Что может быть талисманом в сказках



Что может служить талисманом, амулетом, оберегом?

Люди издревле верили в магические предметы и их силу. Наши предки разбирались в волшебной силе амулетов и талисманов, умели делать обереги и использовать их себе во благо. Со временем индустриализация, технологии и развитие общества привело к тому, что большая часть этих знаний оказалась утеряна, а вера в магические предметы начала подвергаться насмешкам. Однако древнее знание никуда не делось – оно покоится в легендах и верованиях предков, и терпеливо ждет, пока люди вспомнят свои корни и воспользуются им.

В современном обществе под словами «амулет», «оберег» или «талисман» подразумевается какой-то предмет вычурного вида, который входит в состав образа колдуна или мага из сказок. Однако в реальности талисманы и амулеты могут принимать самую разную форму. Вероятнее всего, Вы используете несколько магических предметов в повседневной жизни, даже не догадываясь об этом.

Что может служить талисманом

Слово «талисман» в переводе с греческого означает «магический предмет». Свойства его могут быть весьма разнообразными, но у всех талисманов есть общая черта – они привлекают что-то хорошее в жизнь человека, который им владеет.

Причем талисман – совсем не обязательно какая-нибудь статуэтка или фигурка, купленная в эзотерическом магазине. Наверняка у Вас имеется какая-нибудь вещь, которая, по Вашему мнению, приносит Вам удачу в той или иной сфере жизни. К примеру, специальное платье или костюм, который является для Вас «счастливым», небольшой яркий камушек, найденный на отдыхе и приносящий Вам удачу – вот обыденные примеры талисманов, которые не являются предметами какого-то особенного внешнего вида. Можно сказать, что талисманом является любой предмет, который имеет для Вас особенное значение. Немаловажно также отношение владельца к талисману – чем сильнее он верит в магическую силу предмета, тем заметнее влияние предмета на жизнь человека.

Что может служить амулетом

Амулет – от латинского amuletum, «средство защиты» — особый предмет, основное предназначение которого – защита человека от тех или иных неприятностей. Часто амулеты представляют собой ювелирные украшения, которые человек носит на теле. Свойства амулетов могут быть различными, и во многом зависят от материалов, из которых они сделаны, и знаков, которые на них нанесены. Амулеты – тот самый вид магических предметов, который чаще всего выполняются в виде украшений из драгоценных металлов. Однако более всего сила амулета зависит от того, насколько носитель в него верит и как относится к нему.

Один из наиболее распространенных амулетов – религиозная символика. Крестик, полумесяц или звезда Давида – человек, который носит их, верит, что они защитят его от проблем и неудач. Еще одна часто используемая разновидность амулета – камни и украшения, на которые нанесено имя владельца или его знак зодиака. Так же, как и в случае с любым другим амулетом, ни крестик, ни медальон с зодиакальным символом не будут «работать», если человек не верит в их силу и просто носит их «для галочки». Данное правило справедливо для всех амулетов, вне зависимости от их внешнего вида, нанесенных на них знаков или материала, из которых они сделаны. Если человек не верит в амулет – он улавливает мысли владельца и становится тем, чем носитель его себе представляет. То есть – просто красивой безделушкой или ювелирным украшением.

То же самое можно сказать не только о вере в свойства амулета, но и об обращении с ним. Представьте себе, что Вы обладаете какой-то очень ценной вещью – будете ли Вы небрежно швырять ее на тумбочку, приходя с работы, забывать почистить ее? Навряд ли, подобное обращение применимо для обиходных предметов, ничего не значащих для человека. Амулет распознает легкомысленное отношение и стремительно теряет силу.

Что может служить оберегом

Из самого названия «оберег» легко догадаться, для чего он предназначен. Это исконно русское слово, связанное со словами «беречь», «оберегать». Именно это обереги и делают – дарят своим владельцам, их семье и дому защиту и отводят от них неблагоприятные события.

Казалось бы, то же самое делают и амулеты. Однако существует небольшая разница – амулет скорее является персональным предметом, оберег же чаще всего распространяет свое действие на более широкую «площадь». К примеру, славянская традиция предусматривает великое множество различных оберегов, которые предписывалось размещать внутри дома для защиты всей семьи от болезней, бед и злых сил.

Еще одно отличие между амулетом и оберегом скрывается во внешнем виде предмета, его форме. Служить оберегом может практически любая вещь, которая, по мнению хозяина, сумеет его защитить. Это совсем не обязательно украшение или статуэтка – к примеру, гнездо аиста на крыше деревенского дома считается сильнейшим оберегом от неблагоприятных событий. Наличники на окнах с изображениями особых символов защищают домочадцев от нечистой силы (злые силы не могут «заглянуть в окошко»). Оберегом считается даже порог дома – вероятно, все слышали истории о том, что злые силы перед проникновением в жилище должны спросить разрешение войти у хозяина дома.

Источник статьи: http://talisman-udachi.ru/oberegi-i-talismany/chto-mozhet-sluzhit-talismanom-amuletom-oberegom/

Психокоррекционная сказка ‘Талисман’

Психологическая сказка для коррекции застенчивости у ребенка.

Талисман

Жил-был на свете маленький Дракончик Дракоша со своей Мамой-драконихой. Дракончик был очень застенчивый. Выйдя погулять, он не спешил к шумно играющим зверушкам, а стоял в стороне, наблюдая за их игрой.

Когда к Маме-драконихе прилетала подруга или в доме собирались гости, Дракоша прятался, никогда не здоровался и не выходил к ним.

Мама-дракониха замечала его скованность: она видела, что он не любит себя, боится других, и все это ее огорчало.

— Что происходит с тобой, Дракоша? — часто спрашивала Мама-дракониха. — Почему ты не играешь с другими зверушками?
— Я их всех боюсь, — огорченно отвечал Дракоша.
— Но ведь драконы — это самые сильные и храбрые животные! Мы ничего не боимся! — говорила Мама-дракониха. — Я очень хочу, чтобы ты был спокойным и уверенным в себе, и я хочу помочь тебе, но это невозможно сделать без твоего участия. Ты согласен?

— Да, мама, я постараюсь, — ответил Дракоша.
«А еще нам поможет один мудрый гном», — подумала Мама-дракониха.

Утром Мама-дракониха и Дракоша позавтракали и стали собраться в путь. Дракоша еще не знал, что они летят к доктору всех медицинских наук — великому Гномику Листочкину. Он жил в своем крохотном домике на берегу небольшой реки.

Гномик Листочкин очень любил зверей и всегда был занят. Но если кому-то была нужна его помощь, он, не задумываясь, летел на выручку.

Однако драконы появились возле его домика впервые. Поэтому Гномик сначала испугался, спрятался под кровать и пролежал там, дрожа, целых пятнадцать минут. Потом он все-таки высунул свое бородатое личико в окно, думая, что это сон. Но драконы продолжали расхаживать возле его домика. Малыш Дракоша увидел свисающую откуда-то веревочку, потянул за нее, и дрова, аккуратно уложенные Г номиком возле домика, со стуком покатились по всему двору. Гномик Листочкин хотел было снова спрятаться, но потом подумал, что так, по бревнышку, эти великаны могут раскатать и весь его дом. Он закричал:

— Перестаньте безобразничать! Вы что, хулиганить сюда пришли?!

— Многоуважаемый Гномик, мы вовсе не пришли, а прилетели, — сказала Мама-дракониха и в доказательство на несколько секунд расправила свои огромные крылья, отчего на поляне стало темно и подул сильный ветер. — Я давно наслышана о вашей доброте и способностях и думаю, вы не откажете нам в помощи.

— Вам, такой большой, нужна помощь маленького Гномика?! — удивился Листочкин.

— Ваша помощь нужна моему сыночку Дракоше. Вот он! — Мама-дракониха кивнула на Дракончика, который делал неудачные попытки спрятаться за деревом: то и дело его лапа, хвост или часть крыльев выглядывали из-за дерева.

Дракоша хотел спрятаться, потому что сначала испугался, когда покатились дрова, а потом еще больше испугался, когда Гномик стал ругаться.

Гномик Листочкин вышел из своего домика и направился к дереву.

— Эй, Дракончик, я тебя увидел! Выходи, хватит прятаться! — дружески воскликнул бородач.

Дракоша испуганно выглянул из-за дерева: в его глазах блестели слезы. Гномика позабавил вид такого большого плачущего дракона.

— Извините, дяденька, я больше не буду, — сказал Дракончик.

— Да, конечно, больше не надо. Тебе спасибо — ты нашел мою веревочку, а то я ее обыскался! — улыбнулся Гномик Листочкин. — Твоя мама сказала, что я могу тебе чем-то помочь.

— Моя мама? Помочь? Ну. моя беда в том, что я всех боюсь. Мама-дракониха говорит, что драконам не подобает так себя вести.

— Ах вот оно что! Дело сложное, однако, у меня есть заговоренный талисман: мне подарил его мой дедушка, потому что, когда я был маленьким, я тоже всего и всех боялся. Подожди, я сейчас! — Гномик побежал домой, залез в погребок и достал оттуда маленький круглый предмет — это и был тот самый талисман.

Гномик радостно побежал назад к Дракончику.

— Вот, Дракоша, это и есть талисман. Только шнурок от пего потерялся. Как кстати к нему придется найденная тобой веревочка! — С этими словами Гномик продел веревочку через отверстие в талисмане и с большим трудом повесил его на шею Дракоше. — Для начала талисман надо проверить, ведь он долго пролежал без дела. Вот тебе первое задание. Я вижу, ты неплохо летаешь. Так вот, за большой горой живет моя Бабушка-гном. Отнеси ей от меня письмо, передай огромный привет и возвращайся. Мы с твоей мамой будем ждать тебя здесь.

— Я полечу один? — испуганно спросил Дракончик.

— Да, но не забывай, что ты полетишь с моим талисманом — он поможет тебе. Да и моя бабуля очень любит животных, — успокоил Дракошу Гномик.

Дракончик полетел выполнять поручение Гномика Лис-точкина. Он перелетел большую гору и опустился перед небольшим домиком. Он осторожно постучал в дверку и замер на пороге. Дверь скрипнула, и Дракоша увидел маленькую женщину с седыми волосами, аккуратно уложенными в прическу. Увидев дракона, Бабушка-гном, конечно, испугалась, но не подала виду и заговорила:

— Давненько ко мне не залетали драконы. Разве что лет триста назад был здесь один дракончик вроде тебя. Ну, здравствуй! С чем пожаловал?

— Здравствуйте, Бабушка! Я принес вам письмо и большой привет от вашего внука Гномика Листочкина!

— Ой, как это мило, что ты согласился стать почтальоном! — Бабушка взяла письмо. — Надеюсь, ты сможешь подождать? Я хочу написать ответ. Погуляй пока во дворе.

«Что ж, подожду», — подумал Дракоша и уселся на свой хвост.

— Посмотрите, какой большой! — послышалось вдруг из-за куста.

— Какие у него красивые крылышки! — восхитился уже кто-то другой. — А какая грациозная шея.

— Кто здесь? — оглянулся Дракончик. — Это очень нехорошо, когда тебя разглядывают и перешептываются, а ты никого не видишь. Дайте и мне посмотреть на вас!

В кустах долго шушукались, и наконец к Дракончику кубарем выкатился Ежик.

— Ну, ну это. я. мы. вот! — выпалил Ежик.

— Ты говоришь очень непонятно, — удивился Дракоша.

— Ме-меня зовут Ежик, и-и я никогда не видел таких больших зверей. Мои друзья хотели бы познакомиться с тобой, но они боятся, что ты их слопаешь.

— Сегодня мы с моей Мамой-драконихой уже завтракали. Да и вообще я люблю есть сочные фрукты. И никого из вас я есть не хочу, — сказал Дракоша, а потом добавил: — Я бы очень хотел познакомиться с твоими друзьями. Пожалуйста, позови их!

Ежик позвал своих друзей, и на поляне появились Белочка, Зайчонок и Галчонок. Вскоре новоиспеченные друзья уже весело прыгали через драконий хвост, катались по большим крыльям, как на аттракционе. Дракончик понял, что талисман действует, и был очень этому рад.Неожиданно Дракончика позвала Бабушка-гном, которая написала ответ своему внучку и даже еще успела напечь вкусных пирожков. Дракончик понял, что настало время возвращаться. Он взял в зубы корзину с пирожками, сделал почетный круг над поляной, прощаясь со своими новыми друзьями, и полетел назад к своей Маме-драконихе и Гномику Листочкину.

— А вот и ваш малыш Дракоша! — обрадовался Гномик Листочкин, показывая на небо.

Дракончик приближался и вскоре опустился перед своей мамой. Он выпустил изо рта корзинку и закричал:

— Мама, мама, талисман Гномика действует! Я передал привет его бабушке, а пока она пекла пирожки и писала ему ответ, я познакомился с Ежиком, Белочкой, Зайчонком и Галчонком! Правда, здорово?

Гномик Листочкин тем временем изучал содержимое корзины, привезенной Дракошей:

— О, моя Бабушка-гном испекла мои любимые пирожки. Что ж, я приглашаю вас на чай!

Гномик вынес на улицу стол, самовар, красивые чашечки и тарелочки. Все уселись вокруг стола. Но тут Гномик Листочкин взглянул на Дракончика и неожиданно подскочил на своем стуле, воскликнув:

— Ой, что же я тебе повесил на шею?!

— Талисман! — ответил Дракончик.

— Да нет, это колесо от моей старой тачки. Ой-ей-ей! — И с этими словами I номик схватился за голову.

— А я думал, что это талисман, что он действует и притягивает ко мне друзей. — удивился Дракоша.

— Мой мальчик, получается, то, что ты нашел друзей — это только твоя заслуга. И тебе не нужны никакие талисма-

ны, чтобы научиться дружить и общаться! — сказала Мама-дракониха, ласково погладив сына по голове.

И все трое продолжили пить чай. Это был очень счастливый день в жизни отныне общительного Дракончика.

Вопросы для обсуждения и задания

  • Почему Дракончик боялся вступить в игру с другими зверятами?
  • Согласился ли Дракоша, когда Мама-дракон предложила ему помочь?
  • Почему Дракончик, чтобы выполнить поручение Гномика Листочкина, согласился первый раз полететь куда-то без мамы? Что ему помогало?
  • Кого он встретил возле домика Бабушки-гнома?
  • Почему Дракончик стал уверенным в себе, чья это заслуга?
  • Продолжи рассказ и придумай, во что играли Дракончик и его друзья на следующий день.

Коррекционное воздействие сказки

В сказке показан прием с использованием магического предмета — талисмана, подаренного Дракоше Гномиком Листочкиным. Гномик убеждает Дракончика, что с этим талисманом он обязательно справится с порученным заданием. Талисман придает застенчивому Дракончику силы и уверенность в себе, снимает его страхи перед общением.

Неожиданная, казалась бы, ошибка Гномика Листочкина на самом деле сделана намеренно: талисманом оказывается старое колесо от тачки, а значит, Дракоша сумел справиться со своей проблемой самостоятельно. Таким образом, он избавился от застенчивости не с помощью магического предмета, а своими собственными усилиями. В обычной жизни так же, как и в сказке, можно использовать психологический прием «Талисман». Талисманом может быть любой предмет: игрушка, брелок, монетка, подаренная ребенку на удачу значимым для него человеком.

Чтобы прием сработал, нужно убедить ребенка в том, что талисман волшебный. Пусть первый раз ребенок возьмет его с собой, когда вы точно уверены в успехе любых его действий. Но все же нужно сказать ребенку, что ему тоже придется постараться, чтобы все получилось так, как он хочет. Теперь «талисман» прошел проверку — он действительно волшебный. За талисманом закрепляется его магическая сила, и ребенок чувствует невидимую поддержку, его тревога ослабевает. Со временем потребность в постоянном ношении талисмана проходит сама собой, но приобретенная уверенность и вера в свои силы остается с ребенком навсегда.

Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей
и родителей. — М.: Генезис, 2012. С. 93-100.

Источник статьи: http://doshkolniki.org/psixologiya/skazkoterapiya/talisman.html

Талисманы

«Медальон, который, собственно, и был «магическим прикрытием» Семёна, недовольно хмыкнул.

— Как-то оно всё… Как-то оно на идолопоклонство смахивает…»

М. Бабкин. «Слимпер»

Талисман с молотом Тора и руническим кругом

Талисманы (амулеты, обереги) — предметы, обладающие магическими свойствами, способными охранить своего владельца от бед и напастей, либо усиливающие магические воздействия самого обладателя.

Амулеты несут защитную функцию и носятся на теле. Оберег в виде предмета не обязательно носить с собой. В широком смысле к оберегам относят не только предметы, но и, например, заговоры. В повести «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких читаем: «Только теперь я заметил, что вокруг порога проведена толстая магическая черта, расписанная корявыми кабалистическими знаками».

Талисман — наиболее общее понятие. В фантастике, как и в реальности, оно чаще всего связывается с ювелирными украшениями. Мы же рассмотрим не столь тривиальные случаи.

Оберег «белая пентаграмма» или пятиугольник известен всем заклинателям духов, включая легендарного Фауста, а также персонажей рассказа Р. Шекли «Демоны» (причём во всех обозначенных автором мирах). Защитный пятиугольник, как правило, вычерчивают. Он ограничивает область пространства, по сути ловушки, пределы которой нечистой силе покидать запрещено. Оказывается и люди в этом отношении вовсе не исключение. В рассказе Л. Нивена «Сходящаяся последовательность» человек, зная подмеченное ещё в античности свойство пентаграммы заключать в себя бесконечную математическую последовательность пятиконечных звёзд и пятиугольников, побеждает могущественного демона.

Усматривая преемственность египетского, кельтского и христианского аналогов-символов, находим ключ к пониманию козней сил Зла в романе К. Саймака «Братство талисмана» . В осквернённом храме они перевернули крест. Другой, более значимый талисман, о котором идёт речь в этом романе, — манускрипт на арамейском языке, в котором, возможно, содержатся доказательства реальности существования Иисуса. Хотя никакой древний текст нельзя считать прямым археологическим доказательством исторических фактов.

В романе Б. Стокера «Талисман мумии» , собственно талисман оказался с «приложением»: странной семипалой рукой цвета слоновой кости, покаравшей смертью несколько третьестепенных персонажей. Такова была магическая охрана для огромного рубина, вырезанного в виде скарабея с выгравированными на нем семью небесными звездами, а также иероглифами, означающими Любовь и Терпение. Эти знаки в сочетании дают власть соответственно над Верхним и Нижним мирами, а египетской царице Тере возможность воплотиться в теле другой женщины спустя тысячелетия.

Рисунок М. Уэлана к роману К. Саймака «Братство талисмана»

Талисманом может быть и живое существо. Капитана Джелико, персонажа романа Э. Нортон «Саргассы в космосе» , во всех звёздных странствиях сопровождает небольшая клетка с весьма несимпатичной инопланетной тварью. Из людей же можно припомнить лоцмана Битт-Боя, «приносящего счастье», с его способностью отводить беду или хотя бы нейтрализовать опасность (А. Грин. «Корабли в Лиссе» ).

Есть люди, которые искренне верят в могущество талисмана, даже если место его нахождения неизвестно и труднодоступно. По сути, не на что больше надеяться мальчику, чья мать смертельно больна (С. Кинг, П. Страуб. «Талисман» ). Сам же предмет поисков можно определить как общую ось альтернативных миров. Здесь явно требуется её хотя бы символическое,но материальное воплощение.

В этом отношении проще дела обстоят с перстнем, подаренным графиней Елизаветой Воронцовой А. С. Пушкину. Встроенный камень (одна из разновидностей халцедона) соответствовал месяцу его рождения, а стало быть, должен был приносить поэту удачу. В этом у Пушкина найдутся миллионы единомышленников, которые и в шутку, и всерьёз разделяют древнее поверье из области астрологии. «До последнего дня своей жизни носил Александр Сергеевич этот перстень на руке, считая его талисманом, надежным заслоном от бед и несчастий. Он очень любил этот перстень, дорожил им, посвятил ему даже несколько стихотворений». Именно благодаря этому обстоятельству персонажу рассказа А. Хлебникова «Талисман» удалось воспроизвести записи голоса знаменитости, автоматически сделанные камнем во время сильных эмоциональных порывов Пушкина.

Желая опять-таки уйти в сторону от ювелирных украшений, заметим, что магический охранитель может выглядеть и гораздо скромнее. В сказке Г. Х. Андерсена «Талисман» один из предметов нашего рассмотрения обозначен как лоскуток исподнего белья всем довольных и счастливых супругов.

Рисунок Маншу к роману С. Кинга и П. Страуба «Талисман»

В цикле А. Рудазова «Архимаг» Амулет Слуги представляет собой бронзовый, позеленевший от времени жетон на цепочке. На нём имеются надписи, сделанные на языке цивилизации — предтечи шумеров. Обладатель амулета может вызвать слугу, чьи возможности не превосходят возможностей обычного человека, а кое в чём и отстают технологически. Но сей слуга не зависит от окружающего его материального мира. Вспоминаются «двое из ларца» или даже пара колотушек из карельской сказки «Сума, дай ума!» . Амулет Слуги наряду с волшебной палочкой — своеобразный и универсальный аналог любого из магических предметов, собранных в пьесе С. Маршака «Умные вещи» . Здесь же, пусть и далеко не впервые, обозначена идея об избирательной силе талисманов и некоторых важных обязательств и качеств их обладателей.

Самую большую «коллекцию» талисманов собрал… Персей! Пройдя часть жизни, наполненную подвигами и сражениями, он счёл нужным возвратить магические предметы их прежним дарителям: шлем — Аиду, крылатые сандалии и чудесную сумку — нимфам, острый меч — Гермесу. Голову Медузы Горгоны отдал Афине Палладе. Это очень обдуманный поступок, ибо никто из простых смертных не сможет воспользоваться талисманом после собственной кончины. Двух Персеев тоже быть не должно, как например, не должно быть двух Гераклов… Наконец, талисман, должен обрести достойного преемника, иначе его воздействие может стать негативным. Некий Кэрмоди из-за случайной ошибки сумел заполучить Приз (по сути, уникальный талисман), да так и не сумел им толком воспользоваться (Р. Шекли. «Координаты чудес» ). С другой стороны, хорошо, что Кэрмоди не одолели амбиции и он не уподобился другому персонажу, решившему в одночасье стать Императором Галактики с помощью некоего обруча — порождения расы, жившей в предыдущей пульсации Метагалактики (Т. Суворова. «Чёрный талисман» ).

Нет, всё-таки мудр был или сам Персей, вовремя расставшийся со своими талисманами, а точнее, мудр народ, продумавший миф об этом герое до логически верного конца.

Источник статьи: http://fantlab.ru/term233

Александр Морок
Талисманы, амулеты, обереги

Глава 2
Сказочные талисманы

Говоря о талисманах, мы невольно вспоминаем сказки, в которых заговоренные вещицы и амулеты встречаются на каждом шагу и столь же привычны и естественны, как и все остальные предметы.

В настоящей жизни талисманы и амулеты – просто приятная экзотика. Люди с удовольствием погружаются в сказку, чтобы, почувствовать себя под защитой высших сил и сделать свою жизнь хоть чуточку счастливее.

Но иметь талисман – это не только радость, но и обязанность, то есть нужно обладать определенными знаниями, чтобы талисман приносил пользу, а не вредил своему владельцу. И кто же может лучше проинструктировать человека на этот счет, как не сами сказки, ведь в них отражен многовековой опыт человечества, все числа, цвета, металлы, амулеты носят символический характер, все они неоднократно проверены, нет ни одного случайного мотива – поэтому вы можете верить сказкам, как самым опытным и умным наставникам. Возможно, они все давно вам известны, однако попробуйте посмотреть на них с точки зрения исследователей, а не читателей.

Талисман – это то, что приносит человеку удачу, то, что может помочь ему выбраться из пропасти отчаяния, преодолеть все жизненные невзгоды и выйти сухим из воды. Но совершенно неверно приписывать амулету волшебные свойства, позволяющие его владельцу и в “ус не дуть”, ожидая, что все за него выполнит талисман, то есть устроит его личную жизнь, наладит отношения с людьми, даст хорошую работу и укрепит здоровье… Многие люди именно так и считают – раз это талисман, то пусть и хранит меня от всего на свете, так положено.

На самом деле амулет может только подтолкнуть человека, дать ему точку опоры, раскрыть его внутренние резервы и помочь проявить себя. Это не так уж и мало, если вдуматься. Человек, обращаясь за помощью к талисману, словно разговаривает сам с собой, он обретает чувство уверенности и не так уже боится грядущих неприятностей, ведь он не один в этом мире – его защищает талисман.

С древности люди знали, что такую защиту человеку может дать, в общем-то, любая вещь, это дело вкуса, традиции и желания того, кто выбирает себе талисман.

Лучшими амулетами становятся подаренные вещи, я об этом уже говорил, – все маги единодушно сходятся во мнении, причем дарить должен только тот, кто хорошо к вам относится, чтобы вместе с подарком передать вам свою положительную энергию, добрый заряд.

Если вы думаете, что это не такое важное условие, мол, лишь бы вещь была красивая, а там уж все равно, кто ее подарил, то вы глубоко ошибаетесь. Я сам был свидетелем пренебрежительного отношения к этому правилу, и видел, что из этого получилось.

Речь идет о моей знакомой, молодой актрисе Светлане К. Она только недавно вышла замуж, страстно любила своего мужа, но никак не могла успокоиться и перестать его ревновать к бывшей подружке, работающей с ними в одном театре, хотя сама понимала, что ведет себя неразумно. И чтобы преодолеть свою ревность и помириться с проигравшей соперницей, Светлана затеяла празднование своего дня рождения. Она позвала гостей, и в их числе была Катерина, бывшая подружка Светиного мужа. Таким образом моя знакомая хотела заставить себя принять Катю и не сердиться на нее больше, все-таки она ни в чем не виновата, тем более что в выигрыше-то осталась Светлана.

Все желали Свете добра, здоровья, радости. Катерина тоже не осталась в долгу. Она подарила Светлане гематитовые бусы и выразила убежденность, что ее подарок станет Светиным талисманом. То есть, говоря языком экстрасенсов, дала установку.

Светлана долго сопротивлялась, ей вовсе не хотелось носить эти бусы, хотя они, конечно, и красивые, и оригинальные, и гладкие, и подарены вроде бы от чистого сердца. Если бы она доверяла своей интуиции, наверное, у нее все было бы в порядке. Однако Света решила, что обязана хотя бы разок надеть эти бусы, чтобы не обидеть Катю и показать своему мужу и самой себе, что она больше не ревнует, что все наладилось.

И в тот же самый день, когда она с таким трудом уговорила себя надеть бусы из гематита, ей вдруг стало плохо, ощущение было такое, рассказывала она мне потом, будто ее кто-то душит, мешает дышать. В конце концов, ее увезла скорая. Закончилось все хорошо, но вывод Светлана для себя сделала – никогда не следует идти против своей интуиции. Не станет талисманом та вещь, которую ты надеваешь просто потому, что боишься обидеть человека, ее подарившего, или еще из каких-нибудь побуждений. Талисман – это только то, к чему лежит твоя душа, твое сердце.

Возможно, вы сочтете эту историю либо простым совпадением, либо результатом самовнушения… Пусть так, но какая разница, по какой именно причине вы не сможете принять талисман? Доверяйте себе, ведь нельзя подойти к проблеме выбора амулета логически, поскольку он сам – нелогичен, это сказка. А в сказке доводы разума – не самое главное. Вчитайтесь в свои любимые истории про Золушку, Кота в сапогах, Елену Премудрую, фей и принцесс, – все сказочные персонажи действуют импульсивно, руководствуясь своими эмоциями, а не умом.

Итак, еще раз подчеркну, что самый верный путь обрести хороший талисман – это получить его в подарок. Не случайно большинство волшебных сказок включает в себя эпизод дарения главному герою сапог-скороходов, ковра-самолета, красивой одежды, или чего-нибудь еще, причем дар осуществляется человеком, по достоинству оценившим нашего героя или героиню и желающим наградить его или ее за доброту или страдания.

Кто из нас не читал в детстве сказку “Золушка”? Правда, нам привычнее тот вариант, где в нужный момент является крестная-фея и превращает Золушку из замарашки в блистательную принцессу, само собой разумеется, все это делается с помощью волшебной палочки. Но есть и другой вариант, известный поклонникам творчества братьев Гримм. Их Золушка волшебно преображается благодаря помощи своей умершей матери, на чьей могиле она рыдает и сетует на несправедливость судьбы.

“… пошла Золушка на могилу к своей матери под ореховое деревце и кликнула:

Ты качнися-отряхнися, деревцо,
Кинься златом-серебром ты мне в лицо.

И сбросила ей птица золотое и серебряное платье, шитые шелком да серебром туфельки. Надела она быстро это платье и явилась на смотрины”.

Я не случайно привожу этот отрывок из сказки про девушку, попавшую, как говорится, из грязи в князи. Она была вознаграждена за свое терпение, доброту, чуткость и трудолюбие, птичка здесь – это помощь свыше, то, на что всегда рассчитывает человек, приобретая или создавая себе амулеты. А платье и туфельки в этой сказке не просто одежда, пусть даже такая богатая и роскошная, а нечто большее. Можно назвать ее талисманом, поскольку именно благодаря ей героиня сумела попасть в высшее общество и завоевать любовь королевича.

“А сводные ее сестры и мачеха об этом не знали и подумали, что это, должно быть, какая-то чужая королевна, – такая красивая была она в своем золотом платье. Им и в голову не приходило, что это Золушка; они думали, что сидит она дома в грязи и выбирает из золы чечевицу.

Вот вышел ей навстречу королевич, взял ее за руки и стал с ней танцевать. И не хотел он танцевать ни с какой другой девушкой, все держал ее за руку, и если кто подходил приглашать ее на танец, он говорил:

Проплясала она до самого вечера и хотела уже домой возвращаться, а королевич ей и говорит:

– Я пойду тебя проводить. – Ему хотелось узнать, чья это дочка-красавица; но она от него убежала…

Вернулись родители домой, видят – лежит Золушка в своей посконной рубахе на золе, и горит у печки тусклая масляная лампочка. А дело было так: Золушка быстро выпрыгнула с другой стороны голубятни и побежала к ореховому деревцу, там она сняла свое красивое платье и положила его на могилу; унесла его птица назад, и надела Золушка опять свою серую посконную рубаху и села в кухне на кучу золы”.

Интереснее всего то, что в этой сказке используется не один талисман, а несколько. Во-первых, это птица – благодаря ей обеспечивается связь света и тьмы, двух миров, реальности и высших сил. Во-вторых, это платье, в котором Золушка настолько преображается, что ее принимают как равную в благородном обществе, она получает и почет, и признание, и любовь, – в общем, все то, что люди называют удачей и к чему они стремятся. Чтобы обеспечить себе все то, чего достигла наша героиня, человек и придумывает талисман. Однако в этой сказке есть еще один талисман – растение, обратите внимание, Золушка трижды обращается к дереву со словами-заклинанием. “На другой день, когда пир начался снова и родители и сводные сестры ушли опять из дому, направилась Золушка к ореховому дереву и молвила так:

Ты качнися-отряхнися, деревцо,
Кинься златом-серебром ты мне в лицо.

И сбросила ей птица еще более пышное платье, чем в прошлый раз. И когда явилась она в этом платье на пир, каждый дивился, глядя на ее красоту. Королевич ждал, пока она не пришла, и тотчас взял ее за руку и танцевал только с нею одной. Когда к ней подходили другие и приглашали ее на танец, он говорил:

Не случайно в сказке представлены практически все возможные талисманы – это нагромождение символов позволяет нам понять значимость героини, ее богатый внутренний мир, ведь именно за ее прекрасные душевные качества она награждается всем тем, о чем только может мечтать человек. Она любит и любима, материально обеспечена, ее ценят и уважают.

Показательно и то, что в конце сказки талисманом становится часть ее туалета – вспомните туфельку, которую Золушка теряет, убегая с бала. Этот хрустальный башмачок приобретает магические свойства не случайно – этим подчеркивается привилегированное положение героини. Ведь не туфли ее сестер становятся мерилом, их большие ступни не являются идеалом, и от того, влезет ли на них маленькая туфелька Золушки, зависит дальнейшая судьба этих злобных девиц. Конечно же, заветная туфелька никому, кроме своей законной хозяйки, не подходит, как и следовало ожидать, на то она и талисман. Кстати, одно из важнейших правил – не дарите никому своих талисманов, даже если вы делаете это из лучших побуждений, и сами тоже не принимайте в подарок чужие амулеты. Сами посудите, ведь они предназначались конкретному человеку, значит, другому хозяину они не принесут удачи.

Есть еще одно важное условие – мало просто принять подарок, нужно помимо этого уметь держать язык за зубами и никому не рассказывать о своем талисмане. Наверное, это одно из самых сложных требований, так как человеку свойственно хвастовство, иной раз так тяжело удержаться и не раскрыть секрет! Но если вы к талисману относитесь серьезно, не как к красивой, но бесполезной безделушке, то постарайтесь выполнить и это условие. Во всех сказках делается особый упор на тайну, герою надлежит молчать, иначе магический предмет утратит всю свою силу (и конечно, неразумные Иванушки вечно делают все не так, как им велят умные люди, от этого непослушания и все их беды проистекают; так что учитесь на их отрицательном примере и сами будьте мудрее!). Это не так сложно на самом деле, соблюдайте лишь указания того, кто дарит Вам талисман, поскольку слово дарителя – это своеобразное заклинание.

В русской народной сказке “Волшебное кольцо” Мартын спасает змейку и относит ее змеиному царю. За его услужливость, доброту и целый ряд положительных качеств ему полагается награда, поэтому вполне естественно, что отец спасенной змейки предлагает молодцу щедрые дары. Тот, однако, предпочитает получить весьма сомнительный подарок, поскольку тот требует к себе особого отношения и не терпит небрежности.

“Долго шли они подземным ходом, вдруг забрезжил свет – все светлей да светлей, и вышли они на широкое поле, под ясное небо; на том поле великолепный дворец выстроен, а во дворце живет отец красной девицы – царь той подземельной стороны.

Входят путники в палаты белокаменные, встречает их царь ласково. “Здравствуй, – говорит, – дочь моя милая; где ты столько лет скрывалась?” – “Свет ты мой батюшка! Я бы совсем пропала, если б не этот человек: он меня от злой неминучей смерти освободил и сюда, в родные места, привел!” “ – Спасибо тебе, добрый молодец! – сказал царь. – За твою добродетель наградить тебя надо; бери себе и злата, и серебра, и каменьев самоцветных, сколько твоей душе хочется!” Отвечает ему Мартын, вдовин сын: “Ваше царское величество! Не требуется мне ни злата, ни серебра, ни каменьев самоцветных; коли хочешь жаловать, дай мне колечко со своей царской руки – с мизинного перста. Я человек холостой – стану на колечко почаще посматривать, стану про невесту раздумывать, тем свою скуку разгонять!” Царь тотчас снял кольцо, отдал Мартыну: “На, владей на здоровье, да смотри: никому про кольцо не сказывай, не то сам себя в большую беду втянешь!”

То есть владей, конечно, но не забывай, что это не просто подарок, это обязательство, которое человек добровольно на себя накладывает.

Однако магическим действием обладают не только вещи, найденные главным героем или врученные ему в качестве награды за его самоотверженность или душевную чистоту. В сказках талисманы встречаются буквально на каждом шагу, мы уже рассмотрели “Золушку”, где магическими свойствами наделены и растения, и животные. Однако я еще не упомянул об одном чрезвычайно важном талисмане – числах.

Число в сказках занимает особое место, можно сказать, оно доминирует. Вы это поймете сами, если заглянете в оглавление любого сборника сказок: “Три орешка для Золушки”, “Три поросенка”, “Двенадцать месяцев”, “Два брата” и так далее. Даже в тех случаях, когда в названии сказки нет числа, оно все равно присутствует там незримо – ”Иван-царевич и серый волк”, “Барин и мужик”, “Лиса и журавль”. Это очень важный момент, на него следует обратить самое пристальное внимание.

Самое частое число в сказках, конечно, тройка. Оно окружает героев со всех сторон, это три брата или три сестры, три дня и три ночи, проведенные в пути или на страже чего-либо, три раза приходится повторять героям заклинания и совершать подвиги, и так далее. В одной из сказок братьев Гримм числа прямо-таки наскакивают друг на друга, усиливая воздействие на человека числовой магии. Причем обратите внимание на то, какие именно числа используются в этой сказке, поскольку здесь ничего нет случайного.

“Давным-давно жил на свете портной. Было у него три сына и одна-единственная коза; она их всех молоком кормила, и потому приходилось за ней ухаживать как следует – каждый день гонять ее на пастбище.

Сыновья пасли козу каждый по очереди. Погнал ее раз старший сын пастись на кладбище, а трава росла там высокая да сочная, вот коза щипала траву и прыгала. Вечером, когда надо было уже домой возвращаться, он у нее и спрашивает:

– Сыта ли ты, коза моя?

Ответила коза:
Я уж так сыта,
Что не съесть мне больше ни листа.
Ме-ме!

– Ну, ступай домой, – сказал мальчик. Взял ее за веревочку, привел в стойло и крепко привязал.

– Ну, – спросил старик-портной, – наелась ли коза наша досыта?

– О, – ответил сын, – она уж так сыта, что не хочет больше ни листа.

Но захотелось отцу самому в этом убедиться, и он пошел в стойло, огладил любимую свою козочку и спрашивает:

– Сыта ли ты, коза моя?
И ответила ему коза:
С чего же быть мне сытою?
Скакала я через могилочку
И съела лишь былиночку.
Ме-ме!

– Что я слышу! – воскликнул портной, выскочил из стойла и говорит сыну:

– Эх ты, лгунишка, что же ты говоришь, что коза наша сыта, а она-то совсем голодная! – и, разгневавшись, он взял со стены свой аршин, побил сына и прогнал его со двора”.

Разумеется, эта история повторялась еще дважды, то есть три раза коза оговаривала сыновей, трижды гневался на них отец, бил и выгонял своих детей из дома. Не стоит особо задумываться над поведением отца, так как в конечном счете мы придем к выводу, что оно лишено логики: если коза умеет говорить (сказочное допущение), то почему бы отцу сразу не обращаться со своими вопросами к козе, зачем подвергать своих сыновей унизительной проверке? Но видимо, все дело в числах. Не удивляйтесь, сыновей-то трое, а коза одна, то есть она – это как бы стержень, основная линия. Не даром отец предпочел выгнать сыновей из дому, но ни на секунду не усомнился в правдивости козы, пока не остался с нею на равных, то есть один на один.

“И остался старик-портной один со своею козою. На другое утро зашел он в стойло, начал ласкать и гладить козу и говорит:

– Иди, моя милая козочка, я уж сам тебя поведу на пастбище. Взял он ее за веревку и завел в зеленые кусты, где росла трава-деревей и другие растения, которые так любят щипать козы.

– Тут уж ты хоть раз, а вдосталь наешься, – сказал он и оставил ее пастись до самого вечера. А потом спрашивает ее:

– Сыта ли ты, коза моя? И она ответила:

Я уж так сыта,
Что не съесть мне больше ни листа.
Ме-ме!

– Ну, так ступай тогда домой, – сказал старик, отвел ее в стойло и привязал крепко-накрепко. Он ушел, а потом вернулся опять и спрашивает:

– Ну, что, а теперь-то ты сыта?
Но коза ответила то же, что и сыновьям:
С чего же быть мне сытою?
Скакала я через могилочку
Да съела лишь былиночку.
Ме-ме!

Услыхал это портной да так и остолбенел; он понял, что понапрасну выгнал своих трех сыновей из дому”.

Сказочную символику нужно уметь расшифровывать, поскольку прямое толкование приведенной выше истории может вызвать у читателя только недоумение. Почему старик вернулся в стойло и снова спросил у козы, наелась ли она? Ведь он уже выяснил все, что хотел. Может быть, он подозревал козу во лжи? Но тогда почему он не разобрался во всем тогда, когда сыновья были еще дома? Возможно, он хотел избавиться от своих детей и только искал повод, чтобы выгнать их из дому, и коза была просто удобным случаем?

Можно гадать до бесконечности, но это не приведет ни к чему, ведь сказка – это не логическая цепочка событий, не пересказ реального случая, скорее, это нагромождение символов. Иногда они замаскированы (многочисленные сказки, похожие на жизненные ситуации), но чаще всего символы настолько ярки и гротескны, что сами бросаются в глаза. Поэтому и воспринимать их надо как нечто, передающее информацию не путем открытого предоставления фактов на наш суд, а способом воздействия на человеческое подсознание. Каждое число несет в себе целый мир, разум не всегда может понять это скрытое значение, однако интуитивно люди чувствуют власть определенных чисел на свою жизнь, и сказки наиболее ярко отражают их представление об этом.

Чуть позже мы вернемся к числам и использованию их людьми в качестве талисманов, сейчас же для нас главное – не подробное рассмотрение каждого отдельно взятого амулета или талисмана, а их многообразие.

Частым талисманом становится цвет. Иногда он принадлежит конкретному герою и связывается в нашем сознании с определенным персонажем. В этом случае цвет выражает хорошие или плохие черты и качества того, кому он принадлежит. Например, Мальвина с голубыми волосами или знаменитая Красная Шапочка. Хотя, конечно, в этих случаях цвет является скорее не талисманом, а выразителем индивидуальности героев.

Иногда цвет и цветок выступают как единое целое, в этом случае не только человек сравнивается с цветком (страстный, как роза; самовлюбленный, как нарцисс; строгий, как тюльпан, и так далее), но и цветку приписываются человеческие качества. То есть можно сказать, что в этом случае происходит взаимовлияние, устанавливается прочная связь между человеком и его живым талисманом.

Подтверждение тому мы можем найти в известной сказке “Белоснежка и Алоцветик”, где девочки сравниваются с розами, а розы похожи на девочек, как два деревца растут рядышком, так и сестры жить друг без друга не могут.

“Жила бедная вдова одна в своей избушке, а перед избушкой был у нее сад; росло в том саду два розовых деревца, и цвели на одном белые розы, а на другом – алые; и было у нее двое детей, похожих на эти розовые деревца, звали одну – Белоснежка, а другую – Алоцветик. Были они такие скромные и добрые, такие работящие и послушные, что таких еще и не было на свете; только Белоснежка была еще тише и нежней, чем Алоцветик. Алоцветик все больше прыгала и бегала по лугам и полям, собирала цветы и ловила бабочек; а Белоснежка – та больше сидела дома возле матери, помогала ей по хозяйству, а когда не было работы, читала что-нибудь вслух. Обе сестры так любили друг друга, что если куда-нибудь шли, то держались всегда за руки, и если Белоснежка, бывало, скажет: “Мы всегда будем вместе”, – то Алоцветик ей ответит: “Да, пока мы живы, мы никогда не расстанемся”, – а мать добавляла: “Что будет у одной из вас, пусть поделится тем и с другой”.

Как мы видим, цветы влияют на девочек, как бы распространяя на них свои качества: белая роза наделила свою хозяйку нежностью и кротостью, а алая роза дала другой девочке веселый нрав и горячий темперамент. Роза – это всеми почитаемый цветок, он приносит с собой любовь, и те люди, чьим талисманом он становится, никогда не останутся в одиночестве.

Вот и девочки в конце сказки находят свою любовь, они счастливы и полны радужных надежд. И опять-таки розовые деревца становятся символом их будущей прекрасной жизни, в этом случае розы – отражение душ Белоснежки и Алоцветика.

“И вышла Белоснежка за королевича замуж, а Алоцветик – за его брата; а большие сокровища они поделили между собой поровну. Мать-старуха жила еще долгие годы счастливо и спокойно вместе со своими детьми. Два розовых деревца она взяла с собой, и они росли перед ее окном, и каждый год зацветали на них прекрасные розы – белые и алые”.

Другой излюбленный талисман сказок – это животное, защищающее своего хозяина от напастей и тревог, приносящее ему богатство и успех в любви. Если в “Золушке” птица была просто связующим звеном между двумя мирами, то в некоторых сказках звери или птицы целиком и полностью заменяют собой высшую силу, обеспечивая главному герою и защиту, и помощь, принося ему утешение в несчастье и благополучие в жизни.

Такой талисман является одним из самых древних, здесь сказалось влияние тотемизма – в древности каждое племя поклонялось своему животному, наделяя его могущественной силой и необыкновенным влиянием на судьбы людей. Вера эта постепенно исчезала, но сохранилась как пережиток в песнях, былинах, сказках и преданиях. До сих пор некоторые индейские племена поклоняются животным, а в Индии существует культ священной коровы.

Поэтому не стоит удивляться тому, что сказки изобилуют животными, обладающими магической силой. В жизни, между прочим, тоже не так уж мало людей считают своих домашних любимцев талисманами – черных кошек, например, или черных пуделей. Конечно, их питомцы не способны на такие чудеса, как сказочные звери, но все-таки они ограждают своих хозяев от нечистой силы и, что самое главное, прибавляют им уверенности в себе и в успехе задуманного предприятия.

Сказка – это гипербола. Кот в сапогах, к примеру, наделен гораздо более острым и глубоким умом, чем его хозяин, о счастье которого зверек так печется. А Сивка-Бурка – не просто лошадь, скорее она выполняет роль советчика, наставника главного героя, и без нее он ничего не может сделать. Та же история и с Коньком-Горбунком, который буквально шаг за шагом выводит Иванушку из нищеты на вершину жизненного успеха. Как правило, звери за это ничего не просят, кроме обычного внимания и ласки. Это легко объясняется тем, что какими-то своими предыдущими делами, страданиями, или еще чем-нибудь главный персонаж уже заслужил помощь и поддержку, вот звери и выполняют свой долг перед человеком. Они как бы перестают быть животными со своими потребностями, чувствами и желаниями, абстрагируются, становятся талисманами, отказываясь от себя во имя человека.

Типичный пример такого отречения от своей природной сущности ради блага человека мы находим в сказке “Крошечка-Хаврошечка”. Типичная для сказок ситуация – мачеха обижает свою падчерицу, холит и лелеет своих родных дочек, а неродную постоянно заставляет работать до изнеможения. Крошечка страдает, но молча терпит все придирки мачехи. Но есть у нее одна отдушина – корова, которая во всем помогает бедной девушке, заменяя ей и мать, и подруг, и всех на свете. Помогает, конечно, по-сказочному.

“Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать: “Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят.

К завтрему дали пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать”. А коровушка ей в ответ: “Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано”. Так и сбывалось. Вылезает красная девица из ушка – все готово: и наткано, и побелено, и покатано. Отнесет к мачехе; та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей еще больше работы задаст. Хаврошечка опять придет к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет принесет”.

Разумеется, Злые люди позарились на счастье Хаврошечки и захотели оставить девушку без защиты и ласки. Но так как в сказке добро всегда побеждает, то вполне естественно, что даже самые неблагоприятные жизненные обстоятельства не могли лишить талисман Крошечки магической силы.

“Побежала Хаврошечка к коровушке: “Коровушка-матушка! Тебя хотят резать”. – “А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водой их поливай”. Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки каждый день в саду поливала, и выросла из них яблонька, да какая – боже мой! Яблочки на ней висят наливные, листвицы шумят золотые, веточки гнутся серебряные; кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – тот заглядывается”.

Из талисмана-животного постепенно получился талисман-растение, такая метаморфоза не редкость в сказках, поскольку основная идея – это помощь главному герою, а кто или что ее будет осуществлять – не так уж и важно. Выросшая из костей коровы яблонька помогла Хаврошечке добиться любви, материального благополучия и положения в обществе.

“Случилось раз – девушки гуляли по саду; на ту пору ехал по полю барин – богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, затрогал девушек: “Девицы-красавицы! – говорит он. – Которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет”. И бросились три сестры одна перед другой к яблоньке. А яблочки-то висели низко, под руками были, а то вдруг поднялись высоко-высоко, далеко над головами стали. Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучья косы расплетают; как ни бились, ни метались – ручки изодрали, а достать не могли.

Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились. Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать”.

Иногда в сказках с подобным сюжетом сообщается, что хотя, героиня и покинула родные края, но свой талисман (яблоньку или любимое животное) она увезла с собой.

Но в этом отрывке про Крошечку-Хаврошечку проскальзывает еще один интересный мотив – его можно назвать цветовым, но подоплека здесь явно металлическая. Я говорю о золотых листочках и серебряных веточках. Это не просто яркая окраска, нет, – это символ престижа, жизненного успеха, богатства и счастья. Здесь они используются для того, чтобы выделить хаврошечкину яблоню из ряда других плодовых деревьев, наградить ее чертами истинного талисмана.

Вообще, это не случайное явление – в сказках в золото одеваются и на золоте едят только люди, обладающие прекрасными душевными качествами. Если вы вспомните, колдуны и ведьмы, как правило, носят грязную и порванную одежду, в лучшем случае, их наряды черны или серы.

Я не буду останавливаться здесь на символике цветов, поскольку речь об этом пойдет в дальнейшем. Я хочу привлечь ваше внимание к металлам, которые тоже могут выступать в качестве талисмана. Не думайте, что только в наше время человек стал приписывать золоту и серебру особые свойства, с древности люди отмечали необыкновенные качества этих и других металлов, стремились узнать о них побольше их и использовать на практике. Фольклор просто отразил эти поиски и наглядно продемонстрировал иерархию металлов. Если попытаться проследить мытарства Иванов-царевичей по разным сказкам, то вскоре мы обнаружим одну закономерность – странствуя, он непременно проходит через несколько царств, причем один дворец оказывается лучше другого, и это улучшение идет по восходящей линии: от самого скромного к самому роскошному. И в описании царств чаще всего используется “металлическая” терминология.

“Шел-шел, шел-шел, увидел медное царство: во дворе сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца хитрыми узорами-городами с пригородками.

– Здравствуй, Иван-царевич! – говорит царевна медного царства.

– Куда идешь, куда путь держишь?

– Иду свою матушку искать!

– Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; он хитер и мудер, по долам, по вертепам, по облакам летал! Он тебя, добра молодца, убьет! Вот тебе клубочек, ступай к моей средней сестре – что она тебе скажет. А назад пойдешь, меня не забудь!”

Иван-царевич покатил клубочек и пошел вслед за ним. Приходит в серебряное царство, и тут сидят тридцать три девицы-колпицы…

Приходит Иван-царевич к золотому царству, и тут сидят тридцать три девицы-колпицы, полотенца вышивают. Всех выше, всех лучше царевна золотого царство – такая краса, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Говорит она: “Здравствуй, Иван-царевич. На тебе клубочек, ступай в жемчужное царство: там твоя мать живет…” Как видите, на вершине пирамиды оказался драгоценный камень. Все лучшее относится к тому, что погружено в жемчужное сияние, окутано таинственностью этого камня, особенно полезно вспомнить, что жемчуг – камень растительного происхождения, поэтому он обладает несомненной душой. Впрочем, по мнению древних, душа есть у всех камней, именно поэтому люди так часто используют их в качестве оберегов, лечатся ими и так далее. Но на этом мы остановимся позже, в отдельной главе.

Источник статьи: http://fictionbook.ru/author/aleksandr_morok/talismanyi_amuletyi_oberegi/read_online.html?page=2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *