префектурой раздаются выкрики, усиливается толкотня, закручивается кольцо, расширяясь и втягивая в себя людей.

Чеченцы, вприпрыжку, быстро бегут по кругу. Движения ритмичны. Хлопают ладонями, отбивая ритм танца. Он мог длиться часами. Громко, нараспев повторяют, призывая Господа: «Ля илляха илля-ллах!»

Чувство священной причастности к вечности, к Аллаху, которого восхваляют чеченцы на непонятном для них арабском, благозвучном языке, сплачивает поющих. Вращающееся в зикре на площади посреди толпы кольцо из воспаленных тел, как глаз, обращенный к небу. Каждый, неустанно несущийся в круговом танце, чувствует себя ресничкой этого глаза, глаза народа, обретающего всевышнего Покровителя. Волны эмоций расходятся от кольца зикра по толпящимся на площади людям. Временами кажется тан-цующие устают, но их голоса снова взмывают над толпой. По ней ширясь плывет новая волна возбуждения, оживляются глаза, громче становится говор толпы, обсуждавшей свои дела под звуки зикра.

Стоя в толпе, я не мог не поддаться. в груди ощутил чувство единения с чем-то непонятным и сильным.

Психофизиология Зикра

Дрожание голоса молящихся входит у всех одинаково в голову и грудь. А ведь это должно создавать синхронизацию электрофизиологических ритмов в организмах танцующих. И, в результате, — единение чувств у несущихся круговым хороводом. Глубокое дыхание в ритме пения вызывает коллективные вспышки экстаза (этот феномен используется в йоге и других психотехниках).

Глядя на летящие поющие рты и блеск глаз над ними, я вспомнил громадную центрифугу. Когда-то, много лет назад, мы исследовали стресс предстоящих межпланетных полетов, подвергая на ней мучительным испытаниям добровольцев и прежде — себя, вращаясь непрерывно по много недель.

Стремительное вращение, влияя на тело, изменяет психику, настрой души. Когда люди несутся часами по кругу, то для них пространство за кругом смазано, отчуждено. Но друг друга летящие в танце видят все на тех же местах. В каждом укореняется установка: «Только мы, поющие, летящие — стабильны, реальны. Мир вокруг нас зыбок».

У чеченцев в зикре (и когда-то у нас на центрифуге) вращение и восторг от своей избранности создавали удивительный сплав экстремальности бытия, редкую форму стресса… с пробуждением сил, восторга и воли.

Молчаливый и громогласный зикры — лишь элементы целостных молитвенных ритуалов, исполняемых в других исламских тарикатах вдали от Кавказа. Вот, например, «громкий» зикр мусульманской общины Руфаи после коллективного пения и неистового хоровода заканчивается молчаливым экстазом участников. Имам позволяет особенно вошедшим в раж наносить себе ожоги раскаленным железом, резать себя до крови. Психологи знают, что у охваченного радостью человека «малая боль» оттеняет, усиливает, делает изощреннее «большое удовольствие».

Особенно интересен зикр шейха Джималь Эддина-Эр-Руми, выдающегося поэта средневековья (его стихи сейчас пользуются большим спросом в Америке и в Европе), основавшего суфийский орден крутящихся дервишей Мевлеви. Этот зикр содержит и громкие, и молчаливые моления. Сначала бешеное вращение на левой ноге. Толкаясь правой. До исступления. Но вдруг по сигналу шейха все останавливаются, каменеют в позе, в которой застала команда. Потом снова вращения, остановки… Много раз. Зачем?

Все это сложное управление психикой, а если изо дня в день, то и воспитание ее. Не только на Востоке суфийский шейх — поэт Руми, но и в Европе христианский святой Франциск Ассизский использовал вращения с остановками по команде для обретения Истинного Пути его учениками.

Если Вы попробуете так вращаться и через 15-20 минут не упадете и вас не стошнит, то начальное ваше настроение превратится в довольно сильное чувство. Были грустны? — накатит печаль. А если начали с воодушевления — вас охватит веселье.

Мы проводили такие психофизиологические эксперименты. Эта почти магическая процедура подкачивает эмоциональные, образные и логические центры в полушариях головного мозга за счет напряжения разных мышц и органов равновесия.

Зачем молящийся в зикре тариката Мевлеви вращается, стоя на левой ноге?

Левая — связана нервными путями с правым полушарием головного мозга. Там отражение непрерывных образов мира, бытия, эмоций. А правая нога, толкаясь, шлет сигналы в левое полушарие. В нем — анализ дробных, «толчковых» событий.

Так в каждое полушарие головного мозга приходит и бьет как в цель информация, которая специфична, понятна именно ему. Одно наполняется «знанием», что опора, Земля, Мир непрерывно стабильны. Другое — что: «Нет! Все не так! Мир под правой ногой, несомненно, дробен, прерывист». Возникает конфликт между двумя, казалось бы, истинными сигналами об опоре нашего тела.

Многолетние наши исследования, сотни разных экспериментов показали, что чувственные конфликты приводят многих к состоянию так называемого «измененного сознания». Происходит прорыв из подсознания мечтаний, видений, годами таящихся в нем. Как сон наяву. Экстаз и озарение, способные радовать человека или пугать.

Духовные учителя Востока предупреждали, что заниматься зикром без подготовки и без имама-наставника опасно.

Из исторических хроник известно, что имам Шамиль не раз в темном подвале мечети, в полном одиночестве, без сна и еды вращался в молчаливом зикре и, замирая на земляном полу, молил у Пророка совета. И Мухаммед давал прозрение.

Мгновенное окаменение во время быстрого танца, когда кто-то даже падает, как скульптура, без подставки, использовал для обучения магии Гурджиев. Его называли великим магом 20-го века. Есть свидетельства, что он был духовным наставником двух диктаторов: как старший товарищ юного Сталина в кутаисской семинарии, потом в Европе, преподавая оккультизм Гитлеру. Гурджиев считал, что при остановке в танце эмоционально-двигательная энергия превращается в интеллектуально творческую, в энергию «безмолвного крика», «стоящего бега».

Дрожание голоса молящихся входит у всех одинаково в голову и грудь. А ведь это должно создавать син-хронизацию электрофизиологических ритмов в организмах танцующих. И, в результате, — единение чувств у несущихся круговым хороводом. Глубокое дыхание в ритме пения вызывает коллективные вспышки экстаза (этот феномен используется в йоге и других психотехниках).

Еще об одной особенности зикра чеченцев-кадыритов. Почему их хоровод вращается против часовой стрелки? Так же вращаются суфии-мевлевиты.

Это восходит к древним ритуальным пляскам солнцепоклонников. Так, мы жители северного полушария с каждым поворотом встречаемся с солнцем. Новый поворот — новое утро. А «утро вечера мудренее».

Ритуальные вращения есть и в других религиях. Так у буддистов тысяча поворотов тела молящегося равноценна на пути духовного совершенства одному посещению дацана (буддистского монастыря). Тысяча посещений дацана, в котором надо проходить по кругу, вращая множество священных барабанов, равноценна одному посещению тибетского центра буддизма — Лхасы.

Источник статьи: http://chungro.livejournal.com/1850661.html

Зикр в Исламе

Не только в Исламе – в любой духовной традиции есть практика, при которой Святое Имя повторяется, тем самым подкрепляя поминание Бога. В Исламе также существует подобная практика, которая носит название «зикр».

Разными путями стремятся люди на земле к обретению счастья и покоя, и цели, которые ставят перед собой люди, разные. Кому-то для счастья необходимо быть богатым, кому-то важно обрести в личной жизни стабильность и взаимность, а кому-то важно образование в престижном учебном заведении. Но большинство людей, достигнув поставленных перед собой подобных целей, вдруг с моментом достижения этих целей понимает, что далеко не в этом заключается счастье. И вновь люди начинают искать, в чем же кроется счастье для них. Вновь они ищут душевный покой, перебирая все варианты, какие только возможно.

В результате люди понимают, что ощущение счастья зависит напрямую от ощущения душевного покоя, а душевный покой зависит от того, насколько чиста и спокойна у человека совесть. Совесть верующего мусульманина предписывает ему принять веру в Господа и подчиниться его воле. Только так человек способен обрести спокойствие и счастье – только уверовав в Бога и поминая Его, живя с верой в сердце.

Об этом говорится в аяте Корана: «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха обретают сердца покой?» (сура Ар-Раад (Гром), 28-й аят). Наличие у человека имана, веры в запреты и повеления, которые принес благословенный Пророк ﷺ от Господа, которые носят название “дарурат-и диния”, принятие истин, которые были доставлены им, частое поминание Бога – непременные условия для того, чтобы человек обрел счастье и душевный покой. Таким же непременным условием является и совершение зикра в Исламе.

Зикр в Исламе – это поминание Всевышнего Аллаха, Его имен и сыфатов, а также размышления о них. Зикр в Исламе подразделяется на три вида:

  1. тот, который совершается языком,
  2. который совершается сердцем
  3. который совершается всем телом верующего.

Зикр, совершаемый сердцем, — это то, когда верующий постоянно помнит Бога и думает о Нем постоянно. Зикр, совершаемый языком, — это когда верующий словесно поминает имена Всевышнего, славословит Его, читает Коран и произносит дуа (мольбы к Аллаху). Зикр, совершаемый телом, — это когда верующий всеми своими органами исполняет то, что повелел Аллах, а также избегает всего того, на что Творец возложил запрет.

В аяте Корана описано, как человек должен читать зикр в Исламе. Сказано, что совершение зикра позволяется в любом положении – поминать Господа и размышлять о сотворении земли и небес можно стоя, на боку и сидя. Сура «Анфаль» говорит, что зикр в его широком аспекте, как то чтение Священной Книги Коран, когда верующий понимает его смыслы и руководствуется в своих действиях почерпнутым в нем — оказывает на душу верующего мусульманина положительное и глубокое воздействие. В суре сказано, что только те мусульмане в Исламе являются верующими, у которых сердца при упоминании Творца в молитве испытывают страх, чья вера усиливается при чтении аятов, те, кто уповает на Всевышнего и совершают намазы.

Поминание Бога молитвой, чтением Корана и понимания смысла того, о чем говорится в Священной Книге, а также приведением своей жизни в соответствие с религиозными установлениями Ислама являются условиями для обретения душевного покоя человеком, только при этих условиях его сердце становится спокойным. Бог, сотворивший человека, знает лучше нас самих о том, когда верующий в Исламе будет счастлив и когда обретет душевный покой. Практика зикра пришла к мусульманам из Корана и сунны пророка Мухаммада ﷺ в виде славословия и восхваления, поминания Всевышнего языком и про себя, молитвой и мольбой, и не относится к современным суфийским традициям и обрядам в виде танцев или хождения по кругу, которое практикуют некоторые суфии в наше время. Первоначальная основа суфизма заключалась в аскетизме и отрешении от мира для посвящения себя поклонению, духовному размышлению и поминанию Всевышнего.

Хадисы о поминании Аллаха

Как сказал Пророк Мухаммад ﷺ , «Нет ничего, что спасет человека от наказания в мире вечном, кроме поминания Всевышнего Аллаха». Приводится случай, когда к Посланнику Всевышнего ﷺ пришел человек с просьбой научить его тому, с помощью чего можно легко получить довольство Бога и обрести счастье в вечном мире, чтобы он совершал это. Посланник Всевышнего ﷺ сказал ему не переставать поминать Аллаха словами «Ля хауля ва ля куввата илля биллях». По словам Пророка Мухаммада ﷺ , это дуа исцеляет от девяноста девяти видов заболеваний, в том числе и от печали, как самой малой из этого числа болезней. Постоянное совершение данного дуа освободит верующего в Исламе от душевной боли и печали. Такой же текст дуа приводится и в хадисе, переданном Ибн Абу ад-Дунъя от Абу Хурайры. «Субханаллахи ва бихамдихи» названа самой любимой речью перед Богом. В этом дуа – слова очищения от изъянов, пороков и недостатков, где описываются самые совершенные качества Творца.

В хадисах Посланника Мухаммада ﷺ сказано, что ценнее и выше, чем поминание Господа, не может быть ни одна милостыня. Наградой для людей, которые собираются, чтобы поминать Аллаха, будет Рай. Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что ни одно деяние не сравнится с поминанием Всевышнего, зикрул Л ах, в деле спасения от наказания муками Ада.

Польза поминания Всевышнего

Среди достоинств молитвы в Исламе – порождение любви к Богу, которая сама является духом Ислама и сердцевиной исламской религии, источником спасения и счастья. Силу шайтана ослабляет зикр, отбивает его. Довольством Всевышнего является эта молитва.

Совершение зикра в Исламе помогает человеку удалить из своего сердца грусть и переживания, а поселяет в нем радость и удовлетворение, давая ему, как и телу верующего, силу.

В зикре – источник спасения человека, источник его счастья. Если верующий хочет достичь любви Всевышнего, он должен делать зикр постоянно и многократно. С помощью учения и повторения мы достигаем знаний, с помощью зикра мы открываем дверь к любви Аллаха. Посредством зикра верующий достигает состояния, когда Всевышний становится защитником и убежищем во всем. Взор верующего при каждой беде обращается ко Всевышнему. Посредством зикра верующий становится все ближе к Аллаху. Но пренебрегая зикром, верующий все больше отдаляется от Аллаха.

Дверь к познанию Всевышнего отворяется через зикр. В сердце верующего постепенно укрепляется трепет перед величием Бога, у него появляется осознание присутствия Всевышнего. Поминая Бога, верующий может надеяться, что при Аллахе будет упомянут он сам. Об этом говорится и в Священном хадисе: «Кто вспоминает Меня про себя, Я вспоминаю его про себя».

Зикр в Исламе представляет собой питание для души и сердца, он оживляет сердце верующего, которое гибнет, если не получает питания. Ценность его заключается в том, что посредством поминания Бога сердце верующего очищается от ржавчины. В хадисах говорится о том, что точно также, как все на свете покрывается пылью и ржавчиной, ржавчиной покрывается и сердце верующего, только в этом случае ржавчиной является пренебрежение и страсти. Зикр в Исламе очищает сердце верующего от такой ржавчины точно так же, как удаляет из сердца и души верующего его ошибки и грехи. Он избавляет верующего мусульманина от беспокойства, которое поселяется в его душе, если он пренебрегает поминанием Аллаха.

Зикр в Исламе – та причина, по которой милости Творца и сакина (спокойствие) будут ниспосланы мусульманину, потому что такого верующего окружают ангелы. По этой же причине ангелы берегут верующего от пустословия и сплетен у него за спиной, от ругани и лжи, от злословия в его адрес. Поминайте Аллаха, ведь сам человек, который поминает Аллаха и приучает свой язык к произнесению славословия, уберегает самого себя от таких пустых и нехороших слов и поступков, как сплетни, злословие и ругань, бесполезные разговоры.

Собрания зикра в Исламе называют собраниями ангелов, и собраниями шайтанов называют собрания небрежения и пустословия. Право человека – самому выбирать, в каком собрании принимать участие. Присутствующий рядом с верующим, делающим зикр, также счастлив по Исламу, как и сам верующий, а тот, кто сидит рядом с пустословящими и пренебрегающими, несчастен так же, как и они.

По Исламу, поминающему Господа в Судный День не о чем будет сожалеть, а вот тех, кто присутствует на собраниях, где не совершаются зикры, в День Суда ждут сожаления и потери.

Плачущий в уединении при совершении зикра будет находиться в тени Творца в Судный День, когда на площади воскресения остальные не найдут себе места от жары и зноя.

Надпись на машине «Не забывай поминать Аллаха»

Поминайте Аллаха, ведь при всей своей легкости в совершении, этот способ поклонения превосходит в Исламе все остальные по своей значимости и результатам. Ни за одно деяние не обещано столько благ и даров, сколько обещано за совершение зикра. В одном из хадисов говорится, что сказавшему сто раз в один из дней «Ля иляха илляллаху, уахдаху ля шарика ляху, ляхуль мульку уа ляхуль хамду, уа хуа ‘аля кулли шай’ин кадир» («Нет бога достойного поклонения кроме Аллаха, у Которого нет сотоварищей, Ему принадлежит вся власть и Ему вся хвала, и Он над всякой вещью мощен») будет такая награда дарована, какая полагается за освобождение десяти рабов, ему будет записано сто благих деяний и прощено сто проступков, которые он совершил. И если никто в этот день не скажет зикр больше него, то не будет никого лучше него в этот день. Совершивший зикр защищен от шайтана до самого вечера. Лучше него может стать только тот, кто совершил зикр больше него. Эту истину подтверждает много хадисов.

Будучи постоянным в поминании Всевышнего Аллаха, человек уберегает себя от забвения самого себя, а ведь в этом по Исламу и кроется причина несчастья и в нашем мире, и в мире ином. Забыть поминать Создателя – значит забыть и свои интересы тоже. Всевышний говорил: «Не будьте как те, которые забыли Всевышнего Аллаха, и Аллах заставил их забыть самих себя. Они — распутники» (сура Аль-Хашр (Сбор), 19-й аят).

Посредством совершения зикра возвышается человек в Исламе, и неважно, где он совершает его – на базаре или пребывая в своей постели, в каком состоянии делает он это – будучи в полном здравии или будучи серьезно больным, делает ли он это в свободное время или в это время он наслаждался благами жизни.

По словам Абу Мусы, Пророк Мухаммад ﷺ уподоблял тех, кто совершает зикр в Исламе, и тех, кто не совершает его, с живыми и мертвыми.

В случаях, когда речь идет о зикре, имеют в виду то, что человек произносит специальные словесные формулы по-арабски. Самым ценным зикром являются слова Единобожия «Ля иляха илля-лЛаху», что в переводе означает «нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха».

Грехи покрывают наше сердце словно грязь, а очистить наше сердце от грязи способен только зикр – он подобно наждачной бумаге по металлу убирает ржавчину с сердца и полирует его.

Зикр можно назвать оружием мусульманина в Исламе, ведь он помогает справиться с бедами – от него станет легче. Об этом писал мусульманский ученый Имам аль-Газали: для шайтана находится лазейка в сердце человека, когда оно поддается страстям, и тогда шайтан начинает наущать. Эта лазейка становится меньше всякий раз, как человек поминает Господа.

Искренность в поклонении достигается поминанием Аллаха. О том, насколько Ислам считает важным благословенный зикр, сказано и написано немало. В своей книге «Ценности зикра» этот вопрос подробно освещает Мухаммад Закария Кандехляви, и эта книга способна дать исчерпывающие ответы на вопросы на эту тему для всех, кто только приступил к изучению Ислама.

Если зикр совершается после намаза, то нужно сказать трижды «Астагфиру-Ллах!», попросив тем самым прощения у Всевышнего, а затем читать аят аль-Курси.

Поминанием Всевышнего Аллаха в Исламе будут считаться не только фразы или слова, которыми человек поминает Аллаха — к зикру будет относиться также и поминание Всевышнего Аллаха, когда человек начинает какое-то дело, либо произносит зикр во время еды, либо вспоминает Всевышнего Аллаха, если в его жизнь пришло несчастье или счастливое событие. Если и есть нить, связующая в Исламе мусульманина с Аллахом, если и есть та дверь, которая ведет от души человека к самому Всевышнему, то зикр – и есть та самая дверь, та самая связующая нить. В то время, как мы поминаем Всевышнего Аллаха, он тоже поминает нас. Об этом говорится в суре аль-Бакара в Священной Книге Аллаха.

Многократное произнесение слов или фраз, в которых поминается Аллах, называется тасбих. Этим термином обозначают фразу, которая звучит как «Субхана-лЛах» и переводится как «Свят Аллах».

О пользе зикра говорится в ряде хадисов. В хадисе, переданным Абу Хурейрой и Абу Саидом, рассказывается, как Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что ангелы окружают тех людей, которые упомянут Всевышнего Аллаха, какими бы ни были эти люди – на них снизойдет милость Аллаха, они обретут спокойствие духа или сакина, а сам Аллах упомянет этих людей среди тех, кто окружает Его.

О пользе поминания Всевышнего Аллаха в Исламе говорил Ибн Кайим аль-Джаузи, который приводит больше ста видов пользы, которую приносит зикр:

  • он отгоняет шайтана и ломает хребет ему;
  • он вызывает довольство Всевышнего;
  • отводит от сердца верующего печаль и переживания, вселяя в сердца мусульман хороший настрой и радость;
  • благодаря ему озаряется сердце и лицо верующего мусульманина, а тело его укрепляется;
  • человек, поминающий Всевышнего, приумножает свой удел, а сам одевается в добрый лик;
  • зикр приносит любовь в сердце человека в Исламе, а ведь именно любовь является основой спасения и счастья и душой самой веры Ислама;
  • благодаря зикру верующий учится самоконтролю, достигая его через степень исхана, когда мусульманин поклоняется Всевышнему Аллаху так, словно сам Он находится перед Ним;
  • зикр помогает тому, чтобы Всевышний в сердце верующего мусульманина стал Каабой в его сердце, тем местом, где бы мусульманин находил для себя убежище, когда его настигают земные беды;
  • в зависимости от частоты поминания Всевышнего Аллаха, человек в Исламе все более приближается к нему – чем чаще совершает верующий зикр, тем ближе к Аллаху он становится;
  • совершая зикр, человек в Исламе делает шаг к искуплению своих грехов и проступков;
  • зикр избавляет мусульманина от одиночества: верующий не может быть один, когда его сердце привязано ко Всевышнему и к Исламу.

Зикр придает человеку в Исламе такие важные качества, как покорность и боязливость. Человека, поминающего Аллаха, поминает и сам Аллах – и это самый важный аспект пользы.

Важно в Исламе поминать Аллаха не только в минуту печали, но и в минуту радости и благополучия, ведь тогда Аллах вспомнит о человеке в минуту, когда ему будет тяжело. Ислам указывает, что, когда человек, поминавший Аллаха в минуту своего счастья, попадает в беду, ангелы у трона Господня обращаются ко Всевышнему с мольбой помочь этому человеку, узнают его, и Господь узнает этого мусульманина. Пророк Мухаммад ﷺ говорил своим сподвижникам, что среди всех заслуг перед Аллахом есть та, которая по ценности своей превышает даже то, что верующий на пути Бога не жалеет золота и серебра или не жалеет жизни своей в джихаде на пути Аллаха, — это поминание Аллаха, то есть зикр.

Самое главное достоинство зикра в Исламе – это то, что он является корнем благодарности, и если человек пренебрегает поминанием Аллаха, значит он и не выражает свою благодарность Всевышнему за все те милости, которыми он одарил его жизнь. Такой способ благодарности указал в Исламе сам Всевышний: когда Его спросил Муса, как он может благодарить Аллаха за все те блага, которые Он дал, Всевышний сказал, что будет судить о том, насколько Муса благодарен Ему, по тому, как часто он будет совершать зикр.

Во время зикра и тасхиба сразу же после намаза, оставаясь в том же положении, в котором находился верующий, ему следует читать основной тасбих, который включает в себя произнесение тридцать три раза «Субханаллах», тридцать три раза «Альхамдулиллах», произнесение тридцать три раза «Аллаху акбар», после чего один раз следует прочитать «Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарикя Лях, ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа ‘aля кулли шайин кадир».

О пользе тасбиха в Исламе неоднократно сказано в хадисах: по словам Пророка Мухаммада ﷺ , все грехи прощены тому, кто читает указанное количество раз указанные слова, даже если грехов у него так много, как много в море пены.

2500 благих дел за день

Пророк Мухаммад ﷺ также говорил, что в Исламе существует две привычки для человека, которые ему следует соблюдать, если он хочет войти в джаннат. Эти привычки обе легкие, но очень мало в Исламе тех, кто действительно их делает. Первая привычка: читать после каждого намаза по десять раз «Субханаллах», «Альхамду лилляхи» и «Аллаху акбар», а вторая – перед сном читать тридцать четыре раза «Аллаху акбар», тридцать три раза «Альхамду лиллях» и тридцать три раза «Субханаллах». В первом случае в книге расчета человеку будет засчитано одна тысяча пятьсот наград: сто пятьдесят раз в день умножается десятикратно, а во втором случае получится сто слов, которые будут умножена в десять раз и записаны как одна тысяча хороших дел. В результате следования человеком этим двум привычкам верующий в Исламе получает две с половиной тысячи наград, и что может сравниться по значимости с таким количеством наград? И кто может совершить в день грехов больше, чем такое количество засчитанных добрых дел?

Не забывай поминать Аллаха!

Источник статьи: http://medinaschool.org/library/creed/vera/zikr-v-islame

Зикр и виды зикра

Все слова, восхваляющие совершенные атрибуты силы и величия, красоты и возвышенности Аллаха, произносятся ли они языком или беззвучно в своем сердце, относятся к зикру. Это в переводе с арабского означает “напоминать себе” или “упоминать” о Создателе посредством частого повторения Его имен.

Как делать зикр

Произнесение зикра – это действие поклонения, поэтому оно должно совершаться так, как предписано шариатом, и нельзя изобретать для него новые методы. Зикр Аллаху должен быть произнесен тихо.

«И исполняйте зикр Господа в душе со смирением и без громких слов по утрам и вечерам, и не будьте из тех, кто невнимателен.» (Аль-арааф: 205)

Однако в некоторых случаях разрешается произносить слова поминания Аллаха громко. Например, талбия в хадже, такбир в праздничные дни или необходимость учить других.

Важность совершения зикра

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сравнивая людей, говорил, что те мусульмане, которые выполняют зикр, являются обладателями живого сердца, в то время как сердце человека, не делающего это, мертво. (Сахих-Бухари)

Сердце, поминающее Аллаха, становится умиротворенным и безмятежным. Спокойствие и мир, которые дает зикр, ведут к очищению и укреплению веры, защищают от искушений Сатаны (аузу биЛлях). Поэтому в Коране Всевышний побуждает мусульман почаще совершать его.

«О вы, которые уверовали! Пусть ни богатство, ни дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. Те, кто так поступают, оказываются в проигрыше.» (63: 9)

Виды зикра

В Исламе встречается упоминание о трех видах зикра:

  • Зикр языка – это повторение фраз восхваляющих Аллаха, мольба, обращенная к Нему, чтение Корана.
  • Зикр сердца – это мольба без слов, размышления о могуществе и удивительных сыфатах (качествах) Аллаха, смыслах аятов Священного Корана.
  • Зикр тела – это совершение всех своих дел в соответствии с заповедями Корана и сунны и отдаление от запретного.

Таким образом, мысли и чувства, слова и поступки при которых верующий помнит о своем Создателе и восхваляет Его, являются зикром.

Зикр после намаза

Совершить зикр мусульманин должен как минимум 5 раз в день, а именно после прочтения обязательной молитвы. Зикры после намаза по сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха) читается в следующей последовательности:
3 раза говорится «Астагфиру-Ллах», что в переводе означает прошу прощения у Аллаха.
Произносится дуа:

Читается Аят аль-Курси:

Затем повторяют по 33 раза каждую из трех фраз «СубханаЛлах» (Аллах Пречист), «Альхамду лиЛлях» (хвала Аллаху), «Аллаху Акбар» (Аллах Велик).
Прочитывается дуа

Перевод: Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и нет у Него сотоварищей! Ему принадлежит вся власть и хвала! Он способен на всякую вещь!

Поминание Аллаха служит прочной основой, связывающей мусульманина с Создателем. И чем чаще язык повторяет эти слова, тем больше получает человек награду.

Наиболее распространенные фразы зикра

Так как ученные считают зикр актом поклонения, то совершать его необходимо предписанным шариатом образом. Самые лучшие слова для этого, те, которые упоминаются в Коране и хадисах.

  • Начало каждого дела с имени Аллаха «бисмиЛлях».
  • «СубханаЛлах», «АльхамдулиЛлях», «Аллаху Акбар» — произнесение этих трех фраз пророк (мир ему и благословение Аллаха) называл в качестве причины, благодаря которой человек может стать лучше. (Взято из хадиса, приводимого в Сахих-Бухари). Эти слова можно повторять в любое время.
  • Слова шахады «Ля иляха илляЛлах» (Нет достойного поклонения кроме Аллаха) являются лучшим способом поминания Всевышнего, как сказано в хадисе: «Лучший зикр – «Ля иляха илляЛлах», а лучшее дуа – «АльхамдулиЛлях» (Ибн Маджа, Тирмизи).
  • «СубханалЛахиль -‘азым ва бихамдих», означает пречист Аллах, слава и хвала Ему. Читающему постоянно эту фразу, в раю будет дарована пальма. (Из известного хадиса, приведенного ат-Тирмизи).
  • «СубханаЛлахи ва бихамдих» и «Субханаллахиль азым» это слова про которые пророк (мир ему и благословение аллаха) сказал, что они легки на языке, но будут иметь тяжелый вес в Судный день.
  • Дуа при выходе из дома.

  • Перевод: Начинаю с имени Аллаха, полагаюсь только на Него, нет могущества ни у кого, кроме Аллаха.
    Если муслим произнесет это перед выходом, то рядом с ним собираются ангелы, и говорят: «Достаточно тебе Аллаха, и ты под Его защитой, шайтан удалился от тебя» (Тирмизи).
  • Дуа после приема пищи.

  • Также и другие дуа, читаемые в течение дня, будут являться зикром.

Достоинства зикра

Верующий, поминающий Аллаха и стремящийся делать это как можно чаще приобретает бесчисленные блага в жизни, а также награду в Судный день.
Достоинствами зикра являются:

  • Приближение к Аллаху мыслями и сердцем.
  • Способ достичь довольства Аллаха.
  • Оживление сердца и очищение его от страстей.
  • Защита от наущений шайтана (аузу биЛлях).
  • Дарует успокоение.
  • Рядом с человеком, любящим поминать Всевышнего находятся ангелы.
  • Зикр является причиной увеличения ризка (пропитания, имущества).
  • Эти слова будут служить защитой от наказания в Судный день.

Поминающего раба Своего Аллах не оставляет без внимания.

«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас» (Бакара: 152).

Постоянно поминая Аллаха, мы сохраняем его в наших умах и сердцах. Чем больше мы думаем о Нем, тем больше хотим угодить. Таким образом становится понятен глубокий смысл слов зикр, что это в Исламе проводник к прекрасному характеру и свет, который держит нас на пути к Раю.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Источник статьи: http://naistine.ru/zikr/

Что за обряд у мусульман ЗИКР

У некоторых чеченских родов боевой общинный хоровод стал исламским молитвенным обрядом — зикром.
История Зикра

Среди мусульман России чеченцы и ингуши последними приняли ислам, в XVI-XVII веках. Это на 800 лет позднее волжских татар, на 600 лет позднее башкир. И даже соседи чеченцев на Северном Кавказе кабардинцы, балкарцы, черкесы приняли мусульманство на 300 лет раньше чеченцев и ингушей. Почему?

Есть разные мнения. Известный исследователь народов Кавказа Леонтович писал, что малочисленные (до XVI-го века) вайнахи (сейчас это чеченцы и ингуши) жили в недоступных горах и мало привлекали исламских проповедников. Есть иное мнение: чеченцы и ингуши с их особым стремлением к самостоятельности упорно сохраняли свое христианство. И сейчас в горах Чечни с великим почтением относятся к могилам древних предков, отмеченных каменными крестами.

Многие историки полагают, что война с Россией способствовала укоренению мусульманства в Чечне. Ислам сплачивал разрозненные роды, его воинственные проповедники превращали этническое свободолюбие чеченцев в религиозную борьбу за свободу — джихад. «Джихад» — это «священные усилия» не только на войне, но и при строительстве храма, написании книги с назиданиями для достойных учеников и т. п.

Важным психологическим элементом мусульманства является религиозная экзальтация. У разных народов она проявляется по-разному. Первоначально у арабов она усилила их склонность кочевать, покорять пространства и завоевывать страны.

Затем у поэтически чувственных персов мусульманство способствовало пробуждению, буквально взрыву поэтических дарований.

А стихийно воинственных горцев Северного Кавказа ислам привел к военной организации. У них просыпались боевые таланты. Вспомним знаменитого Шамиля и его мюридов — касту религиозных воинов-чиновников.

Распространению ислама способствовали ордена дервишей, странствующих по свету, наверное, уже тысячи лет. Они подхватили учение Пророка Мухаммеда. Таких орденов, — суфийских общин, — множество. «Суфий» — значит благочестивый, любящий истину мусульманин. У каждого ордена свой молитвенный обряд — зикр.

«Зикр» — значит «память», «напоминание». Во время зикра сначала — покаяние, поминание себя, своих прегрешений и добрых дел. Затем, молитвенное поминание имен Божьих. Их 99. Все они — перечень достоинств и добродетелей, должных быть у людей. И все эти имена – добродетели Бога используются как личные имена мусульман.

Древность обрядов суфийского зикра (то, что они были до Пророка Мухаммеда) признают мусульманские ученые: «Семена суфизма посеяны во времена Адама; они дали зародыши во время Ноя; стали распускаться при Аврааме; плод их появился при Моисее; созрел он при Христе; а при Пророке Мухаммеде произвел чистое вино».

Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/88283505

Что такое зикр?

Путь к постижению Божественной истины, путь озарений, откровений, ощущений, длится всю жизнь суфия, и ведет его по этому пути сложный обряд, получивший название «зикр». В переводе с арабского это слово означает «упоминание», «вспоминание», «память»: основу обряда составляет повторение имен Аллаха — в разных количествах и сочетаниях, в разной последовательности, в движении или в неподвижности, как предписано членам того или иного суфийского братства, или ордена, как их еще называют.

Аль-Газали (1059—1111), знаменитый суфий и теолог, пришел к заключению, что все, представляющее наибольшую ценность для суфиев, «не поддается изучению, а постигается непосредственным опытом, через экстаз и внутреннюю трансформацию. Пьяному не обязательно знать, как определяется опьянение, каковы его причины и условия,— говорил аль-Газали,— однако он пьян, в то время как человек, знающий теорию, остается трезвым». Потому считаем необходимым предупредить: сколько бы мы ни рассказывали о зикре, словами невозможно передать то состояние, которого достигают те, кто выполняет этот обряд. И все-таки некоторые объективные знания о зикре существуют. Поделимся ими в той степени, в какой они нам открылись.

Итак, зикр — основа тариката, его содержание. Суфий должен постоянно и самоотречение вспоминать Бога, при этом все чувства повторяющего Божественные имена должны быть сосредоточены на смысле этих имен и словесных формул, включающих имена.

Многократное их произнесение — при полном осознании их смысла и любви к ним — освобождает человека от своего «Я», и тогда Божественная энергия пронизывает существо произносящего, изменяя его. Собственно, каждый раз, совершая обряд зикра, суфий как бы проходит весь свой мистический путь до состояния ощущения Божественной истины. Требование зикра содержится в Коране, повторяясь в нескольких сурах — во 2-й (аят 153), 7-й (аят 205), 13-й (аят 28) и других. «Поминайте Аллаха частым поминанием…» Но как именно это делать? С возникновением (в конце XII—XIV веках) суфийских братств разрабатывался ритуал зикра. Шейх предписывал ученикам его правила: особые ритмизированные движения, точные позы, определенное качество дыхания при произнесении имен и формул.

Главная формула зикра — «Ла-иллах-илл-Аллах» — «Нет Бога, кроме Аллаха». Все суфии во всем мире произносят ее многократно, ежедневно. Вот как это делают члены братства Ниматуллахи. Суфий сидит либо скрестив ноги, либо на пятках, положив правую руку на левое бедро, а левой рукой обхватив правое запястье. Эта поза не случайна: в ней руки и ноги образуют «Ла» — это отрицательная частица в арабском языке,— так суфий обозначает несуществование своего «Я» на пути к Всевышнему. Его руки в этой позе означают ножницы, что символизирует отсечение своего «Я», отказ от привязанности к своему ограниченному земному существованию. При слове «иллах» суфий описывает головой и шеей полукруг в правую сторону. Этим движением он выражает отрицание всего «того, что не Бог». Со словами «илл-Аллах» суфий совершает аналогичное движение влево, и это означает существование вечной, всеобъемлющей, необходимой и абсолютной реальности Бога. Многократные ритмичные повторения этих движений с произнесением слов, несущих мистический смысл, вводят суфия в необходимое ему состояние…

По-иному это происходит у суфиев кадирийского тариката (имеющего истоком орден Кадирийа) в братстве шейха Кунта-Хаджи. Его многочисленные общины находятся на Северном Кавказе. У кунтахаджийских суфиев обряд зикра — это громкое радение, славословие Аллаху, сопровождающееся коллективными экстатическими движениями, приводящими людей в состояние религиозного экстаза. Группы суфиев этого направления обычно собираются в чьем-то доме или во дворе. Они становятся вплотную друг к другу сплошным кругом. Считается, что пространство внутри круга сразу становится святым местом, куда спускается барака — Божественная благодать. Звонким голосом по знаку руководителя обряда один из суфиев протяжно и медленно произносит «Ла-иллах-илл-Аллах», остальные повторяют эту формулу за ним. От запевалы зависит многое — он задает тон, его голос должен вызвать у участников обряда самозабвение, что ведет к духовному блаженству.

Раскачиваясь на месте, в такт пению, участники зикра хлопают в ладоши. Медленным шагом начинается плавное движение по кругу, сопровождающееся ритмичным хлопаньем в ладоши. Движение постепенно переходит в бег, а бег все ускоряется. При этом все дружно, в едином ритме, повторяют словосочетание «уллох-улло-лох». Шейх Кунта-Хаджи говорил, что это словосочетание переводится примерно как «Аллах един». Считается, что оно многократно весомее, чем формула «Ла-иллах-илл-Аллах», хотя смысл их один и тот же.

В процессе все ускоряющегося бега кроме этой формулы произносятся и другие, восхваляющие благие деяния шейха-устаза, его святость и связь с Божественным духом. Выполняя этот зикр, его участники, по их свидетельству, совершенно отрешаются от своего «Я», от забот и реальностей земного мира; их души наполняются мистическим предчувствием невидимых состояний, и сердца словно размягчаются лучами Божественного света. Завершается обряд длинной молитвой-обращением к Аллаху, в которой все просят Бога о даровании шейху Кунта-Хаджи права спасения и заступничества в день Страшного Суда, о прощении грехов умершим родным и близким, о том, чтобы предостерег молящихся от неправедного пути…

Считается, что этот ритуал шейх в отличие от Ниматуллахи не изобрел сам, а скопировал с того, который совершают ангелы у трона Аллаха.

Часть последователей кадирийского тариката выделились и видоизменили стиль зикра, дополнив его музыкой: у них в зикре участвуют барабан, скрипка и другие инструменты. Задолго до этих суфиев ввел музыку в зикр знаменитый учитель Джалаладдин Руми. Нет лучшего средства для достижения мира и гармонии внутри самих себя. А потому музыка — высшее наслаждение, ее воздействие неоценимо, она указывает путь к Богу.

Музыка вошла в ритуал зикра не сразу и не просто. Хотя в Коране нет прямого запрета на музыку, о ней в исламе велись серьезные споры. Нередко рука об руку с музицированием шли пьянство, разврат, тяжкие грехи против Бога — и были созданы хадисы (рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда), согласно которым музыка попадала в разряд «харам» — запретного. А вот пение никогда и никто не запрещал. В конце концов, факихи — законоведы — пришли к такому выводу: «Вполне допустимо слушать музыкальные инструменты, если они не используются для развлечений и если это не ведет разум к греховности». Споры спорами, а музыка независимо от них постепенно узаконилась как необходимый элемент зикра. Хочется привести здесь слова суфийского учителя, индийского профессора Инайат-хана: «Каждый суфий наслаждается красотой музыки сообразно своему развитию, а духовные подвиги еще более располагают его к музыке, к пониманию ее высокого духовного значения».

И музыка, и пение звучат в зикрах разных братств по-разному. Сторонники и громкого, и тихого радения опираются на Коран, где в суре 17 (аят 110) сказано: «…Не произноси громко своей молитвы, но и не шепчи ее, а следуй по пути между этим». Как говорится, оба правы, так как и в том, и в другом варианте достигается цель зикра: вызвать в суфии экстатический транс. «Громкий» зикр вошел в практику орденов Рифаийа, Маулавийа, Бадавийа, Чиштийа, Кубравийа, Сухравардийа, Садийа, Кадирийа…

«Тихий» зикр проводят братства Бекташийа, Халватийа, Накшбандийа. Он строится на ритмичном дыхании: вдох-выдох. С закрытыми глазами, сомкнув крепко уста, суфий произносит формулу: «Ла-ил-лах-илл-Аллах». На «ла-иллах» делается вдох — в этот момент зикрист отрешается от земной жизни, а затем, на «илл-Аллах»,— выдох, удостоверяя единственность Бога. Весь процесс и приемы зикра детально разработаны в наставлениях шейха.

В большинстве орденов регулярный зикр выполняется коллективно, обязательно по пятницам и в особо отмеченные дни мусульманского года. Он начинается с обязательной молитвы, в которой могут быть разные приемы, разное число повторений. Самая простая ее форма: повторение формул «субхан Аллах», «алхамду Аллах» и «Аллах акбар», каждую из которых произносят 33 раза. Однако многие суфии предпочитают исполнять обязательную молитву, в которой каждая фраза повторяется 100 раз. Чтобы не сбиться со счета, используют четки (тесбих). В четках ордена Кадирийа 99 бусин, разделенных на три секции по 33 бусины. Четки тиджанитов состоят из 100 зерен, разделенных на секции из 12, 18, 20, 20, 18, 12 бусин. Встречаются и другие, более редкие сочетания. В ордене Халватийа четки имеют 301 зерно и, кроме того, есть четки с тысячью бусин, которыми пользуются только в особых случаях, связанных с какими-нибудь важными событиями в жизни одного члена или всей общины.

Источник статьи: http://waking-up.org/duhovnaya-praktika/chto-takoe-zikr/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *