Что значит осень сказочный чертог



Стихотворение и анализ «Золотая осень»

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —

Как венец на новобрачной.

Лик березы — под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Под листвой в канавах, ямах.

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишневый клей

Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

Краткое содержание

О. Анастасов. Плёс. 2004

В данном произведении Пастернак описывает наступление осени, раскрывая красоту и уникальность этого времени года. В первых строфах поэт проводит сравнение осеннего леса с музеем, словно перед ним не обычные деревья, а великолепные образцы пейзажной живописи. Перед читателями возникают картины, изображающие деревья, облачённые в позолоченные одеяния. Всё пространство многочисленных лесных рощ с наступлением осени превращается в яркий хоровод из деревьев золотисто-красного цвета.

В другой части произведения автор сравнивает деревья с образом нарядной невесты. Всё вокруг погружено в роскошную красоту золотого цвета. Берёзка, о которой упоминает лирический герой (автор), подобно смущённой невесте, прячется под фатой.

В произведении автор повествует не только о прелестях и красотах осени, но также касается темы увядания всего живого. В природе всё циклично: зима сменяет осень, деревья избавляются от листвы. Осень является тем временем года, когда люди переосмысливают свои жизни, пытаясь понять, что было сделано не так.

Лирический герой красиво повествует о шуршащей под ногами осенней листве, любуясь яркостью и великолепием окружающего мира. Мы понимаем, гуляя по осеннему лесу, можно «уйти» от множества проблем, найти ответы на мучающие вопросы. Осень помогает лирическому герою погружаться в собственные мысли.

Произведение легко учится и читается. Кто-то обнаружит в нём лишь описание осенних природных красот, а кто-то заметит в осеннем золоте краски человеческой «осени»: времени, когда приходит тишина и пора подводить итоги.

История создания

Произведение появилось на свет в 1956 г., за четыре года до смерти автора. В это время Пастернак уже был пожилым, 66-ти летним человеком. Он пишет сразу несколько произведений на тему природы, пытаясь обрести внутреннюю гармонию, избавиться от навязчивого чувства одиночества и ненужности.

На то были объективные причины: в 1958 г. от Пастернака отвернулись практически все собратья по литературному цеху из-за присуждения ему Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго». В 1956 г., в год написания «Золотой осени», поэт уже ощущал неприятие к себе со стороны критиков и чиновников от литературы. Произведение не только повествует о красоте осени, оно выражает наивную веру талантливого поэта в то, что любые проблемы, включая увядание и смерть, в конце концом увенчаются победой весны и жизни.

Жанр, направление, размер

Перед нами настоящий шедевр пейзажной лирики с чертами лирики философской. Автор неторопливо и размеренно любуется красотами наступающей осени. Это придаёт стихотворным строкам характер глубокого философского размышления о жизни, о вечности, о смене времён года.

Стихотворение относится к литературному направлению «реализм»: поэт повествует о тех красотах осенней природы, которые наблюдает вокруг себя в режиме реального времени. Поэтический размер – хорей. Автор использует перекрёстную рифмовку.

Композиция

Произведение построено, согласно законам кольцевой композиции: первое и заключительное четверостишия начинаются и завершаются созвучно друг другу: «Осень. Сказочный чертог…» – «Осень. Древний уголок…».

Композиционное «здание» стихотворения построено таким образом, что подчёркивается контраст первой статичной и второй динамичной частей:

  1. Первая часть (статичная) – описывается прекрасный осенний лес, который разделён на рощи. Лирический герой сравнивает лес с музеем, в котором каждая роща является отдельным тематическим «залом», вмещающим свою уникальную выставку. Многочисленные рощи в единый лесной «организм» объединяет золотое одеяние, создающее у лирического героя оптимистичное, радостное настроение.
  2. Вторая часть (динамичная) – происходит знакомство читателей с таким понятием, как «погребённая земля». Лирический герой понимает, что осенняя пора является переходным временем года, ведущим от полноты жизни к увяданию и возможной смерти. Мы видим в действии, как опадает золото листвы, покрывая поверхность холодной земли цветастым «ковром», по которому люди, оставляя свои шаги, уходят в зиму вместе с природой.

Образы и символы

С целью донесения до читателей основной идеи произведения Пастернак создаёт широчайшую образную палитру:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Перед нами предстаёт седовласый человек, имеющий за плечами богатый опыт жизни. Его характеризует лаконичный перечень вещей, к которым он проявляет интерес – это книги, ружья, одежды. Глазами лирического героя мы любуемся рощами осеннего леса, напоминающими музейные залы;
  • образ золотой осени – центральный. Данный образ вынесен в заголовок стихотворения. Осень громко напоминает о себе практически в каждой строфе: то с помощью «небывалой позолоты», то «золотым обручем» лип, то «золочёными рамами» клёнов. Осень в восприятии лирического героя, представляется многоликой: она предстаёт либо в виде музейных картин с «золотыми» деревьями; либо в виде липы в венце и берёзки под подвенечной фатой. Многие русские стихотворцы, включая великого А.С. Пушкина, с восхищением описывали прелести осени, особенно её последний тёплый период «бабьего лета». Пастернак не стал исключением из общего правила, так как испытывал самые искренние чувства к поре «золотых листьев»;
  • образ осеннего леса – центральный. Осенний лес в восприятии лирического героя представляется собранием выставочных залов, где каждый зал наполнен великолепными экспонатами. Посещение подобного музея, созданного самой природой под патронажем осени, не может вызвать скуку ни у одного посетителя. Восхищённому «экскурсанту» при переходе из одного зала в другой открывается всё больше новых, уникальных шедевров, среди которых: «липы обруч золотой» и «лик берёзы – под фатой». Осенний лес преображает весь окружающий мир: вместо чёрной земли, под ногами людей расстилается золотой ковёр, сотканный из опавших листьев. Осенний лес проживает свою уникальную жизнь, в которой господствует любовь;
  • образ природы – в произведении образ природы прочно переплетён с человеческой жизнью. В стихотворных строках ярко передан момент увядания природы в период поздней осени и человека на склоне лет. Лирический герой утверждает, что любой человеческий оттиск ноги, оставленный на лиственном «ковре» осеннего леса, сродни следу, оставленному в человеческой душе;
  • образы канав и ям – канавы и ямы, о которых повествует лирический герой, символизируют человеческие могилы. Но, несмотря на столь безрадостный образ, никакого трагического звучания образ канав и ям не несёт лишь по одной причине: природа всегда знает, всё увядшее поздней осенью, либо воскреснет, либо обновится по весне. Лирический герой уверен: всему свой черёд;
  • образ наступающей зимы – произведение заканчивается ярким образом, вступающей в свои законные права, зимы. Зимняя «стужа», о которой пишет лирический герой, ассоциируется со старинной хранительницей «древнего уголка». В этом «уголке» хранятся «старинные книги, одежды и оружья». Стужа, которая придёт на смену золотой осени, тщательно пересчитает свои сокровища и лишь затем примет природу в единоличное правление;
  • образы берёзы и липы – данные образы обслуживают мифологическую тему обручения влюблённых, перед лицом неизбежной смерти. К примеру, в мифологии Древней Греции имело место подобное предсмертное обручение Персефоны с Аидом. Под актом обручения берёзы и липы подразумевается временной конец осени и наступление зимы. Быть может, именно поэтому эти два дерева герой сравнивает с новобрачными: их редкий и тонкий наряд напоминает венец и фату. Свадьбу берёзы и липы можно воспринимать одновременно как погребение осени и как приход смерти.

Темы и настроение

В произведении Пастернак поднимает важную для себя, и для каждого человека тему – размышление о бренности жизни на земле; о вечности окружающего мира, как части общего мироздания; о кратковременности человеческой жизни, напоминающей смену времён года.

Настроенческий пафос произведения можно охарактеризовать, как восторженно-философский и позитивный. Лирический герой, любуясь красотой осеннего леса, осознаёт скорую «кончину» золотой осени и приход белоснежной зимы. Но в этом угасании, в смене времён года, он чувствует биение жизни, её цикличность и бессмертие.

Основная идея

Основная идея стихотворения заключается в следующем утверждении: в любом увядании заложена надежда на возрождение. Человеческая жизнь строится циклично, как и жизнь природы: вместе с осенью мы «обнуляемся», чтобы к весне заявить о себе в полный голос. Автор уверяет читателей, что в каждом человеке скрыто много душевного потенциала, способного помочь справиться с любыми проблемами и недугами.

Средства выразительности

В стихотворении представлены следующие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «сказочный чертог», «след янтарный», «вишнёвый клей», «обруч золотой»;
  • метафоры – «древний уголок», «чертог открытый для обзора», «липы обруч», «залы вязов»;
  • сравнения – «как на выставке картин», «обруч, как венец», «словно в рамах»;
  • олицетворения – «лик берёзы», «бушует лист», «перелистывает стужа», «звучит эхо»;
  • возвышенная лексика – «лист древесный», «погребенная земля», «чертог», «лик берёзы».

Источник статьи: http://spadilo.ru/proizvedeniya/zolotaya-osen/

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

среда, 3 февраля 2021 г.

Ответы к стихотворению «Золотая осень» Пастернака по литературному чтению 4 класс.

Использован учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Горецкий, страница 115.

1. Почему поэт воспринимает осень, как сказочный чертог?

Фантазия поэта представляет осень в виде сказочного дворца, чертога. Он видит залы, образованные деревьями, видит флигеля, образованные жёлтыми клёнами.

2. Какие эпитеты и сравнения использует Пастернак для создания картины осени?

Эпитеты: сказочный чертог, позолоте небывалой, обруч золотой, фатой подвенечной и прозрачной, золочённых рамах, след янтарный, вишнёвый клей, древний уголок.

Сравнения: как на выставке картин, как венец на новобрачной, словно в золочённых рамах

3. Составь рассказ по картине В. Борисова-Мусатова «Осенняя песня» на основе вопросов в рабочей тетради.

Рассказ по картине Борисова-Мусатова «Осенняя песня»

Какую картину увидел художник.

Живописец увидел волшебную картину золотой осени. Золотые берёзы стоят на высоком берегу тихой речки. Они нависают над водой. За речкой темнеет дальний лес. В нём много зелёных, тёмных и жёлтых пятен. И над всем этим нависает осеннее грязно-голубое небо, в котором проплывает журавлиный клин.

Как расположены предметы.

На переднем плане художник изобразил две группы берёз, которые обрамляют картину, словно жёлтая осенняя рамка. Они похожи на приоткрытые занавески, между которыми виден остальной пейзаж.

Внизу показана река, за ней дальний берег, скошенный луг и лес, который на заднем плане неуловимо сливается с небом.

Почему выбран этот фон.

Художник выбрал для полотна характерные цвета осени — золотой, жёлтый, серый, голубой. С их помощью он хотел нарисовать своё видение этого времени года.

Впечатление и настроение художника.

Художник очарован золотой осенью. В его изображении она предстаёт блистающей, но в то же время холодной и одинокой. Лёгкую грусть передаёт бесконечный клин улетающих на юг птиц. Их крики кажутся художнику песней, осенней песней.

На что обращаешь внимание.

Первым делом, в глаза бросаются золотые берёзы. Они самое яркое место картины и потому привлекают внимание. Потом уже начинаешь всматриваться в детали, погружаясь в глубину картины.

Какое создается настроение.

У меня, при просмотре этой картины возникали два настроения. Сперва восторг от красоты пейзажа, потом грусть от того, что лето прошло, и природа готовится к зиме. Всё вокруг пустеет, птицы улетают, деревья готовятся сбросить листву.

Источник статьи: http://nohemnogy.blogspot.com/2021/02/5.html

🍂 Золотая осень

Бориса Леонидовича Пастернака сложно отнести к чисто лирическим поэтам, хотя в некоторых стихах и проскальзывает лирика. Пример – стихотворение «Золотая осень», написанное в 1957 году, однако при всем поверхностном лиризме, автор многое спрятал между строк, поэтому стих можно воспринимать по-разному.

Для школьника и философа

В 4 классе стихотворение изучают только как лирику, но по сути оно рассказывает о жизни человека, сравнивая осень со зрелым возрастом, с моментом перехода из мира бытия в чертоги Бога. Школьник найдёт в работе Пастернака красоту слога и описание осенней природы, люди постарше увидят красивые метафоры, а философ, анализируя строки, усмотрит между ними описание зрелости и старости человека.

Начало стихотворения не нагружает мыслями, мы просто видим описание осеннего леса во всём его сентябрьско-октябрьском великолепии. Поэт сравнивает осеннюю липу с венцом новобрачной, а берёзу с невестой, украшенной подвенечной фатой.

Липы обруч золотой
Как венец на новобрачной.
Лик березы под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Метафоры Пастернака

Уже в четвёртом четверостишье тема перестаёт быть чисто лирической, появляется первая метафора «погребённая земля». Скорее всего, Пастернак хотел показать ей, что видит осень, как старость человека, когда надо подводить итог и думать о переходе в лучший мир. Опавшие листья – это результат земных дел, они уже свершены и остаётся только подводить итог и прощаться с земным бытием.

Вызывает интерес пятое четверостишье, где есть строки:

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно.

Возможно, Борис Леонидович имеет в виду, что на исходе земного пути человек не должен быть в одиночестве – встречать старость нужно со второй половинкой, с той, кто шёл по жизни рука об руку, с кем делились земные радости, но настало время разделить и созерцание заката. Жизнь уже оставила на коре человека все следы и время подводить итог.

В этом мало печального, потому что без осени, потом и зимы, не будет весны. Одни люди проходят земной путь и уходят, чтобы уступить место другим и так продолжается вечность. Осень жизни уже не требует совершать рискованные поступки и открывать новые истины, уже нельзя ступить в овраг, все овраги уже позади. В это время хорошо слышно только эхо, которое символизирует воспоминания. Вспоминая свой жизненный путь человек подводит итог бытия, раскаивается в ошибках и пытается передать накопленные знания другим.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска.

Конец аллеи – это финал жизни, а самые сокровенные воспоминания ожидают у крутого спуска, то есть, у финальной черты бытия. Именно у обрыва подводится черта, впереди таинство, позади десятки прожитых лет.

Не стоит думать, что стихотворение трагично, Пастернак видит всю прелесть осени природы и человека. Так создал мир Бог и это надо воспринимать без страха – одному время закрывать двери, чтобы их открыл другой.

Финал стихотворения

Из последнего четверостишья мы видим, что лирика и природа были только ступенькой, чтобы подвести читателя к главному – осень леса и человека по сути одно и тоже. Это обязательный шаг к новому, это осыпание земли семенами, которые переживут зиму и порадуют весенней зеленью. Вместе с тем человек не может забрать с собой в лучший мир все свои знания и накопленные богатства. Большая часть достанется стуже, чтобы она передала её весне, которая снова даст возможность молодому человеку искать, стремиться, находить и радоваться.

Стих легко читается и быстро заучивается. Кто-то найдёт в нём описание красоты осенней природы, другой увидит краски человеческой осени, когда наступает тишина и самое время подвести итог.

Краткий анализ

В стихотворении Пастернак использует литературные средства выразительности – сравнения:

  1. Залы вязов, ясеней, осин-как на выставке картин.
  2. Липы обруч золотой — как венец на новобрачной.
  3. Флигеля, словно в золоченых рамах.
  4. И зари вишневый клей, застывает в виде сгустка.
  1. Лесных дорог.
  2. След янтарный.
  3. Золочёных рам.
  4. Позолоте небывалой.
  5. Фатой подвенечной и т д.

Стих написан четырёхстопным хореем с перекрёстной рифмой, жанр пейзажная лирика с тонкими вкраплениями философии. Тема стихотворения – это размышление автора о бренности жизни, о вечности природы и о коротком веке человека.

Текст

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой
Как венец на новобрачной.
Лик березы под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах,

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный,

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный,

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Аудиозапись стиха

Предлагаем слушать аудиозапись строк в исполнении четвероклассницы Дарьи Серебряковой . Это поможет быстрее понять глубину строк и проникнуть в таинственный, но гармоничный мир Бориса Пастернака.

Источник статьи: http://stihirus24.ru/boris-pasternak/320-zolotaya-osen.html

Урок литературного чтения в 4 классе по теме Б. Пастернак «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора…»

Олеся Николаевна Тимошенко,

учитель начальных классов

1 квалификационная категория

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов № 28» г. Курска

Урок литературного чтения в 4 классе по теме

Б. Пастернак «Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора…»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока : обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста; учить чувствовать и понимать язык поэтической речи.

Планируемые результаты урока:

– продолжить работу над совершенствованием навыков чтения;

— актуализации знаний и активной речевой деятельности учащихся;

— обучение диалогической и монологической речи.

— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

— формировать умения работы в группе, учить высказывать свою точку зрения и принимать точку зрения собеседника;

— продолжить развитие умения детей анализировать литературный текст, ориентироваться в его содержании; выделять основные мысли.

— воспитывать внимательное отношение к слову; любовь к художественной литературе; уважение к общечеловеческим ценностям; будить в детях чувства, заставляющие понимать особенности поэтического текста и выражение своих чувств.

Оборудование: учебная презентация, толковые словари, карточки для групповой работы.

Возможно есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко

Приветствуют гостей и улыбаются друг другу

Мотивация к учебной деятельности .

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Звучит песня из кинофильма «Ирония судьбы, или с лёгким паром».

— Скажите, пожалуйста, о каком времени поётся в этой песне?

Рассуждают, отвечают на вопросы

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Умение слушать и понимать речь других.

2. Актуализация опор

— организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

— организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения

Да, красота природы во все времена года была источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников.

— Каких поэтов, писавших о природе вы знаете?

— А знаете ли вы, что мелодия к нему написана на стихи русского поэта Бориса Леонидовича Пастернака.

Дети отвечают на вопросы.

С.Есенин, А.Фет, М.Лермонтов

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

3.Формулирование темы урока, постановка цели.

-организовать формулирование темы урока учащимися;

-постановка цели урока детьми с помощью учителя.

— Именно его творчество мы будем изучать на сегодняшнем уроке. Мы окунёмся в мир поэзии, музыки и искусства. На произведениях нового раздела мы будем учиться определять чувства и настроение, которое передают поэты.

— Некоторым ребятам было дано задание подобрать материал о жизни и творчестве Бориса Леонидовича Пастернака. Давайте дадим им слово.

Определение темы урока.

Уметь о формлять свои мысли в устной форме.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя.

4.Работа над новым материалом.

— реализовать построенный проект в соответствии с планом;

— зафиксировать новые знания в речи;

устранение и фиксирование преодоления затруднения.

Физ.минутка для глаз и дыхательная гимнастика.

— Широко раскрытыми глазами, как ребенок, который все видит впервые, все чувствует, не как взрослые, которые ко всему привыкли, смотрел он на мир». Борис Леонидович всю жизнь не уставал удивляться природе, миру, тайнам вселенной, не уставал ими восхищаться.

— Я предоставляю слово 2 –ой группе, которая немножко нас познакомит с творчеством Бориса Леонидовича. Давайте дадим им слово.

— Спасибо ребятам, но это стихотворение не до конца раскрывает образ этого поэтичного времени года. Хочется представить этот образ наглядно. А помогут нам в этом ребята 3 группы и их «таинственная гостья»

Да, действительно, у разных поэтов осень представлена по-разному. В стихотворении у Пастернака она золотая.

— Откройте учебник на с 114

— Пастернак не писал для детей. В этом тексте могут встретиться слова, которые вам будет трудно прочитать и понять самостоятельно. Поэтому мы попросили помощи у ребят 4 группы. Вам слово.

— Казалось бы, какие разные слова собрал автор, чтобы описать золотую осень. Как они могут оказаться все в стихотворении? Для чего? Нам и предстоит разобраться, но сначала предлагаю немного отдохнуть…

— Пришло время познакомиться с текстом. Возьмите карандаши и подчеркните в тексте слова, понятие которых вызвало у вас затруднение.

Чтение стихов Б.Пастернака

Сказочный чертог – пышное, великолепное помещение.

Лик – изображение лица святого на иконе

Венец – буквально «венок»

Каталог –составленный в определённом порядке перечень.

-Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

— Уметь работать по коллективно составленному плану.

организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Работа над содержанием.

Чтение текста учителем.

— Какое чувство, настроение осталось у вас после прочтения?

— Чем восторгался поэт?

— Почему автор сравнивает осень с дворцом?

— Какие ещё сравнения вы нашли?

— О каком месяце идёт речь?

— Какую тайну он в себе хранит?

Что ещё может хранить в себе осень? Почему это древний уголок?

— Как вы думаете, какого цвета это стихотворение?

У вас на столах цветные карандаши, придайте цвет этому стихотворению.

— Какого цвета больше? В изобразительном искусстве жёлтый цвет относят к тёплым тонам. Поэтому и стихотворение становится будто тёплое, невесомое.

Какие цветовые эпитеты и метафоры вам помогли?

— Какие ещё поэтические средства использует автор?

— В какой стихотворной строке заключена главная мысль на ваш взгляд?

— Вот и русский живописец Виктор Борисов –Мусатов увидел эту красоту так. Вы с ним согласны? Докажите.

— Борис Пастернак с красками и музыкой был знаком с детства, ведь его отец был художником, а мать пианисткой. Давайте и мы попробуем прочувствовать эту творческую атмосферу и создадим мини-галерею картин к этому произведению. Создайте иллюстрации к своей части.

— Какие строки вам помогли и как их нужно прочитать?

Устные ответы детей.

— Нельзя пройти бесшумно.

Работа в группах. Закрашивание каждого четверостишия.

— Придать жизни, передать восторг, удивление.

Сопоставление стихотворения и репродукции картины.

Работа в группах под музыку «Осенняя соната»

-Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

— слушать и понимать

речь других, отвечать на вопросы на основе художественного текста.

— Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

— уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

— Понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств .

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— зафиксировать новое содержание урока;

— организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Чтение выразительно каждой части.

— Стихотворение это очень созвучно настроению самого поэта. Оно было написано в то время, когда поэт завершил главную книгу, главный роман своей жизни «Доктор Живаго». Этой книгой и восхищались, и отвергали её. И поэтому сам поэт и радовался, и гордился, и грустил и переживал за судьбу своего творения. И даже описывая осень, поэт показал нам чувства своей души. В ней радость и грусть

— Можем ли мы до конца определить все его мысли? Наверное нет, ведь вы показали, что каждый из вас чувствует стих по –своему. А что чувствовал Пастернак мы можем только догадываться. Свои чувства вы сможете передать , подготовив дома выразительное чтение всего стихотворения, по желанию можно выучить наизусть.

— Что на уроке вас удивило? Что было трудным? Что захотелось узнать?

Чтение выразительно каждой группой

Записывают задание в дневник

· Меня удивило то, что……

· Мне захотелось узнать…

— Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

— Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-v-4-klasse-po-teme-b-pasternak-osen-skazochnyj-chertog-vsem-otkrytyj-dlya-obzora-5053649.html

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

24.01.2020

Пастернак Б. «Золотая осень»

Главные герои стихотворения «Золотая осень» и их характеристика

  1. Осень. Сказочное, красочное, волшебное время года.

План пересказа стихотворения «Золотая осень»

  1. Сказочный чертог
  2. Дороги
  3. Выставка картин
  4. Липа и береза
  5. Слой листьев
  6. Золоченные клены
  7. Янтарный след заката
  8. Шумная листва
  9. Пустые аллеи
  10. Каталог сокровищ

Главная мысль стихотворения «Золотая осень»
Осень самое красочное время года, полное чудес.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 4 класс 2 часть» Климанова, Горецкий к этому стихотворению можно прочитать, перейдя по ссылке.

Чему учит стихотворение «Золотая осень»
Стихотворение учит любить природу, любить осень, понимать, что каждое время года по-своему прекрасно. Учит образному мышлению, учит видеть красоту в самых простых вещах.

Отзыв на стихотворение «Золотая осень»
Это одно из самых красивых стихотворений про осень, которые мне довелось прочитать. Автор сумел найти такие красивые образы для изображения осенней природы, что просто дух захватывает, и перед глазами как живая встает картина золотой осени.

Анализ стихотворения «Золотая осень»
Стихотворение было написано Борисом Пастернаком в 1956 году.
По жанру это пейзажная лирика.
В этом стихотворении поэт очень ярко, образно рисует картину наступившей осени. Чувствуется, что он сам любит это время года и восторгается им. Поэт любовно описывает увиденные им в природе картины, используя для этого большой количество выразительных эпитетов и необычных метафор.
Стихотворный размер — хорей, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Золотая осень»
Эпитеты: сказочный чертог, позолоте небывалой, обруч золотой, фатой подвенечной и прозрачной, погребенная земля, желтых кленах, золоченных рамах, след янтарный, лист древесный, крутого спуска, вишневый клей, древний уголок, старых книг.
Метафоры: чертог открытый для обзора, заглядевшихся в озера, залы вязов, липы обруч, под фатой, погребенная земля, оставляет след, древний уголок, сокровищ каталог.
Сравнения: как на выставке картин, обруч как венец, словно в рамах.
Олицетворения: дорог заглядевшихся, лик березы, бушует лист, звучит эхо, перелистывает стужа.

Пословицы к стихотворению «Золотая осень»
В сентябре огонь и в поле, и в избе.
Осенью и лист на дереве не держится.
У природы нет плохой погоды.
Осень землю кроет где листом, а где снежком.
Не все ненастье, проглянет и красное солнышко.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Золотая осень»
Осень — сказочный, открытый всем взорам чертог. Дороги заглядывают в озера.
Различные деревья стоят, словно на выставке картин.
На липе виден золотой обруч, как у новобрачной, а на березе — прозрачная фата.
Земля погребена слоем желтых листьев. Дома окружены кленами, словно рамами.
Деревья в сентябре стоят парами, и закат оставляет на коре янтарный след. В это время нельзя шагнуть, не потревожив сухую листву. Звук в аллеях отдает эхом, а на стволах вишни твердеет сок.
Осень — это древний уголок со всякими сокровищами, и каталог этих сокровищ листает стужа.

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Источник статьи: http://coolchtivo.blogspot.com/2020/01/blog-post24.html

Урок литературного чтения в 4 классе. Б.Пастернак «Золотая осень»
методическая разработка по чтению (4 класс)

Урок литературного чтения по программе «школа России». На уроке использованы современные образовательные технологии — ИКТ, исследовательская деятельность, групповая работа.

Скачать:

Вложение Размер
urok_chteniya.docx 25.34 КБ
poeticheskaya_tetrad.docx 115.15 КБ
prilozheniya_k_uroku.docx 14.5 КБ
gelendzhikskie_kanikuly_b.pasternaka.docx 43.28 КБ
urok.ppt 1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 4 классе

Тема: Б.Л.Пастернак «Золотая осень»

— Воспитывать любовь к родному краю, через эстетическое переживание детьми прочитанного стихотворения.

-Научить детей анализировать стихотворный текст, уметь использовать в данной работе литературоведческие понятия (сравнение, олицетворение, эпитет)

-Развивать умение работать с заглавием произведения, соотносить заглавие с содержанием текста и иллюстрацией. Умение находить в стихотворном тексте слова и выражения, которые использовал автор для описания картин природы.

— пополнение словарного запаса;

— расширение кругозора младшего школьника;

— развитие образного мышления;

— формирование эстетически культурной личности.

-Я очень люблю уроки литературного чтения. А вы их любите? А за что?

-А чего вы ждете от сегодняшнего урока? Начните свои ответы со слов:

«Сегодня на уроке мне хотелось бы…»

-А чтобы все у нас с вами все получилось, что нам на уроке необходимо?

-Мы себя настроили на деловой лад. И пусть все у нас получится!

2. Актуализация знаний. Работа с текстом до чтения.

-Каждый урок литературного чтения это новые встречи. А с кем или с чем можно встретиться на уроке?

-Сегодняшний урок не исключение. Нас ждет встреча. Впрочем, вы скоро все узнаете.

— Предлагаю послушать музыкальный фрагмент (звучит «Осенняя симфония»), а вы закройте глаза и попробуйте себе представить….

-Что вы себе представили? ( картины осени ) С помощью чего нарисована картина осени? ( ноты )

-А кто создает музыкальные произведения? ( композитор )

-Посмотрите на картину Мусатова (« Осенняя песня»).

-Какое название вы дали бы этой картине? А с помощью чего она нарисована?

— А кто создает произведения живописи? ( краски, художник)

-А как вы думаете, можно ли картину осени нарисовать с помощью слов ?(слово)

— А как называют мастера слова? ( поэт, писатель)

Итак, композитор, художник, поэт или писатель с помощью своих инструментов могут создавать картины. А создание произведения – это …. творчество.

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Что мы должны сделать?

-Итак, хотите посмотреть, как мастер слова рисует картину осени?

-Я вас приглашаю в мастерскую художника слова.

  1. Работа с текстом во время чтения.

-Прочитайте заголовок. Что необычного? (все обычно, такой эпитет часто встречается в поэзии).

-Представьте себе, что вы в мастерской, и, взяв вас за руку, мастер повел вас…

Мы будем идти с мастером и вести с ним диалог – задавать ему вопросы, а также беседовать друг с другом.

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог

Заглядевшихся в озера.

-Какой вопрос у вас возникает?

-Значение слова можно посмотреть в толковом словарике.

-Кто скажет, что оно обозначает?

-Что вначале показывает поэт?

Просеки лесных дорог.

Автор вводит нас в свою сказку. Он открывает нам дверь в свой сказочный мир.

-А как вы себе представляете осенний сказочный дворец?

Создание ассоциативного куста.

сказочный дворец

-А теперь давайте посмотрим, что же еще нам показывает автор?

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

В позолоте небывалой.

— Зачем автор несколько раз повторяет одно и тоже слово? (мы же «как на выставке картин». Мы ходим и рассматриваем.

-Что уже увидели? (залы разных деревьев в позолоте небывалой).

-Продолжим путешествие по сказочному чертогу?

Липы обруч золотой –

Как венец на новобрачной.

Лик березы — под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Под листвой в канавах, в ямах.

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг

Под ногами лист древесный.

— Какой вопрос возникает? (почему нельзя тихо ступить в овраг? Почему становится всем известно?) Листья шуршат под ногами…

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишневый клей

Застывает в виде сгустка.

Слайд – вишневый клей

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

-Путешествие по сказочному осеннему дворцу закончилось.

Мы пришли в древний уголок. Здесь все старое, древнее. На что это похоже? (музей)

Сказочный дворец опустел…и вся былая красота осталась только на страницах каталога…

— Вам понравилось путешествие по дворцу? Что вас впечатлило? (высказывания детей)

— Что увидел автор и не увидели мы? (дополнение к ас.кусту)

— С помощью чего автору удалось прогулку по лесу превратить в сказочное путешествие по дворцу? (с помощью слов)

— А как называются эти средства изобразительности? (эпитеты, сравнения)

3. Работа с текстом после чтения.

-Найдите в тексте и выделите эпитеты и сравнения. Проверка.

-Сравните 1 и последнюю строфу. Что вы заметили? (приглашение во дворец и уже опустевший дворец)

-Давайте вернемся к заглавию. Золотая осень…Докажите, что это название подходит к стихотворению? (в тексте находят слова – позолота, золоченый, и т.д.)

  1. Художники (найти примеры использования красок)
  2. Музыканты (найти звуковые образы)
  3. Историки (тема времени)

Во время работы можно включить музыку.

Вывод – возвращение к началу урока (по кластеру)

— Можно ли с помощью слова нарисовать картину? (убираю «ноты», «краски»)

-В стихотворении мы увидели руку художника, музыканта и поэта. Как вы думаете, кто этот таинственный талантливый мастер? (открываю детям фамилию поэта – Б.Пастернак + слайд с портретом)

Вписываем в поэтическую тетрадь его фамилию.

Борис Пастернак – личность многогранная. Сейчас мы отроем несколько секретов о поэте.

  1. Где и когда родился Б.Пастернак?
  2. Кем были его родители?
  3. С кем из известных творческих людей был знаком Пастернак?
  4. Как Геленджик связан с его именем?

Детям читаю вопрос. Они предлагают свой ответ. Проверяем по секретному пакетику.

Предлагаю вам прослушать стихотворение в актерском исполнении. Совместим несовместимое. Стихотворение, написанное почти 60 лет назад…

(аудиозапись с презентацией)

-знакомы ли вам эти места? (это наш Геленджик)

-Представьте на минутку, что по улицам нашего города ходил этот мастер слова. И может быть, именно красота нашего города вдохновила его на написание стихотворения «Золотая осень».

— Ребята, в начале урока мы с вами говорили о том, что литературное чтение это встречи. С кем состоялась сегодня встреча? Куда нас приглашал автор?

На обратной стороне тетради вы увидите несколько вариантов домашнего задания. Вы можете выбрать одно или несколько и отметьте их маркером.

-Кому интересны все задания?

Я надеюсь, что путешествие в последний день зимы и в преддверии весны, было интересным ….

Предварительный просмотр:

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просека лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой –

Как венец на новобрачной.

Лик берёзы – под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Под листвой в канавах, ямах.

В жёлтых листьях флигеля,

Словно в золоченных рамах.

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишнёвый клей

Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

* Сказочный чертог – большой, пышно убранный дворец

* Вяз — крупные деревья с округлой , густой кроной;

*Ясень — это дерево, «у которого редкие листья, много просвету» -от слова «ясный». (В.Даль)

*Осина — лиственное дерево, родственное тополю

*Венец – буквально венок

*Лик – изображение святого на иконе

*Фата – легкое женское покрывало из кружев, шелка

*Флигеля – небольшие, чаще всего нежилые домики-пристройки к большому дому

*Вишневый клей – желтоватая, клейкая смола, которая выделяется из стволов плодовых деревьев, например из вишни

*Просека – узкая дорога, прорубленная в лесу

*Каталог — список, перечень картин, музейных экспонатов, собранных в залах.

Эпитет — это образное определение предмета или действия. Чаще всего выражается именами прилагательными.

Сравнение — это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.

Фамилия имя автора

Мое домашнее задание

Научусь выразительно читать стихотворение

Найду в стихотворении другие средства художественной изобразительности

Узнаю и найду, где жил Б.Пастернак в Геленджике

Узнаю, где находится ул.Б.Пастернака

Найду интересные факты из жизни мастера

Прочитаю другие стихи Пастернака

Придумаю свое задание

Мы познакомимся с лирическим произведением;

Мы научимся: определять в стихотворении настроение и чувства поэта;

Мы будем учиться: сравнивать произведения живописи, музыки и литературы

Предварительный просмотр:

ГДЕ И КОГДА РОДИЛСЯ

КЕМ БЫЛИ ЕГО РОДИТЕЛИ?

С КЕМ ИЗ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ БЫЛ ЗНАКОМ ПОЭТ?

КАК ГЕЛЕНДЖИК СВЯЗАН С ЕГО ИМЕНЕМ?

Борис Пастернак родился в Москве

10 февраля 1890 года

Борис Пастернак родился в Москве

10 февраля 1890 года

Борис Пастернак родился в Москве

10 февраля 1890 года

Борис Пастернак родился в Москве

10 февраля 1890 года

Борис Пастернак родился в Москве

10 февраля 1890 года

Борис Пастернак родился в Москве

10 февраля 1890 года

Борис Пастернак родился в Москве

10 февраля 1890 года

Борис Пастернак родился в Москве

10 февраля 1890 года

Борис Пастернак родился в Москве

10 февраля 1890 года

Борис Пастернак родился в Москве

10 февраля 1890 года

Борис Пастернак родился в Москве

10 февраля 1890 года

Борис Пастернак родился в Москве

10 февраля 1890 года

Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой.

Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой.

Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой.

Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой.

Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой.

Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой.

Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой.

Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой.

Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой.

Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой.

Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой.

Леонид Пастернак, художник, преподаватель живописи. Мать была известной пианисткой, но ради семьи пожертвовала своей карьерой.

Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов.

Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов.

Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов.

Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов.

Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов.

Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов.

Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов.

Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов.

Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов.

Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов.

Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов.

Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов.

Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов.

Частыми гостями в их доме были Лев Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Серов.

Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города.

Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города.

Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города.

Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города.

Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города.

Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города.

Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города.

Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города.

Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города.

Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города.

Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города.

Борис Пастернак целых три месяца провел вместе с семьей в Геленджике. В честь его названа одна из улиц города.

Предварительный просмотр:

Геленджикские каникулы Бориса Пастернака

«Одна из улиц курортного города, что вдали от центра, носит имя поэта, лауреата Нобелевской премии благодаря не одной лишь любви к литературе: почти 90 лет назад Борис Пастернак и его семья провели в Геленджике три летних месяца.»

«…ул. доктора Гаазе, 22»

…Конец 1920-х, короткий период принятия официальной советской литературой Бориса Пастернака. Вышел сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». Поздней весной 1928-го Пастернак работает над прозой и готовит к переизданию сборник «Поверх барьеров». Он счастливо женат на художнице Евгении Лурье, их сыну Жене уже пять. В мае 1928 года Пастернак в письме к двоюродной сестре Ольге Фрейденберг пишет об идее отдохнуть на Черном море: «Кругом же только и говорят, что о дешевизне Кавказа и Крыма… Так с осени Кавказ пускает глубокие корни, по закону озимых… и только остается эту галлюцинацию дополнительным образом оформить».

В воспоминаниях сына литератора, Евгения Пастернака, находим: «…Проводить лето решили в Геленджике, на берегу Черного моря, 5 июня мамочка со мной и няней, молоденькой деревенской девушкой Маней, собрались и уехали. Папа оставался на попечении соседки Прасковьи Петровны Устиновой». Борис Леонидович задержался в Москве в ожидании денег за переиздание сборника «Поверх барьеров». В июле в письме к Фрейденберг он напишет: «Уезжаю совершенно истомленный. Геленджик, ул. доктора Гаазе, 22».

— Дом, где с июня по сентябрь жили Пастернаки, находился на углу нынешних улиц Садовой и Мира и принадлежал греку Ивану Кара-Кузьме, приехавшему из Трапезунда. Границы его большого подворья доходили до современного ресторана «Катальпа». Дом был полутораэтажным, рядом находился флигель, в котором жили хозяева, а по северной стороне двора вдоль забора располагались домики с открытыми террасами — меблированные номера, которые хозяин вместе с основным домом сдавал приезжим. Видимо, семья Пастернака в них занимала несколько комнат, так как с ними были няня и помощница по хозяйству, — говорит старший научный сотрудник отдела фондов Геленджикского историко-краеведческого музея Тамилла Небиеридзе.

Пастернак писал жене из Москвы: «Извести меня, все же нравится тебе в Геленджике и рада ли, что в нем поселилась?» Ее ответы — своеобразная зарисовка курортной жизни: «На каждой террасе трещит примус» (25 июня); «Сюда все едут с детьми, прислугами, бабушками, тетями, ванночками, посудой, кастрюльками, примусами и утюгами из Москвы» (30 июня); «С продуктами все же трудно: за хлебом почти всегда очередь, белый дают на каждый день по две булочки; мясо и другие портящиеся продукты можно доставать на базаре в 6-7 утра. Здесь уже поспели персики и абрикосы» (3 июля).

Каким был тогда центр Геленджика, где остановились Пастернаки? Вот как вспоминал о нем один из курортников: «…Главная улица города вся была застроена маленькими балаганчиками, где греки, многочисленное население Геленджика, торговали пляжной обувью, изделиями из морских раковинок и другими мелочами. В таких же фанерных балаганчиках помещалось множество примитивных фотоателье. Везде красовалась излюбленная декорация со скачущим на коне всадником с обнаженным мечом и дыркой вместо лица. В эту дырку клиенту предлагалось всунуть лицо, фотограф щелкал, и курортник уезжал из Геленджика с изображениями, которыми он затем потешал своих друзей».

И вот 22 июня в Геленджик приехал Борис Леонидович: «Папа привез с собой Прасковью Петровну, мастерицу своего дела. При южном изобилии и Бориной любви к съестной красоте, она в Геленджике превосходила саму себя: жарила барабульку, тушила баклажаны, запекала яблоки в тесте», — вспоминал сын Пастернака Евгений. До воссоединения семьи Пастернаки столовались у Кара-Кузьмы, чей дом был известен домашними обедами. Их готовили геленджичанки Пелагея Дегтярева с дочерью Варварой Щиплецовой — часть курортников столовалась в доме, другие уносили судки.

— В первом письме из Геленджика от 19 июня Евгения Владимировна уговаривала мужа проехать вдоль Черного моря: «Красотой я здесь не затронута… Если бы у тебя случились лишние деньги, то отсюда часов шесть езды до Сочи, а там рядом Гагры и т.д. Может, как-нибудь вышло бы, что мы бы немножко поездили… Конечно, в самом конце лета. я говорю об осени». И в подарок жене Пастернак привез в
Геленджик путеводитель
С. Анисимова «Кавказский край» с дарственной надписью: «Моей Женюре. 20/ VII-28, по сдаче книги в ГИЗ». С его помощью и составили маршрут, — добавляет заведующая научно-экспозиционным отделом Сочинского литературно-мемориального музея Н. Островского Ольга Матвиенко.

В воспоминаниях сына, Евгения Борисовича Пастернака, находим: «Папочка мечтал о поездке в горы, они с мамой частью на автомобиле, частью по железной дороге и на пароходе отправились по приморскому шоссе до Туапсе, а потом морем в Мацесту. Меня оставили на Прасковью Петровну. Вернулись счастливые, хотя, кажется, их путешествие было со всякими приключениями, — в пути их обокрали. Вспоминали золотую кукурузу и душистый виноград».

Оставшиеся недели в Геленджике Пастернаки жили размеренной курортной жизнью: ходили по несколько раз в день купаться к купальням Николайшвили и кубанского историка Федора Щербины, что были в районе современного городского пляжа: «Но главное море, Черное море папиного детства. Папа великолепно и помногу плавал, мгновенно раздеваясь и ныряя, он сразу исчезал из глаз. Мама же толком не умела, проплывала лишь несколько метров. Они ходили на пляж для взрослых, а меня пасли на детском», — писал Евгений Борисович.

«Мы ездили на фаэтоне… в Джанхот — удивительно красивую бухту по направлению к Туапсе и, сидя на мягкой мелкой гальке у прозрачной морской воды с легким прибоем, жалели, что живем в городке с довольно плохим берегом и мутной из-за известковых камней морской водою», — писал сын поэта. Ездили на Тонкий мыс, любовались Голубой бухтой. В Геленджике Пастернак встречался с другим литератором-курортником — Александром Серафимовичем, жившим в поселке Солнцедар на Тонком мысе на даче писателя Ивана Гребенюка. Об этой встрече Серафимович написал своему приятелю П.Г. Низовому 7 сентября 1928 года: «В Геленджике Пастернак»..

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/02/10/urok-literaturnogo-chteniya-v-4-klasse-b-pasternak-zolotaya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *