Что из перечисленного входило в обязанности священников проведение обрядов крещения и венчания



Тест по теме «Церковь и государство XVI веке» (7 класс)
тест по истории (7 класс)

Данный материал направлен на контроль знаний учащихся 7 класса по истории по теме «Церковь и государство XVI веке». Тест составлен в двух вариантах. Каждый из вариантов содержит 10 вопросов.

Скачать:

Вложение Размер
test_tserkov_i_gos-vo_v_16_v.docx 22.51 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Выберите из списка обязанности священников по отношению к прихожанам.
  1. Проведение обрядов крещения и венчания
  2. Обучение детей грамоте
  3. Участие в определении границ земель
  4. Помощь в расследовании преступлений
  5. Проведение суда

2. Главой Русской православной церкви после 1589 г. был

1) патриарх 3) дьякон
2) митрополит 4) архиерей
3. Что из перечисленного можно отнести к характеристике нестяжателей, а что — иосифлян?

А) главой религиозного течения был Иосиф Волоцкий
Б) главой религиозного течения был Нил Сорский
В) вероотступников необходимо казнить
Г) церкви необходимо отказаться от земельных владений
Д) вероотступников необходимо переубеждать, а не казнить
Е) церковь должна владеть землями и другой собственностью

1) нестяжатели 2) иосифляне

4. Как называли сторонников Нила Сорского?

5. На стороне нестяжателей выступил писатель и публицист

1) Андрей Курбский 3) Вассиан (Патрикеев)
2) Максим Грек 4) Марко Поло
6. Общее название для священнослужителей высшей (третьей) ступени христианской церковной иерархии.

7. Выберите из списка положения, которые соответствовали взглядам Матвея Башкина и Феодосия Косого по вопросам церковного учения.

  1. Не посещать храмы
  2. Не соблюдать пост и церковные обряды
  3. Не соблюдать заповедь о любви к ближнему
  4. Не поклоняться мощам святых
  5. Не почитать иконы

8. Выберите неверные суждения о монастырях в XVI в.

1. В России насчитывалось всего 20 монастырей

2. Монастыри обладали обширными земельными владениями

3. В бедных обителях монахи занимались сельским хозяйством

4. Монахам было запрещено продавать свои товары на ярмарках

5. Русские князья всячески ограничивали налоговые льготы для церкви

9. Как звали митрополита, который активно осуждал политику опричнины в годы правления Ивана Грозного?

1) Филипп 2) Андрей 3) Константин 4) Павел

10. Назовите имя первого русского патриарха.

1) Иеремия 2) Иов 3) Константин 4) Афанасий

1. Выберите из списка обязанности священников по отношению к прихожанам.

1) венчать вступающих в брак
2) представлять государя в международных отношениях
3) отпевать покойных
4) утверждать царские указы
5) крестить детей
6) объявлять о заключении международных союзов

2. Главой Русской православной церкви до 1589 г. стал

1) митрополит 3) папа римский
2) архиерей 4) архимандрит

3. Что из перечисленного можно отнести к характеристике нестяжателей, а что — иосифлян?

  1. Церковь должна обладать большими материальными средствами
  2. Еретиков нужно казнить
  3. Государству необходимо беспрекословно подчиняться
  4. Монастыри не должны заниматься хозяйственной деятельностью
  5. Еретиков нужно перевоспитывать
  6. Нельзя допускать угодничества светской власти

1) нестяжатели 2) иосифляне

4. Как называли сторонников Иосифа Волоцкого?

5. Последователем идеологии нестяжателей был монах

1) Максим Грек 3) Афанасий Никитин
2) Вассиан (Патрикеев) 4) Марко Поло
6. Как называется высший титул главы самостоятельной (автокефальной) православной христианской церкви?

7. Выберите из списка положения, которые не соответствовали взглядам Матвея Башкина и Феодосия Косого по вопросам церковного учения.

1) необходимо отказаться от всякой веры в Бога
2) необходимо признать католические воззрения
3) необходимо признать приоритет ислама
4) необходимо отказаться от поклонения мощам святых

8. Выберите верные суждения о монастырях в XVI веке.

  1. В России насчитывалось всего 20 монастырей
  2. Монастыри обладали обширными земельными владениями
  3. В бедных обителях монахи занимались сельским хозяйством
  4. Монахам было запрещено продавать свои товары на ярмарках
  5. Русские князья всячески ограничивали налоговые льготы для церкви

9. Как называлась политика государя, которую активно осуждал в своих проповедях митрополит Филипп в середине XVI в.?

1) абсолютизм 3) цензура
2) опричнина 4) иконопочитание
10. назовите имя первого российского патриарха

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2021/02/05/test-po-teme-tserkov-i-gosudarstvo-xvi-veke-7-klass

Права священника и обязанности

Что священник делать не имеет права.

Священник не имеет права рассказывать кому-либо то, что услышал на исповеди. Он имеет права, однако, рассказать, поясняя или в целях обучения, какие-то детали исповеди отдельных людей, но тогда он непременно должен «обезличить» эти детали — непременно так, чтобы никто из людей не мог даже предположить, о ком конкретно идет речь. То есть, если вы услышали, как батюшка кому-то говорит: «Один человек исповедался мне в таком-то грехе, и способ победить этот грех существует только такой-то!», а вы (только вы!) вдруг в «одном человеке» узнали себя — не стоит кидаться на священника с упреками. Он ничего не нарушил, и не раскрыл вашу тайну исповеди.
Замечу, что священник законодательно освобожден от раскрытия тайны исповеди даже перед органами дознания, следствия и суда. Эта норма закреплена в п. 4 ч. 3 ст. 56 УПК РФ и п. 3 ч. 3 ст. 69 ГПК РФ (священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди).

Священник не имеет права проводить никаких таинств (за исключением Крещения) и обрядов относительно человека некрещеного. Ни причащать, ни венчать, ни отпевать, ни даже молебен служить о некрещеном не станет ни один священник. Все церковные таинства и обряды — лишь для крещеных, для членов церкви. Всем прочим доступно только Крещение — как Вход. И никакие аргументы (вроде «Да он правда собирался креститься, только вот как-то не успел!») не проходят. Так что для некрещеных путь один — принять Крещение (если есть желание) и не тянуть с этим. Или (если все ж «собирался и не успел») — домашняя (келейная) молитва родных и друзей. Она вполне возможна.
Еще одна, близкая, но не идентичная ситуация — отлученные от церкви и самоубийцы.
Отлучение от церкви не означает «раскрещения» или «отмены крещения», но от церковных треб человека отлучает, исключает возможность совершения их. Снятие отлучения (прещения) возможно лишь при жизни человека, через Покаяние (исповедь). При том, необязательно, чтоб отлучал и снимал прещение один и тот же священник. И пара слов об анафеме. Вопреки распространенному мнению, анафема — всего лишь гласное всецерковное объявление факта отлучения от церкви, а никак не «проклятие», «пожелание зла» и т.п. Разница лишь в общем оглашении, и в том, что именно анафеме предают широко известных людей, в основном — ересеучителей, с простой целью — чтоб все православные точно знали, что учение этого человека — ложно (ересь). Анафема, как и просто отлучение, снимается тоже только через прижизненное Покаяние (и, если сочтут необходимым — епитимию, церковное наказание). Но процесс как наложения, так и снятия анафемы более долгий, и вопросы эти решаются обычно Собором — именно в силу гласности: необходимо исключить и ошибочное наложение, и ошибочное снятие анафемы, довести и то, и другое до сведения всех священников и т.д.
Самоубийц (удавшихся) в церкви не отпевают и о них не служат панихиды (можно, конечно, «схитрить», и не упомянуть о самоубийстве, только вот тогда серьезный грех ляжет именно на «схитрившего») по одной простой причине — самоубийца добровольно бросил самый великий дар Бога — жизнь, тем самым отвергнув Дарителя, и отлучив сам себя от церкви. Притом, он теряет возможность прижизненного покаяния (в отличие от самоубийц неудавшихся — те могут покаяться в попытке суицида и тем самым вернуться в церковь). Есть одно исключение — если самоубийство было совершено импульсивно, без долгого и/или тщательного продумывания, в «помраченном рассудке» — при душевном заболевании, в состоянии аффекта, или в алкогольном, токсическом либо наркотическом опьянении. При том, само по себе пьянство или наркомания церковь признает грехом, но и, одновременно, особым видом душевной болезни. Разрешение на отпевание (а следовательно — и на последующее поминание в церкви, служение по ним панихид) дается правящим епископом. Есть надежда и желание доказать самоубийство в помрачении — дорога вам к епископу.

Священник никогда не проведет никаких треб над животными. Не потому, что животные «недостойны», а потому, что церковные требы обращены на то, чтоб избавить того, ради кого они свершаются, от греха. А животные, не имея свободной воли (свободы выбора — с Богом или против Него), не имеют и греха. Следовательно, требы в отношении них не имеют смысла. Немного особняком стоят иногда встречающиеся просьбы «освятить котика (собачку, хомячка, кролика, …)». Тут дело в том, что освящению подлежат лишь плоды человеческого труда. Построенный дом, лодка, автомобиль (колесница — и кто докажет, что автомобиль колесницей не является?), возделанное поле, и др. Животное, как существо, изначально созданное Богом и далее плодящееся и размножающееся по установленным Им законам, к делам рук человеческих не относится. Ведь человеку пока так и не удалось «с нуля» создать ни одно живое существо. Клонирование и игры с «генной модификацией» не в счет — это, по сути, «пиратское» использование возможностей, заложенных в клетках живого организма с совершенно другими целями.

Священник не имеет права заниматься бизнесом. То есть, «свечной заводик в Самаре и наливочку распивать» — дело исключенное. Исключение, с разрешения правящего епископа, только для двух видов «сторонней» деятельности — преподавание (как правило, церковных дисциплин) и научная деятельность (обычно тоже в околоцерковной сфере). И разрешение дается только тогда, когда эта «сторонняя» деятельность не помешает деятельности основной — Служению.
Однако ж замечу, что запрещена именно деятельность, направленная на личное обогащение. А вот завести тот же свечной заводик и направлять прибыль от него на нужды храма никто не запретит, но обычно и в таких предприятиях священник не является руководителем или владельцем дела.

Священник не имеет права заниматься политикой. Ни в какой форме — участвовать в политических партиях, избираться в любой орган власти, и т.д. Это требование всегда было негласным, закреплено на бумаге, если не ошибаюсь, постановлением Поместного Собора 1917-1918 года, и ныне подтверждено.
Однако это требование не исключает права священника (и даже архиерея) на высказывания по поводу тех и иных событий политической и общественной жизни, кроме высказываний, порождающих «смуту», то есть беспорядки и кровопролитие в той или иной форме. Может священник и участвовать в митинге или демонстрации — но лишь как рядовой участник, а не в числе организаторов. И такое участие не означает ни поддержки церковью целей митинга, ни осуждения. Такое участие — лишь личная позиция этого конкретного священника.

Священник не имеет права на насилие. Любое. Даже если его бьют, он не имеет права ударить в ответ (а должен деятельно воплощать «Если ударили в левую щеку — подставь правую!»). Поэтому же многие священники не садятся сами за руль — ДТП, даже случайное, все равно есть насилие.

Что священник может делать, а может и не делать.

Священник, помимо Служения церковного, может еще заниматься еще и служением общественным или социальным. Вариантов масса — от опекания армии, помощи больным (в том числе, и сбором денег на операции и вообще лечение), помощи многодетным или сиротам, до работы с заключенными (знаю бывшего «сидельца», ныне электрика в храме). Вот эта деятельность — необязательная, но обычно в каком-то из направлений она все равно ведется, в меру сил, возможностей и наличия нужных специалистов среди прихожан — поскольку ведется именно силами приходской общины, а священник помогает-организует-пробивает-договаривается.

Что священники должны делать.

В первую очередь священник должен служить в церкви. То есть, буквально — служить службы, и в первую очередь самую главную — Божественную Литургию. Больше того, они не просто должны служить, сам смысл священства и заключается именно в служении Литургии. Как минимум — каждое воскресенье. Плюс Пасха (собственно Пасхальная ночь, или утро Пасхального воскресенья), Двунадесятые праздники (это двенадцать великих праздников: Рождество Богородицы, Крестовоздвижение, Введение во храм Богородицы, Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица), Плюс праздники престольные — дни, отмечающие события, в честь которых освящены престол (престолы) храма, в котором служит священник.
Исключение — только для священников, ушедших на покой. Обычно это или очень серьезно больные, или очень старые священники. Они, как правило, не приписаны ни к какому храму, а по возможности и состоянию служат время от времени в одной из близлежащих церквей, конечно же, по согласованию с ее настоятелем.

Второе — священник должен, как это называется на церковном языке, отправлять требы, в число которых входят таинства и обряды.
Таинства — это Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Причащение, Елеосвящение (соборование), Брак (венчание). В Православной церкви есть еще одно, седьмое, таинство — Священство или Хиротония (возведение в священный сан), но оно совершается всегда соборно, с участием священников и архиереев, а не одним священником.
Обряды — это небольшие молитвенные службы: молебен (цель может быть самая разная — освящение предметов, строений, икон; общее моление о погоде — послании дождя или напротив, его прекращении и т.п.; усиленная молитва о здоровье болеющего, о находящемся в трудном путешествии, о благополучном свершении какого-либо важного дела — учебе, например), панихида (моление об упокоении души умершего), отпевание, погребение и пр.
Требы так называются потому, что, в отличие от регулярных служб, они совершаются по требованию — одного ли человека, или группы людей. Соответственно, о необходимости требы надо явно сообщить (заказать). И лучше не просто прийти и просить требы, а хоть немного заранее узнать, когда ее можно заказать. Так, не в каждый день служатся панихиды (их не служат, например, в Светлую седмицу — неделю, следующую сразу после Пасхи), не всегда есть возможность сходу поехать освящать дом или квартиру, даже Крещение младенцев (а тем более, взрослых) проводится не каждый день.
Однако есть некоторые исключение — требы «страха ради смертного». Это Исповедь, Причащение, Соборование и Крещение тяжело болеющего или находящегося при смерти. Эти требы совершаются, по возможности, немедленно, сразу после того, как человек попросит их отправить. Слова «по возможности» имеют буквальный смысл — если человек пришел просить отправить такую требу, и вцеркви есть свободный священник, то он сразу идет (или едет) ее отправить. Отсрочка — только в случае, если в данный момент происходит Литургия, либо если сейчас в храме нет ни одного священника. Тогда священник отправляется вскоре по ее завершении, либо по прибытии в храм первого же священника. Поэтому, если тяжело болеющий родственник или друг просит привести священника, не стоит медлить. Иначе может получиться печально — сегодня забыли, завтра некогда, послезавтра пошли звать — а священник уже к кому-то уехал. А пока его дожидались, больной умер, не дождавшись желаемого. В подобном случае медливший принимает на себя очень тяжкий грех.
Отказать в отправлении такой неотложной требы священник не может, однако — внимание! — он может ее отложить — например, если он уже ранее получил подобную просьбу. В таком случае можно приводить аргументы — например, может оказаться, что родственник того, кто просил ранее, просто тяжко болен, а родственник пришедшего чуть позже — при смерти. Тогда священник в первую очередь отправится к тому, кто находится в более тяжелом состоянии. Однако последнее слово, решение, куда ехать раньше, остается именно за священником, и мотивировать вам его он не обязан. Если вам отказано в первоочередности — у вас есть выбор. Можно положиться на Господа и Волю его и дождаться этого же священника. А можно обратиться к другому священнику этого же храма, или вообще в другой храм. Иногда (например, если дело происходит в небольшом поселке, где только один храм и один священник) остается лишь уповать на Господа.
Еще раз повторю — все прочие требы не относятся к неотложным, и об их отправлении стоит договариваться заранее.

Источник статьи: http://newsland.com/community/43/content/prava-sviashchennika-i-obiazannosti/6640152

Обязанности священника

Цель урока – разъяснить обязанности священника.

Вступление

Господь заповедал каждому носителю священства “служить в своей должности и трудиться в своем призвании” (У. и З. 84:109). Для этого мы должны изучить свои разнообразные обязанности во священстве и выполнять их. В обязанности священника входит: обучение, крещение, прислуживание причастия, посещение членов Церкви и посвящение во священство. Делая это, мы не только помогаем в созидании Царства Божьего на Земле, но и подготавливаем себя к получению Священства Мелхиседекова. Обретя же Священство Мелхиседеково и получив посвящение в чин старейшины, мы можем быть призваны на миссию полного дня. Ключевой фактор успешной работы миссионеров полного дня – подготовленность к служению. Мы можем подготовиться и стать хорошими миссионерами через возвышение нашего призвания, данного нам в чине священника.

Обязанности священника

Господь наделил священников множеством обязанностей, в которые входят и обязанности дьякона и учителя. Особые обязанности священника указаны в Учении и Заветах.

Попросите участников занятий отметить в своих книгах и прочитать У. и З. 20:46–48. Каковы обязанности священника? Запишите ответы на доске. (В список должны войти обязанности, перечисленные в разделе “Подготовка учителя” в конце урока.)

Учить евангелию

Одна из обязанностей священника – “проповедовать, учить, разъяснять, увещевать” (У. и З. 20:46). Это значит, что мы должны учить законам Евангелия. Для этого мы прежде всего должны хорошо знать их сами. Господь сказал: “Не стремись возвещать слово Мое, но сперва стремись получить слово Мое, и тогда откроются уста твои; тогда, если пожелаешь, будешь иметь Духа Моего и слово Мое, да, силу Божью для убеждения людей” (У. и З. 11:21).

Мы можем обрести слово Божье разными способами: дома – от родителей, в кворумах священства – от своих наставников, в Воскресной школе и на причастных собраниях.

Один из лучших способов узнать слово Божье – ежедневное личное изучение Священных Писаний. Носитель священства не может быть слишком занят для того, чтобы регулярно изучать Священные Писания. Если мы будем стремиться к изучению и осмыслению Священных Писаний, Господь поможет нам понять их. А поняв Евангелие, мы сможем тогда учить ему других.

Мы можем также выполнять свой долг, обучая других людей жизни по Евангелию через подаваемый им праведный пример. Это породит и в них стремление жить по Евангелию.

Что именно мы можем делать для того, чтобы учить Евангелию?

Покажите иллюстрацию 7-а (= 7-a): “Крестя человека, священник принимает его в Царство Божье”.

Крестить

Крещение – еще одна обязанность священника (см. У. и З. 20:46). Крещение надлежащей властью – одно из самых важных и священных таинств Церкви, ибо именно через это таинство мы входим в Царство Божье. Совершать это спасительное таинство по поручению вышестоящей власти – священный долг священника.

Покажите иллюстрацию 7-б (= 7-b): “Прислуживание причастия для членов Церкви – священная обязанность священника”.

Прислуживать причастие

Священным правом прислуживать причастие обладают в основном священники. Это таинство совершается с помощью причастных молитв. Священники должны знать причастные молитвы, быть подобающим образом одетыми и мыть руки перед совершением таинства. Но самое главное – мы должны быть достойны того, чтобы совершать это таинство, будучи представителями Спасителя.

Посещать членов церкви

Господь заповедал священникам “навещать дом каждого члена Церкви, и увещевать их молиться вслух и втайне, и исполнять все семейные обязанности” (У. и З. 20:47). В этом нам поможет проведение домашнего обучения вверенных нам семей. На этих занятиях мы должны интересоваться нуждами семей, молиться с ними, учить их законам Евангелия и воспитывать в них стремление выполнять семейные обязанности. Нужно выказывать свое дружелюбие вверенным нам семьям во время церковных собраний и вне их. Вместе с ними можно принимать участие в церковных, школьных и других мероприятиях.

Посвящать в священство аароново

Священник также имеет власть посвящать других священников, учителей и дьяконов (см. У. и З. 20:48), но только с разрешения вышестоящего руководителя священства, обладающего ключами, или властью, чтобы дать такое разрешение. Власть даровать священство другим священна. Она была восстановлена на Земле, когда Иоанн Креститель посвятил Джозефа Смита и Оливера Каудери в Священство Аароново (см. У. и З. 13). Сам Иоанн был посвящен Ангелом, действовавшим от имени Бога (см. У. и З. 84:28). Таким образом, власть посвящать исходит от Бога. Для того чтобы совершать это важнейшее таинство, нужно быть достойным и обладать Святым Духом. (Дополнительную информацию см. в урокe 3 “Восстановление священства”.)

Покажите иллюстрацию 7-в (= 7-c): “Помогать миссионерам – наш долг и почетное право”.

7-c, Помогать миссионерам – наш долг и почетное право.

Вести миссионерскую работу

В обязанности священника входит и оказание содействия миссионерской работе. Это призвание существовало в древней Церкви. Господь учил Джозефа Смита, что и современные носители Священства Ааронова должны помогать старейшинам в ведении миссионерской работы (см. У. и З. 84:107–108). Их обязанность – организовывать встречи и готовить к общению со старейшинами. Мы можем, например, помогать миссионерам полного дня, работающим в нашей местности, искать семьи, которые можно учить Евангелию и с которыми нужно организовывать встречи. Мы можем содействовать миссионерской работе, если будем сами готовиться к тому, чтобы стать миссионерами полного дня.

Возвеличивать призвания священства

Священник должен изучать и знать свои обязанности: учить, крестить, прислуживать причастие, посещать членов Церкви, посвящать во священство и содействовать миссионерской работе. Изучая и выполняя эти обязанности, мы обретем от Господа защиту и наставление. Президент Уилфорд Вудрафф служил на миссии в чине священника, тогда как его напарником был старейшина. Вот что говорил Президент Вудрафф о своей миссии:

“Я был священником, а мой напарник – старейшиной, и вместе мы прошли и проехали тысячи миль, и многое было явлено нам. Я хочу убедить вас в том, что совершенно не важно, кто человек – священник или Апостол; главное – возвеличивать свое призвание. Священник обладает ключами служения Ангелов. Никогда в моей жизни – тогда, когда я был Апостолом, Семидесятым или старейшиной, – Господь не покровительствовал мне более, чем когда я был священником. Через видения, откровения и Святого Духа Господь открыл мне многое из грядущего” (Millennial Star, Oct. 5, 1891, р. 629).

Епископ Виктор Л. Браун рассказывал о том, как священники должны возвеличивать свое призвание:

“Один молодой человек… писал: ‘Одно время я был членом прихода, в котором почти не было носителей Священства Мелхиседекова. Но недостатка духовности в приходе не ощущалось. Напротив, многие прихожане были свидетелями величайших проявлений силы и власти священства.

Краеугольным камнем этой силы и власти были священники. Только что, в первый раз в жизни их призвали к выполнению обязанностей священника и заботе о прихожанах. Им было особо наказано проводить серьезное домашнее обучение – не быть ‘довеском’, позевывающим рядом со священником во время ‘визита вежливости’, а воистину благословлять своих братьев и сестер.

До этого я при различных обстоятельствах встречался с четырьмя священниками этого прихода. Тогда я относился к ним как к настоящим хулиганам. Учителя семинарии уходили от них через два-три месяца. Местные жители трепетали, когда они выходили в скаутский поход. Но когда требовалась их помощь, когда им доверяли важнейшую миссию, – они становились идеалом служения во священстве.

Секрет же был в том, что епископ призвал носителей Священства Ааронова подняться до тех высот, на которых человеку являются Ангелы Господа, – и они поднялись до них, помогая тем, кто нуждается в помощи, и укрепляя тех, кому нужно укрепление. Они укрепили не только прихожан, но и членов кворума. В приходе воцарилось величайшее единение, и все его члены начали сознавать, что значит быть людьми одного ума и одного сердца. В этом нет ничего необъяснимого, но лишь правильное использование Священства Ааронова” (“The Vision of the Aaronic Priesthood”, Ensign, Nov. 1975, р. 68).

Попросите участников занятий рассказать о подобном духовном опыте, имевшем место во время исполнения ими своих обязанностей священства.

Подготовка к успешной миссионерской работе

Когда мы выполняем все свои обязанности священника, то, по сути дела, мы тоже являемся миссионерами. Мы учим Евангелию, как миссионеры, крестим новообращенных, иногда прислуживаем причастие, навещаем членов Церкви и посвящаем во священство. Выполняя эти обязанности, мы укрепляемся духовно и подготавливаем себя к тому, чтобы служить миссионерами, когда нас призовут быть ими.

Одно из предназначений Священства Ааронова – подготовить его носителей к получению Священства Мелхиседекова. Достойные священники, возвеличивающие Священство Аароново, получат Священство Мелхиседеково и будут посвящены в чин старейшины.

Большей частью миссионерская работа полного дня ведется в наши дни старейшинами. Многие из тех, кто достойно исполняет обязанности Священства Ааронова, к восемнадцати годам будут посвящены в старейшины. Таким образом, у нас остается один год на то, чтобы изучить обязанности старейшины и подготовить себя к служению на миссии полного дня. Мы должны готовиться так, чтобы обратить свои сердца к деяниям Божьим, посвятить себя служению Господу и научиться праведно председательствовать (см. У. и З. 121:34–38). Так мы научимся доверять Господу, а если мы будем доверять Господу, Он поддержит и защитит нас в испытаниях и напастях.

Уилфорд Вудрафф рассказывал о том, как однажды его защитил Господь. Однажды по внушению Духа он решил предостеречь одного отступника по имени Папаша Хекман, который говорил, что Книга Мормона – творение дьявола. Вот что пишет брат Вудрафф:

“Три раза мне было сильное внушение пойти к Папаше Хекману и предупредить его… На третий раз я встретился с ним в его доме, который, казалось, был заполнен злыми духами настолько, что мой дух был в тревоге. Предупредив его, я ушел. После того как я ушел от него, он начал преследовать меня, намереваясь убить. В этом я не сомневаюсь, потому что знаю об этом из бывшего мне видения. Когда он подошел ко мне, то вдруг упал замертво у ног моих, как будто его поразил гром небесный. В то время я был лишь священником, но Бог защитил меня и сохранил мне жизнь” (The Discourses of Wilford Woodruff, рp. 297–98).

В жизни праведного носителя священства может и не быть критических ситуаций, подобных той, что рассказана выше, но Господь самыми различными способами, зримо и незримо, хранит Своих преданных слуг.

Почему так важно, чтобы священники готовились и планировали свое служение на миссии?

Заключение

Президент Спенсер В. Кимбалл сказал: “Часто задают вопрос: должен ли каждый молодой человек отслужить миссию? Господь уже ответил на него: ‘Да’. Каждый молодой человек должен принять миссию. Он изрек:

‘Пошлите старейшин Церкви Моей к народам дальним, на острова морские; пошлите в страны зарубежные; призывайте все народы, сперва Иноверцев, а потом Иудеев’ (У. и З. 133:8)” (“When the World Will Be Converted”, Ensign, Oct. 1974, р. 8).

Задания

Преданно выполняйте обязанности своего чина Священства Ааронова с тем, чтобы:

укреплять членов своего кворума и прихода (небольшого прихода);

подготовить себя к получению Священства Мелхиседекова и к миссионерскому служению.

Подготовка учителя

Прочитайте У. и З. 20:46–49.

Приготовьте доску и мел.

Приготовьтесь во время обсуждения в классе составить список обязанностей священника и записать его на доске или на большом листе бумаги:

Исполнять обязанности дьякона и учителя.

Посещать членов Церкви.

Посвящать в Священство Аароново.

Вести миссионерскую работу.

Назначьте учащихся выступить на уроке с рассказами и отрывками из Священных Писаний.

Источник статьи: http://www.churchofjesuschrist.org/study/manual/duties-and-blessings-of-the-priesthood-basic-manual-for-priesthood-holders-part-a/history-and-organization-of-the-priesthood/lesson-7-duties-of-the-priest?lang=rus

Тест с ответами: “Могущество папской власти”

1. В Средневековье духовенство считалось:
а) первым, высшим сословием +
б) вторым сословием
в) третьим сословием
г) единственным сословием

2. Грамота об отпущении грехов называлась:
а) интердикт
б) булла
в) индульгенция +
г) причастие

3. Что являлось особенностью католической церкви:
а) священники не брили бороды и не выстригали волосы на темени
б) духовным лицам было запрещено вступать в брак +
в) допускалось богослужение на родном языке
г) духовные лица могли создавать семьи

4. Как назывался запрет Папы на проведение обрядов и богослужений:
а) интердикт +
б) булла
в) индульгенция
г) причастие

5. «Хождение в Каноссу» означает:
а) обогатиться
б) укрепить свой авторитет
в) оказаться униженным +
г) паломничество

6. Что из приведенного верно:
а) церковь не имела земель, богатств и денег
б) церковь была обязана заботиться о слабых, больных, ка¬леках и сиротах +
в) церковь поддерживала рыцарские турниры

7. Налог, взимаемый в пользу церкви, назывался:
а) оброк
б) десятина +
в) барщина
г) феод

8. Какую часть дохода жители должны были отдавать церкви в качестве налога:
а) 1/10 +
б) 3/10
в) половину
г) 7/10

9. Раскол христианской церкви произошел:
а) в 1256 году
б) 1054 году +
в) 847 году
г) 1138 году

10. После Папы самым высоким церковным титулом был:
а) епископ +
б) аббат
в) монах
г) игумен

11. Почему христианская церковь играла значительную роль в Средневековье:
а) потому что она отказалась от использования труда зависимых крестьян
б) потому что она отказалась от участия в государственных делах
в) потому что она стала самой богатой организацией в Европе +
г) потому что она защищала с оружием в руках верующих

12. Еретиком в средние века называли:
а) беглого крестьянина
б) рыцаря, предавшего своего сюзерена
в) противника господствующего вероучения церкви +
г) освобожденного крестьянина

13. Причиной возникновения ереси в Средневековье послужило:
а) отсутствие веры в Бога
б) запрет читать Библию и церковные книги
в) несправедливость существующих порядков +
г) стремление сеньоров захватить земли церкви

14. Специальный церковный суд получил название:
а) индульгенция
б) десятина
в) интердикт
г) инквизиция +

15. Кто относился к сословию молящихся:
а) аббаты +
б) рыцари
в) патриции
г) крестьяне

16. Кто основал нищенствующий орден монахов-проповедников:
а) Франциск Ассизский +
б) Григорий VII
в) Генрих IV
г) Иннокентий III

17. Кто боролся за усиление папской власти:
а) Франциск Ассизский
б) Григорий VII +
в) Генрих IV
г) Иннокентий III

18. Наивысшего могущества христианская церковь достигла при:
а) Папе Иннокентии III +
б) Папе Григории IX
в) Папе Клименте III

19. Кто вступил в борьбу с Папой римским:
а) Франциск Ассизский
б) Григорий VII
в) Генрих IV +
г) Иннокентий III

20. Паломничество – это:
а) путешествие к святым местам с целью поклонения святыням +
б) суд католической церкви по делам веры
в) учение, противоречащее уче¬нию господствующей церкви

21. Основное положение в религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежащее критике – это:
а) индульгенция
б) инквизиция
в) сословие
г) догмат +

22. Что из перечисленного неверно:
а) церковь преследовала еретиков
б) церковь располагала огромными богатствами
в) церковь запрещала монахам вести прибыльное хозяйство +
г) церковь содержала первые приходские больницы

23. Авторитет церкви в Средневековье подрывало:
а) продажа индульгенций +
б) празднование Масленицы
в) запрещение священникам вступать в брак
г) требование жесткой дисциплины от монахов

24. Главой восточной ветви христианства был:
а) папа
б) монах
в) патриарх +
г) архиепископ

25. Крестовый поход 1209-1229 годов на юге Франции был направлен против:
а) альбигойцев +
б) манихейства
в) вальденсов

26. Франциск Ассизский проповедовал:
а) стремиться к богатству и осторожности +
б) воинскую доблесть и бесстрашие
в) любовь к ближнему своему +

27. Как называется раскаяние верующего человека в своих поступках и получение прощения через священнослужителя, который говорит от имени Бога:
а) крещение
б) пострижение
в) исповедь +
г) причастие

28. Кто из перечисленных являлся еретиками:
а) альбигойцы +
б) доминиканцы
в) тамплиеры

29. На что церковь не тратила свои средства:
а) помощь нищим, бедным и больным
б) раздачу продуктов во время голода
в) содержание больниц и приютов
г) рыцарские турниры +

30. На что церковь не тратила свои средства:
а) содержание священников
б) строительство развлекательных заведений +
в) строительство церквей
г) приобретение богоугодных заведений

Источник статьи: http://liketest.ru/istoriya/test-s-otvetami-mogushhestvo-papskoj-vlasti.html

Вопрос 67. О СЛУЖИТЕЛЯХ, КОТОРЫЕ СООБЩАЮТ ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

Теперь нам надлежит исследовать служителей, которые сообщают таинство крещения. В отношении этого наличествует восемь пунктов: 1) приличествует ли крестить дьякону; 2) приличествует ли это священнику или же только епископу; 3) может ли сообщать таинство крещения мирянин; 4) может ли делать это женщина; 5) может ли крестить некрещеный; 6) могут ли несколько человек одновременно крестить одного; 7) сущностно ли [необходимо], чтобы кто-либо принял крестимого из священной купели; 8) обязан ли принимающий из священной купели наставлять того, кого он принял.

Раздел 1. ВХОДИТ ЛИ КРЕЩЕНИЕ В ОБЯЗАННОСТИ ДЬЯКОНА?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что крещение входит в обязанности дьякона. В самом деле, Господь объединил обязанности проповедования и крещения, согласно сказанному [в Писании]: «Идите, научите все народы, крестя их. » и так далее ( Мф. 28, 19 ). Но проповедование Евангелия входит в обязанности дьякона. Следовательно, похоже, что в обязанности дьякона входит и крещение.

Возражение 2. Далее, согласно Дионисию, в обязанности дьякона входит «очищать» 78 . Но крещение особым образом обусловливает очищение от грехов, согласно сказанному [в Писании]: «Очистив «банею водною» посредством слова» ( Еф. 5, 26 ). Следовательно, похоже, что дьякону приличествует крестить.

Возражение 3. Далее, о святом Лоренсе, который был дьяконом, говорят, что он крестил многих. Следовательно, похоже, что дьяконам приличествует крестить.

Этому противоречат следующие слова папы Геласия I «Мы постановляем, чтобы дьяконы не выходили за рамки своих полномочий»; и далее: «Да не посмеет никто из них крестить без епископа или священника, за исключением тех случаев, когда этого никак нельзя отложить, а вышеупомянутые [особы] находятся далеко».

Отвечаю: подобно тому, как, по словам Дионисия, о свойствах и обязанностях небесных порядков можно судить на основании их имен 79 , точно так же, отталкиваясь от именования каждого церковного порядка, мы можем судить о приличествующем ему. Затем, имя «дьякон» [по-гречески] означает «служитель», и так это потому, что дьякон, так сказать, не уполномочен быть главным и формальным участником сообщения таинства, но должен во время священных отправлений прислуживать тем, кто старше его. Так что формально дьякону приличествует не сообщать таинство крещения, а помогать старшим и обслуживать их при даровании этого и других таинств. Поэтому Исидор говорит: «Обязанностью дьякона является помогать и обслужить священников во всех обрядах таинств Христовых, а именно относящихся к крещению, конфирмации, дискосу и потиру» 80 .

Ответ на возражение 1. Обязанностью дьякона является чтение Евангелия в церкви и наставление в основах веры; поэтому Дионисий говорит, что дьяконское служение предполагает власть над всем нечистым, в том числе и над оглашенными 81 . Проповедовать же, то есть толковать Евангелие, приличествует епископу, действием которого, как учит Дионисий, является «совершенствовать» 82 , а «совершенствовать» есть то же, что и «научать». Таким образом, из этого вовсе не следует, что дьяконам приличествует крестить.

Ответ на возражение 2. Как говорит Дионисий, крещению дана власть не только «очищать», но и «просвещать» 83 . Поэтому оно не входит в полномочия дьякона, обязанностью которого является только очищать, то есть устранять все нечистое и приуготовлять к причащению таинству

Ответ на возражение 3. Коль скоро крещение является необходимым таинством, в безотлагательных случаях, например, в отсутствие старших, дозволяется крестить и дьяконам, как это явствует из вышеприведенных слов Геласия. Именно поэтому святой Лоренс, будучи дьяконом, крестил.

Раздел 2. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КРЕЩЕНИЕ ЧАСТЬЮ СВЯЩЕННИЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ ИЛИ ЖЕ ТОЛЬКО ЕПИСКОПСКОГО?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что крещение не является частью священнического служения и приличествует только епископам. В самом деле, мы уже показали (1), что [Господь] в [Своей] заповеди ( Мф. 28, 19 ) объединил обязанности проповедования и крещения. Но проповедование является совершенствованием, которое, по словам Дионисия, приличествует служению епископа 84 . Следовательно, крещение тоже приличествует епископскому служению.

Возражение 2. Далее, посредством крещения человек принимается в [единое] тело христианского народа, а такое дело представляется подобающим княжескому служению. Но епископы, как замечает глосса на слова [Писания] ( Лк. 10, 1 ), являются в Церкви своего рода князьями; действительно, они пришли на смену апостолам, о которых сказано: «Ты поставишь их князьями по всей земле» ( Пс. 44, 17 ). Следовательно, похоже, что крещение приличествует исключительно епископскому служению.

Возражение 3. Далее, Исидор говорит, что «епископу приличествует освящать церкви, помазывать алтари, завершать миропомазание; именно он возводит в церковные чины и благословляет посвященных дев». Но таинство крещения превосходней всего перечисленного. Следовательно, крещение с еще большим основанием должно приличествовать исключительно епископскому служению.

Этому противоречат следующие слова Исидора: «Крещение, несомненно, было вверено только священникам».

Отвечаю: священники, как мы уже показали (65, 3), посвящаются ради служения таинства тела Христова. Но это суть таинство церковного единства, согласно сказанному апостолом: «Один хлеб – и мы, многие, одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10, 17 ). Затем, посредством крещения человек становится причастником церковного единства, поскольку он тоже получает право приблизиться к трапезе Господней. Поэтому подобно тому, как священнику приличествует освящать Евхаристию, что является главной целью священства, точно так же приличествующим ему служением является крестить, ибо одному и тому же, похоже, надлежит и производить целое, и располагать в целом части.

Ответ на возражение 1. Господь соединил в апостолах, место которых заступили епископы, обе обязанности, а именно учить и крестить, но по-разному В самом деле, Христос вменил им обязанность учить так, чтобы они осуществляли ее непосредственно как свою наиглавнейшую обязанность, в связи с чем сами апостолы сказали: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах» ( Деян. 6, 2 ). С другой стороны, Он поручил апостолам осуществлять служение крещения заместительно, по каковой причине апостол говорит: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать» ( 1Кор. 1, 17 ). И так это потому, что, в отличие от обучения, заслуги и мудрость служителя, как было показано выше (64, 5), никак не связаны со следствием крещения. Доказательством этого служит рассказ Иоанна о том, что «Сам Иисус не крестил – а ученики Его» ( Ин. 4, 2 ). Однако из этого вовсе не следует, что епископы не могут крестить, поскольку все, что способна делать низшая степень, способна и высшая (так, по словам апостола, он некоторых крестил ( 1Кор. 1,14, 16 )).

Ответ на возражение 2. В любом сообществе малые дела вменяются младшим служителям, а большие дела – старшим, согласно сказанному [в Писании]: «[Пусть они. ] о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами» ( Исх. 18, 22 ). Поэтому низшим служителям государства приличествует принимать решения относительно дел низших порядков, тогда как высшим – отправлять дела высших порядков. Но благодаря крещению человек вступает в низший христианский порядок и, следовательно, крестить приличествует меньшим служителям Церкви, а именно священникам, которые, как говорит вышеприведенная глосса на слова [евангелия от] Луки, пришли на смену семидесяти двум ученикам Христа.

Ответ на возражение 3. Как уже было сказано (65, 3), таинство крещения является первым в порядке необходимости, однако в порядке совершенства большими являются другие таинства, которые сохранены за епископами.

Раздел 3. МОЖЕТ ЛИ КРЕСТИТЬ МИРЯНИН?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что мирянин крестить не может. Ведь мы уже показали (2), что крестить подобает тому, кто находится в священническом сане. Но то, что связано с саном, не может быть поручено не имеющему сана. Следовательно, похоже, что не посвященный в сан мирянин не может крестить.

Возражение 2. Далее, крещение является чем-то большим, чем исполнение других священных обрядов крещения, например катехизации, экзорцизма и благословения крестильной воды. Но все это может быть исполнено не мирянами, а только священниками. Следовательно, похоже, что миряне тем более не могут крестить.

Возражение 3. Далее, необходимым таинством является не только крещение, но и покаяние. Но мирянин не может прощать и разрешать все грехи. Следовательно, не может он и крестить.

Этому противоречит следующее: папа Геласий I и Исидор говорят, что «в случае крайней необходимости дозволяется крестить и мирскому христианину».

Отвечаю: по милосердию Того, «Который хочет, чтобы все люди спаслись» ( 1Тим. 2, 4 ), все, что необходимо для спасения, легкодоступно. Но самым необходимым таинством является крещение, каковое суть возрождение человека к духовной жизни, и оно не может быть заменено чем-то иным ни для детей, ни для взрослых, полностью освободить которых от вины и наказания может только крещение. Поэтому для того, чтобы человек не остался без столь нужного ему средства, было определено и то, что материя крещения должна быть чем-то простым и доступным для всех, то есть водой, и то, что служителем крещения может быть всякий, даже не посвященный в сан, чтобы из-за отсутствия крещения человек не утратил своего спасения.

Ответ на возражение 1. Священническому чину подобает крестить в силу некоторой уместности и торжественности, однако это не является тем, что присуще таинству. Поэтому даже если мирянину случится крестить кого-либо без особой на то надобности, то хотя он и согрешит, тем не менее, таинство будет сообщено и тот, кто был им окрещен, не должен креститься опять.

Ответ на возражение 2. Эти священные обряды крещения связаны с торжественностью и не являются сущностно [необходимыми] для крещения. Поэтому они не должны и не могут быть исполнены мирянином, но – только священником, служением которого является торжественное крещение.

Ответ на возражение 3. Как уже было сказано (65, 4), покаяние не столь необходимо, как крещение, поскольку отсутствие священнического прощения, которое не освобождает от наказания в целом и не дается детям, может быть восполнено раскаянием. Поэтому не следует сопоставлять его с крещением, отсутствие следствия которого невосполнимо.

Раздел 4. МОЖЕТ ЛИ КРЕСТИТЬ ЖЕНЩИНА?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что женщина крестить не может. В самом деле, в постановлении Карфагенского собора читаем: «Никакая жена, сколь бы благочестивой и сведущей в учении она ни была, да не помыслит о том, что может проповедовать в церкви или крестить». Но женщине ни в коем случае не дозволяется проповедовать в церкви, согласно сказанному [в Писании]: «Неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор. 14, 35 ). Следовательно, похоже, что точно так же женщине ни в коем случае не дозволяется крестить.

Возражение 2. Далее, крестить приличествует тем, кто облечен такой властью. Поэтому крещение должно сообщаться священниками, которым поручено попечительствовать о душах. Но женщины на это не правомочны, согласно сказанному [в Писании]: «Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в покорности ему» 85 ( 1Тим. 2, 12 ). Следовательно, женщина не может крестить.

Возражение 3. Далее, в духовном возрождении вода, похоже, играет роль материнской утробы, как говорит Августин, комментируя [слова Писания]: «Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» ( Ин. 3, 4 ). Крестящий же, похоже, занимает при этом место отца. Но это не приличествует женщине. Следовательно, женщина крестить не может.

Этому противоречит следующее: папа Урбан II говорит: «Отвечая на вопросы твоего блаженства, мы полагаем должным ответить так: если жена по необходимости окрестит младенца во имя Троицы, то такое крещение будет иметь силу».

Отвечаю: главным Крестителем является Христос, согласно сказанному [в Писании]: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот и есть крестящий» ( Ин. 1, 33 ). В самом деле, в третьей [главе] «Послания к колоссянам» сказано, что во Христе «нет мужского пола, ни женского» 86 . Поэтому подобно тому, как, выступая служителем Христа, может крестить мирянин, точно так же может [крестить] и женщина.

Однако коль скоро «жене глава – муж», а «мужу глава – Христос» ( 1Кор. 11,3 ), жене в присутствии мужа крестить не должно, как и мирянину не должно крестить в присутствии клирика, а клирику – священника. Последний же может крестить в присутствии епископа, поскольку это входит в обязанности его служения.

Ответ на возражение 1. Женщине не дозволено проповедовать открыто, но при этом дозволено учить и наставлять в частном порядке, и точно так же ей не дозволено крестить открыто и торжественно, но при этом дозволено крестить в случае необходимости.

Ответ на возражение 2. Когда крещение отправляется торжественно и по всем правилам, его должен сообщать священник, которому вменено попечение о душах, или же тот, кто его замещает. Однако в безотлагательных случаях может крестить и женщина.

Ответ на возражение 3. В плотском порождении муж и жена соучаствуют в соответствии с силой присущей им природы, согласно которой жена не может быть активным, но – только пассивным началом порождения. Однако в духовном порождении они действуют не посредством какой-либо присущей им силы, а лишь инструментально посредством силы Христа. Поэтому в случае необходимости женщина может крестить на тех же основаниях, что и мужчина.

Но даже если женщине случится крестить кого-либо без какой бы то ни было необходимости, то, как и в случае с мирянином (3), крестить повторно не нужно. Сама же крестившая при таких обстоятельствах грешила, как грешили вместе с нею и те, которые соучаствовали в этом, получая от нее крещение или принося ей что-либо для того, чтобы креститься.

Раздел 5. МОЖЕТ ЛИ НЕКРЕЩЕНЫЙ СООБЩАТЬ ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ?

С пятым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что некрещеный не может сообщать таинство крещения. В самом деле, никто не может дать то, чего не имеет. Но некрещеный не имеет таинства крещения. Следовательно, он не может его и дать.

Возражение 2. Далее, человек сообщает таинство крещения как служитель Церкви. Но некрещеный никак не принадлежит

Церкви, ни в действительности, ни по посвящению. Следовательно, он не может сообщать таинство крещения.

Возражение 3. Далее, сообщение таинства превосходней его получения. Но некрещеный не может получать другие таинства. Следовательно, он тем более не может какое-либо таинство сообщать.

Этому противоречат следующие слова Исидора: «Папа не принимает во внимание, каков крестящий человек, поскольку Святой Дух сообщает благодать крещения даже в том случае, когда крестящим является язычник». Но крещеного никто не назовет язычником. Следовательно, некрещеный может сообщать таинство крещения.

Отвечаю: Августин оставил этот вопрос открытым, поскольку сказал: «Иное дело, могут ли крестить даже те, которые никогда не были христианами; здесь утверждать что-либо было бы опрометчиво, ибо вопрос столь сложен, что его решение должно быть подкреплено авторитетом священного собора». Но впоследствии Церковь приняла решение, что сообщать таинство крещения может и некрещеный, а также иудей или язычник, если он крестит с соблюдением церковной формы. Поэтому папа Николай I, отвечая на вопросы болгар, говорит: «Ты пишешь, что о многих крещеных в твоей стране ты точно не знаешь, были ли они крещены христианином или язычником. Если они крестились во имя Троицы, то не должны креститься повторно». Но в случае несоблюдения церковной формы таинство крещения не сообщается. В указанном смысле должно понимать сказанное Григорием II епископу Бонифацию: «Тех, относительно которых ты говоришь, что они были крещены язычниками», а именно с использованием отвергаемой Церковью формы, «мы постановляем крестить повторно во имя Троицы». Причина этого состоит в том, что как со стороны материи – в той мере, в какой она присуща таинству – подходит любая вода, так и со стороны служителя подходит любой человек. Поэтому в безотлагательном случае может крестить и некрещеный. Так, если двое некрещеных крестят друг друга (один крестит другого и впоследствии крестится им), то каждый получает не только таинство, но и действительность таинства. Но если это совершается без какой-либо на то необходимости, то оба, крестящий и крестимый, тяжко грешат, что делает крестильное следствие бесполезным, хотя само таинство сохраняет законную силу

Ответ на возражение 1. Тот, кто крестит, предлагает только свое внешнее служение, тогда как внутренне крестящий Христос может использовать всех людей так, как Он того пожелает. Поэтому некрещеный может крестить, в связи с чем папа Николай I говорит: «Не их», то есть крестящих, «крещение, но Его», то есть Христа.

Ответ на возражение 2. Хотя некрещеный и не принадлежит Церкви ни в действительности, ни по посвящению, тем не менее, он может принадлежать ей по намерению и по подобию действия, а именно постольку, поскольку он намерен делать то, что делает Церковь, и при крещении соблюдает церковную форму, действуя тем самым как служитель Христа, Который не ограничивает Свою силу ни в отношении крестящихся, ни в отношении Своих таинств.

Ответ на возражение 3. Другие таинства не столь необходимы, как крещение. Поэтому некрещеному дозволяется крестить и не дозволяется получать другие таинства.

Раздел 5. МОГУТ ЛИ НЕСКОЛЬКО [ЧЕЛОВЕК] ОДНОВРЕМЕННО КРЕСТИТЬ [ОДНОГО]?

С шестым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что несколько могут крестить одновременно. В самом деле, единство содержится в множестве, но не наоборот Поэтому дело представляется так, что многие могут делать то же, что и один, но не наоборот; так, многие грузят судно, которое может загрузить и один. Но один человек может крестить. Следовательно, одновременно могут крестить и несколько.

Возражение 2. Далее, одному действователю труднее воздействовать на многое, чем многим одновременно воздействовать на одно. Но один человек может одновременно крестить нескольких. Следовательно, многие тем более могут одновременно крестить одного.

Возражение 3. Далее, крещение является наиболее необходимым таинством. Но иногда одновременное крещение несколькими одного представляется необходимым; например, если младенцу угрожает смерть, а из двоих присутствующих один глух, а другой безрук или лишен кистей, то в таком случае калеке надлежит произносить слова, а глухому – производить крестильные действия. Следовательно, похоже, что несколько могут одновременно крестить одного.

Этому противоречит следующее: там, где наличествует один действователь, наличествует и одно действие. Поэтому если бы несколько крестили одного, то похоже, что тогда имели бы место несколько крещений, что противно сказанному [в Писании]: «Одна вера, одно крещение» ( Еф. 4, 5 ).

Отвечаю: таинство крещения получает свою силу по преимуществу от своей формы, которую апостол назвал «словом жизни» 87 ( Еф. 5, 26 ). Поэтому если бы несколько должны были одновременно крестить одного, то не вполне ясно, с какой именно [словесной] формой. Так, если бы они говорили: «Мы крестим тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», то, по утверждению некоторых, таинство крещения не было бы сообщено постольку, поскольку церковная форма, а именно: «Я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», не была бы соблюдена. Однако это опровергается формой, соблюдаемой в греческой Церкви. В самом деле, они могли бы сказать: «Крещается раб Божий такой- то во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», под каковой формой получают таинство крещения греки, хотя эта форма отличается от нашей гораздо больше, чем: «Мы крестим тебя. ».

Поэтому нам следует обратить внимание на то, что намерение, выражаемое посредством формы: «Мы крестим тебя», означает, что несколько совместно сообщают одно крещение, что представляется противным понятию служителя, поскольку человек не может крестить иначе, как только в качестве служителя, представляющего Христа. И коль скоро есть только один Христос, то должен быть и только один представляющий Христа служитель. Поэтому апостол недвусмысленно говорит: «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф. 4, 5 ). Следовательно, противное этому намерение упраздняет таинство крещения.

С другой стороны, если бы каждый стал говорить: «Я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», то тогда каждый обозначил бы собственное намерение, как если бы он сообщал крещение независимо от другого. Это может иметь место тогда, когда оба стремятся крестить одного. В таком случае слова того, кто произносит [крестильную форму] первым, сообщают таинство крещения, в то время как если другой, пусть даже и обладающий преимущественным правом крестить, вознамерится их повторить, то он подлежит наказанию как крестящий повторно. Если же они произнесут слова одновременно и вместе погрузят или обольют человека, то их надлежит наказать за неподобающий способ крещения, но не за повторное крещение, поскольку каждый намеревался крестить некрещеного и каждый крестил. Однако при этом они не сообщают нескольких таинств, но один внутренне крестящий Христос сообщает одно таинство посредством их обоих.

Ответ на возражение 1. Этот аргумент справедлив в отношении тех действователей, которые действуют посредством собственной силы. Но люди крестят посредством не собственный силы, а силы Христа, Который, будучи одним, усовершает Свои дела посредством одного служителя.

Ответ на возражение 2. Можно одновременно крестить нескольких, используя форму: «Я крещу вас», в случае необходимости, например, если на них может обрушиться дом или меч и тому подобное, не дающее времени для того, чтобы крестить их по отдельности. Однако это не обусловливает изменения в церковной форме, поскольку здесь множественная форма получается посредством удвоения единственной, тем более что [в Писании] мы обнаруживаем похожее выражение, когда читаем: «Крестя их. » и так далее ( Мф. 28, 19 ). Однако между крестящим и крестимым нельзя ставить знак равенства, поскольку главный Креститель, Христос, один, в то время как посредством крещения одним во Христе становятся многие.

Ответ на возражение 3. Как уже было сказано (66, 1), целостность крещения состоит в словесной форме и использовании материи. Поэтому не крестит ни тот, кто только произносит слова, ни тот, кто только погружает. В самом деле, нет такой словесной формы, которая бы приличествовала случаю, когда один произносит слова, а погружает другой. Так, он не может сказать: «Я крещу тебя», поскольку не погружает, и потому не крестит. Также не может он сказать: «Мы крестим тебя», поскольку никто не крестит. (Ведь если один человек написал одну часть книги, а другой – другую, то выражение «мы написали книгу» в строгом смысле слова не отражает действительность и является риторической фигурой синекдоха, в который целое подменяется частью.)

Раздел 7 НЕОБХОДИМО ЛИ ДЛЯ КРЕЩЕНИЯ, ЧТОБЫ КТО-НИБУДЬ ПРИНЯЛ КРЕСТИМОГО ИЗ СВЯЩЕННОЙ КУПЕЛИ?

С седьмым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что принятие кем-либо крестимого из священной купели не является необходимым для крещения. В самом деле, наше крещение освящено крещением Христа и сообразуется с ним. Однако Христос при крещении не был принят из какой-либо купели, но, согласно сказанному, «крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» ( Мф. 3, 16 ). Следовательно, похоже, что и при крещении остальных никто не должен принимать крестимого из священной купели.

Возражение 2. Далее, мы уже показали (3), что крещение – это духовное возрождение. Но при плотском порождении ничего помимо активного начала, то есть отца, и пассивного начала, то есть матери, не нужно. И коль скоро при крещении, как говорит Августин в своей проповеди на Богоявление, отца заменяет крестящий, а мать заменяет сама вода крещения, то дело представляется так, что в том, чтобы еще кто-то принимал крестимого из священной купели, никакой необходимости нет

Возражение 3. Далее, в таинствах Церкви не должно соблюдаться ничего нелепого. Но представляется нелепым, что после крещения взрослые люди, которые могут самостоятельно встать и покинуть священную купель, должны поддерживаться другими. Следовательно, нет никакой необходимости в том, чтобы кто-либо при крещении, особенно при крещении взрослых, принимал крестимого из священной купели.

Этому противоречит следующее: Дионисий говорит, что «иереи, взяв крещаемого, вручают его восприемнику и руководителю его в обращении к вере» 88 .

Отвечаю: имеющее место при крещении духовное возрождение в некотором отношении подобно плотскому порождению, в связи с чем читаем: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко» ( 1Петр. 2, 2 ). Но в случае плотского рождения новорожденный нуждается в кормлении и руководстве. Поэтому и в случае духовного рождения кто-то должен взять на себя обязанность кормильца и руководителя, образовывая и наставляя новообращенного в отношении того, что касается христианской веры и модуса жизни. В самом деле, младенцы и новообращенные нуждаются в особой заботе, а между тем духовенство, занятое попечением над всею паствой, не располагает на это временем. Поэтому кому-то необходимо принять крестимого из священной купели ради дальнейшего наставления и руководства. Именно это имеет в виду Дионисий, когда говорит: «Божественные наставники наши», то есть апостолы, «положили принимать младенцев по священному чину так, чтобы естественные родители приводимого ребенка передавали его какому-либо посвященному в тайны божественного учения доброму руководителю, которым бы впоследствии дитя было руководимо как духовным отцом и наставником на стезях спасения» 89 .

Ответ на возражение 1. Христос крестился не затем, чтобы возродиться, но чтобы Самому возрождать других; поэтому после Своего крещения Он, в отличие от других детей, ни в каком наставнике не нуждался.

Ответ на возражение 2. При плотском порождении ничего помимо отца и матери не требуется; однако для того, чтобы помочь последней в ее муках нужна повитуха, а для того, чтобы ребенок правильно рос, нужны кормилица и наставник, и именно их при крещении заменяет тот, кто принимает ребенка из священной купели. Поэтому для самого таинства он не нужен и в случае необходимости водное крещение может осуществить один [человек].

Ответ на возражение 3. То, что крестимый принимается из священной купели духовным отцом, связано с его духовной, а не телесной слабостью, о чем уже было сказано.

Раздел 8. ОБЯЗАН ЛИ ПРИНИМАЮЩИЙ ИЗ СВЯЩЕННОЙ КУПЕЛИ НАСТАВЛЯТЬ ТОГО, КОГО ОН ПРИНЯЛ?

С восьмым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что принимающий кого-либо из священной купели не обязан его наставлять. В самом деле, наставлять могут только наставленные. Однако людей из священной купели дозволяется принимать даже тем, кто не образован и дурно наставлен. Следовательно, принимающий крестимого из священной купели не обязан его наставлять.

Возражение 2. Далее, лучше, чтобы сына наставлял отец, а не посторонний; ведь сказал же Философ, что сын получает от отца «существование, воспитание и образование» 90 . Следовательно, если бы крестные были обязаны наставлять своих крестников, то плотским родителям приличествовало бы как никому другому быть крестными своего ребенка. Однако, как явствует из «Декреталий», это запрещено.

Возражение 3. Далее, лучше, когда наставляют несколько, чем один. Следовательно, если бы крестные были обязаны наставлять своих крестников, то было бы лучше иметь нескольких крестных, чем только одного. Однако это своим декретом запретил папа Лев, сказав, что «ребенку не должно иметь более одного крестного отца или матери».

Этому противоречит следующее: в своей пасхальной проповеди Августин говорит: «Прежде всего, хочу предостеречь вас, мужи и жены, принявшие при крещении детей, что вы пред Богом в ответе за тех, над кем вам вверено попечение при принятии из священной купели».

Отвечаю: каждый человек должен исполнить то, что он обязался исполнить. Но мы уже показали (7), что крестные обязуются быть наставниками. Поэтому они обязаны заботиться о своих крестниках тогда, когда это необходимо, например, если дети растут среди неверующих. Но если они растут среди добрых католиков, то крестные могут быть свободны от этого обязательства, поскольку есть все основания полагать, что дети будут надлежащим образом наставлены своими родителями. Однако в случае возникновения подозрения в том, что имеет место обратное, они обязаны по мере возможности позаботиться о духовном благополучии своих крестников.

Ответ на возражение 1. Там, где налицо какая-либо угроза, крестный, как говорит Дионисий, должен быть «посвящен в тайны божественного учения». Но там, где ничего явно не угрожает, а именно когда дети растут среди добрых католиков, крестным может быть всякий, поскольку все то, что касается христианских норм жизни и веры, общеизвестно. Впрочем, по установлению Майнцского собора некрещеный не может быть крестным, хотя некрещеный может крестить, и так это потому, что, как было показано выше (7), крестящий необходим для таинства, а крестный – нет.

Ответ на возражение 2. Подобно тому, как духовное порождение отличается от плотского, точно так же духовное образование отличается от телесного, согласно сказанному [в Писании]: «Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» ( Евр. 12, 9 ). Поэтому при отсутствии непреодолимых обстоятельств духовный отец должен отличаться от плотского.

Ответ на возражение 3. При наличии нескольких главных наставников в образовании было бы много путаницы. Поэтому при крещении должен быть один главный крестный, а другие могут быть допущены как его помощники.

Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summa-teologii-tom-12/8

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *