Что надо для обряда венчания



Чистота души и плоти: самая полная инструкция по тому, что нужно для венчания в церкви

Венчание – важный шаг в жизни пары, вершина брачных отношений, и готовиться к нему стоит по-особенному. Так как обряд духовный, то в первую очередь необходимо настроиться на таинство, очистить помыслы и тело для серьезного обета. Но и мирские дела – выбор костюмов, дополнительных элементов обряда, места, даты и другие организационные моменты списать со счетов не удастся.

Значение обряда


Последние годы всё большее количество пар не только расписываются в загсе, но и решают соединить судьбы в церкви. Следует осознать глубинную важность этого шага.

Происходящее во время таинства волнительно не менее, чем подготовка к нему. Чтобы в спешке не забывать важные детали, начните готовиться заранее. Продумать необходимо каждую мелочь: начиная от духовных моментов (исповедь, пост, покаяние) и заканчивая материальными – платьем невесты, составлением списка гостей, выбором даты, места, организацией празднования после обряда, закупкой всех необходимых атрибутов (кагора, свечей, рушника, колец, икон).

Как подготовиться и выбрать место?

На первом этапе следует выбрать храм, в котором вы скрепите ваши судьбы в одну. Это необязательно должна быть богато украшенная церковь. Некоторые молодожёны, напротив, выбирают небольшие сельские приходы, например, те, где их крестили.

Чрезвычайно важны собственные ощущения под сенью храма. Вы должны чувствовать спокойствие и благодать, если же что-то не нравится или беспокоит, то, возможно, стоит поискать другую церковь. Не меньше внимания уделите священнику, которому предстоит проводить обряд. Батюшка должен вызывать доверие, проявлять благосклонность и понимание, научить и рассказать о важных моментах таинства, а не упрекать вас в незнании канонов.

Если вы воцерковлены, то проблемы не возникнет. Венчайтесь у своего батюшки, к которому ходите исповедоваться. Это лучшее решение. Если же ваше знакомство с православием началось не так давно, то будьте готовы к небольшому собеседованию. Священник должен убедиться что вы, во-первых, понимаете, что представляет собой таинство, а не гонитесь за модным красивым ритуалом, а во-вторых – готовы нести узы брака. С батюшкой можно обсудить другие спорные моменты – о внешнем виде, фотосъемке в стенах храма, наилучшей дате.

Дополнительные приготовления придётся провести людям, вступающим в брак не впервые. В зависимости от ситуации потребуется или обычное покаяние с благословением на второй брак, или разрешение от архиерея.

Православные запреты в церкви

Существуют некоторые церковные запреты на брак. Одни правила соблюдаются строго, другие – имеют исключения.

Наиболее полный список причин, по которым вам могут отказать в таинстве, следующий:

  • Вы являетесь друг другу кровными или духовными родственниками;
  • Один из новобрачных несовершеннолетний или недееспособный;
  • У одного из супругов это уже 4 брак, причём считаются не только венчанные, но и светские, и гражданские;
  • Ещё не расторгнут предыдущий брак или не зарегистрирован этот – в церковь необходимо принести свидетельство из загса;
  • Кто-то из новобрачных принадлежит к другой конфессии, некрещён или атеистом. Исключения в частном порядке могут сделать для протестантов и католиков, но лишь в случае, если семья пообещает, что воспитывать детей будут в православной традиции;
  • Не венчают женщин старше 60 и мужчин после 70 лет – эти возрастные рамки ограничивают возраст возможного деторождения.

Как выбрать дату?


При выборе даты следует воспользоваться церковным календарём или посоветоваться с батюшкой. В любом случае невозможно назначить таинство на вторник, четверг или субботу. Полностью выпадают Великие посты, Пасхальная и Масленичная недели, двунадесятые, престольные и великие церковные праздники. Кроме того, венчание никогда не проводится ночью.

Женщинам стоит помнить и о ещё одной детали – во время месячных находиться под сводами храма строжайше запрещено, поэтому при выборе даты таинства, сверяйтесь с собственным календарём.

Если учитывать и народные приметы, то исключается май – «всю жизнь будете маяться», а наиболее благоприятным периодом является лето, особенно август.

Что делать перед таинством?

Претворяет таинство пост, исповедь и причастие.

Перед венчанием необходимо духовно очиститься и настроиться на сакральность момента. Для этого новобрачным следует три дня поститься – не есть животной пищи (молочных продуктов, мяса, рыбы, яиц). Стоит отказаться от алкоголя и по возможности от курения.

Если у вас медицинские противопоказания к такой диете или вы занимаетесь тяжёлым физическим трудом, то посоветуйтесь с батюшкой. Возможно, он сделает послабления. Смысл поста не столько в пищевых ограничениях, сколько в том, чтобы перенести фокус с плотского на духовное.

Исповедь


Исповедаться обоим новобрачным необходимо накануне таинства. Не стоит бояться этого момента, батюшка – не строгий обвинитель, а посредник между вами и Богом, помогающий очистить душу и примириться с собой.

На исповеди важно без утайки рассказать обо всём, что тревожит и гнетёт, о не самых красивых поступках, словах и даже мыслях. Не бойтесь, что ваши слова пойдут дальше – это совершенно исключено. После беседы со священником непременно станет легче, и в новую венчанную жизнь вы войдёте обновлёнными и счастливыми.

Причастие

Причастие вы получите в день венчания, на утренней литургии. Оно представляет собой ложечку красного вина и хлеб, которые каждый прихожанин вкушает из рук священника.

Если вы не исповедовались, то и на причастие не имеете права. Считается, что обряд позволяет почувствовать благодать, а перед венчанием это достаточно важно. Перед причастием с полночи не стоит есть, пить, курить.

Послабления возможны, например, людям со слабым здоровьем. Разрешается перекусить тем, кто опасается голодного обморока, но пища в любом случае не должна быть животного происхождения, жирной или роскошной. Лучше всего, если это будет йогурт или сладкий чай.

Подготовка набора атрибутов – список

На самом таинстве вам понадобятся следующие вещи:

  • венчальные кольца;
  • рушник – большое полотенце белого или розового цвета, символизирующее жизненный путь, оно должно быть большим настолько, чтобы вы оба могли на него встать;
  • свечи;
  • платочки для держания свечей;
  • бутылка церковного кагора;
  • иконы Божьей Матери и Спасителя.

Их можно купить как специальным набором, так и подобрать отдельно, именно такие, какие вам нравятся.

Иконы и крестики


Наилучший вариант – получить образа в подарок от родителей, но если это невозможно, то можно купить новые. Икона Спасителя предназначается жениху, Божьей Матери – невесте. Образами молодых благословит священник, а после обряда иконы будут защищать семью, находясь на почётном месте в доме.

Нательный крестик – обязательный атрибут для любого православного, который необходимо носить не снимая. Естественно, на важнейшее таинство его также важно иметь всем присутствующим: и новобрачным, и гостям.

Кольца

По традиции кольца жениха и невесты отличаются материалом. Жених приносит золотое, символ Христа, солнца, мужского начала. Невеста – серебряное, знак луны, церкви и женского начала.

Поскольку во время церемонии вам предстоит обменяться украшениями трижды, то на невесте останется кольцо мужа, как знак его защиты и ответственности, а на женихе – кольцо жены, как знак её беззаветной верности и покорности.

Это правило не является обязательным, поэтому при желании вы можете выбрать одинаковые кольца – из белого или жёлтого золота, серебра, платины. А вот бижутерия совершенно не подойдёт. Строгий батюшка может отказаться класть такие украшения на алтарь для освящения.

Кольца для венчания, в отличие от обручальных, лучше выбирать простые, без вычурного необычного декора, больших ярких камней, неожиданных элементов. Венчальные кольца не принято снимать никогда, поэтому простой элегантный дизайн избавит вас также от сложностей с подбором гардероба к этому аксессуару.

Возможны как гладкие украшения, так и с гравировкой. Это могут быть молитвы, ваши имена, дата свадьбы, слово «любовь», общая фамилия. Допустимы также и венчальные перстни.

Свечи и вино

Свечи лучше всего купить в церковной лавке, там они обычно наилучшего качества. Впрочем, подойдут и декоративные венчальные восковые свечи, предварительно освященные батюшкой.

Не забудьте приобрести платочки – чисто-белые, простые или украшенные вышивкой и кружевом. Они понадобятся вам, чтобы обернуть основание свечи, иначе воск будет капать на руки.

Кагор является традиционным вариантом вина, но подойдёт любое красное креплёное. Вино в процессе церемонии предстоит пить молодым из одной чаши – символа постоянного общения и радости брачной жизни.

Венцы

Украшенные короны, которые держат над головами молодых, а иногда и надевают, символизируют то, что в этот миг новобрачные – цари собственной жизни, дошедшие до светлого и важного момента создания освящённой семьи.

Кроме того, это и знак Царствия Небесного, ведь на мистериальном уровне жених представляет Христа, а невеста – церковь, сочетающуюся с ним браком. Вместе с тем венец – и знак мученичества, того, что брак – не только счастье, но и сложности, которые необходимо преодолеть достойно.

Венцы обычно выдают в самом храме, поэтому если вам не сказали иного, покупать их не следует.

Правила дресс-кода

Платье невесты не обязательно должно быть белым, но цвет в любом случае стоит подбирать светлый. Яркие и тёмные оттенки исключены. Не стоит надевать слишком откровенные, обтягивающие, роскошные наряды – они будут совершенно неуместны. Отличный выбор – закрытое скромное платье, скрывающее колени, зону декольте и плечи. Если рукав платья слишком короткий, то позаботьтесь о перчатках, которые придется снять перед обменом кольцами. Другой вариант – кружевной пиджак или болеро.

Не забудьте о том, что все женщины должны покрыть в храме голову. Невеста может накрыть волосы фатой, накидкой, платком. Если выбор пал на фату, то она обязательно должна закрывать волосы. Лучше других подойдет вариант с креплением аксессуара на макушке и открытым лицом. Присутствующим на празднестве женщинам также нужно покрыть голову платком. Лучше – нарядным и светлым, ведь праздник – радостный.

Что касается жениха и гостей мужского пола, то им лучше всего выбрать строгие простые наряды, без ярких кричащих деталей. Обычный чёрный или тёмно-синий костюм прекрасно подойдет. Помните, что мужчины не могут находиться в храме в головных уборах.

Стоимость

Почти всех интересует вопрос, сколько стоит венчание? По церковным законам никакого прайс-листа не существует. Венчание, как и другие таинства, не покупаются и не продаются. Но после обряда по традиции прихожане имеют возможность оставить добровольное пожертвование храму, причём его сумма не регламентируется.

В наиболее известных соборах – в храме Христа Спасителя в Москве или в Казанском соборе в Санкт-Петербурге обычно оставляют от 10000 рублей. В менее известных церквях нерегламентированная цена колеблется от 500 до 5000 рублей.

Если у вас финансовые проблемы – это не помеха. Всегда можно предупредить батюшку, и вам, скорее всего, пойдут навстречу.

Какие документы нужны?


На само венчание вам понадобятся только паспорта со штампом и свидетельство о браке из загса. Вступающим в брак повторно дополнительно понадобится разрешение от архиерея и свидетельство о разводе.

Сложнее обстоят дела, если вы решили венчаться не в России, а в другой православной стране. Тогда ко всему прочему вам понадобятся:

  • свидетельство о крещении в православной вере;
  • свидетельство из вашего прихода, которым священник подтвердит, что вы можете венчаться;
  • свидетельство о рождении;
  • загранпаспорт.

Все документы нужно перевести на английский и нотариально заверить.

Выбор свидетелей

В отличие от гражданского торжества, для венчания в качестве свидетелей лучше выбрать двоих мужчин, крепких и чуть выше вас ростом, ведь им придётся долго держать на вытянутых руках тяжёлые венцы над головами новобрачных.

Вы можете выбрать родственников или близких друзей, но важно, чтобы они были крещёными православными, ведь атеисты и представители других конфессий на венчание не допускаются.

Свидетели ни в коем случае не должны быть разведёнными или живущими в гражданском браке. Лучше выбирать людей, которые вызывают у вас уважение и живут по православным законам, ведь они станут практически вторыми родителями, духовными наставниками для молодых.

Также возможен вариант женатой пары в качестве свидетелей, но это не должны быть родители жениха или невесты.

Полезное видео

Провести обряд венчания в православной церкви можно в любое время — в день свадьбы, через несколько дней, через неделю или года. Неважно, когда вы на этот шаг решитесь. Главное — соблюсти все условия, которые предусматривает церковь. О том, что надо учесть при венчании и подготовке к нему в видео:

Заключение

Подготовка к таинству венчания – практически такой же волнующий момент, как и сам обряд. Стоит хорошенько продумать все организационные моменты, но главное – настроиться духовно. И тогда праздник навсегда останется в душе светлым воспоминанием.

Источник статьи: http://wedus.online/tradisii/venchanie/chto-nuzhno.html

Таинство Венчания: от А до Я

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания — женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству — это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:

  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).
  • Что надо знать свидетелям?

    В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) — восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

    Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть — по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

    О поведении в храме во время Таинства Венчания

    Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах — женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

    Как происходит обручение?

    Венчанию предшествует обручение.

    Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

    Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

    То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

    Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

    Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

    Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
    Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

    По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

    Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

    Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте — это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества — благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

    Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

    Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

    После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

    Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

    Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

    После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

    Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

    Как совершается венчание?

    Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

    Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

    Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

    Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
    ( “Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

    И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

    Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» («“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)— “Нет, не связана”.

    Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно—главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

    Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью — чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

    После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

    Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

    Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

    Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

    После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью — о благословении Божием, — теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

    Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

    Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

    Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

    Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

    Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

    Возложение венцов и слова священника:

    “Господи наш, славою и честью венчай их” — запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи — малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

    Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20—33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене—это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу—подобие отношения Церкви ко Христу Это—взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

    Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа — призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому — Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4—5).

    Муж и жена — члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

    После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1—11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,— явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

    После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их — нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

    Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

    В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

    После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

    Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

    Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

    При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

    При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

    Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

    Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

    “Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

    “И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

    Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

    Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених — к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.

    Какой должна быть свадебная трапеза?

    Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, — от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.

    После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.

    Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

    Что может препятствовать христианскому браку?

    Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

    Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

    Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

    Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.

    Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

    Еще одно препятствие к совершению браковенчания — кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

    Когда не совершается венчание?

    Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.

    Источник статьи: http://www.pravmir.ru/tainstvo-venchaniya/

    Венчание: подготовка, условия, совершение

    В Таин­стве Брака Бог подает буду­щим супру­гам, при обе­ща­нии ими хра­нить вер­ность друг другу, бла­го­дать чистого еди­но­ду­шия для сов­мест­ной хри­сти­ан­ской жизни, рож­де­ния и вос­пи­та­ния детей.

    Жела­ю­щие вен­чаться должны быть веру­ю­щими кре­ще­ными пра­во­слав­ными хри­сти­а­нами. Они должны глу­боко осо­зна­вать, что само­воль­ное рас­тор­же­ние брака, утвер­жден­ного Богом, также как и нару­ше­ние обета вер­но­сти, есть без­услов­ный грех.

    Как гото­виться к таин­ству вен­ча­ния

    Брач­ная жизнь должна начи­наться с духов­ного при­го­тов­ле­ния.

    Если жених и неве­ста ещё не воцер­ко­в­лены, то до брака им жела­тельно испо­ве­даться и при­ча­ститься Святых Тайн (для верных регу­ляр­ное при­ча­ще­ние — это норма). Тре­бу­ется, чтобы они за несколько дней до этого дня под­го­то­вили себя к Таин­ствам испо­веди и при­ча­стия.

    Для бра­ко­вен­ча­ния нужно при­го­то­вить две иконы — Спа­си­теля и Божией Матери, кото­рыми во время Таин­ства бла­го­слов­ляют жениха и неве­сту. Раньше эти иконы бра­лись из роди­тель­ских домов, они пере­да­ва­лись как домаш­няя свя­тыня от роди­те­лей к детям. Иконы при­но­сятся роди­те­лями, а если они не участ­вуют в Таин­стве брака — жени­хом и неве­стой.

    Жених и неве­ста при­об­ре­тают обру­чаль­ные кольца. Кольцо — знак веч­но­сти и нераз­рыв­но­сти брач­ного союза. Одно из колец может быть золо­тым, а другое сереб­ря­ным. Золо­тое кольцо сим­во­ли­зи­рует своим блес­ком солнце, свету кото­рого упо­доб­ля­ется муж в брач­ном союзе; сереб­ря­ное — подо­бие луны, мень­шего све­тила, бли­ста­ю­щего отра­жен­ным сол­неч­ным светом. Теперь для обоих бра­чу­ю­щихся поку­па­ются, как пра­вило, золо­тые кольца. Кольца могут иметь также укра­ше­ния из дра­го­цен­ных камней.

    Святая Цер­ковь реко­мен­дует всту­па­ю­щим в брак под­го­то­вить себя к нему подви­гом поста, молитвы, пока­я­ния и При­ча­ще­ния.

    День и время вен­ча­ния буду­щие супруги должны обго­во­рить со свя­щен­ни­ком зара­нее и лично.

    Жела­тельно при­гла­сить двух сви­де­те­лей.

    Для совер­ше­ния Таин­ства брака нужно иметь:

    • Икону Спа­си­теля.
    • Икону Божией Матери.
    • Обру­чаль­ные кольца.
    • Вен­чаль­ные свечи (при­об­ре­та­ются храме).
    • Белое поло­тенце для пости­ла­ния под ноги. Это лишь тра­ди­ция, а не обя­за­тель­ный эле­мент Таин­ства.

    Что надо знать сви­де­те­лям

    В доре­во­лю­ци­он­ной России, когда цер­ков­ный брак обла­дал закон­ной граж­дан­ской и юри­ди­че­ской силой, бра­ко­вен­ча­ние пра­во­слав­ных обя­за­тельно совер­ша­лось при пору­чи­те­лях — в народе их назы­вали дружка, подру­жие или шаферы, а в бого­слу­жеб­ных книгах (треб­ни­ках) — вос­при­ем­ники. Пору­чи­тели под­твер­ждали своими под­пи­сями акт бра­ко­вен­ча­ния в мет­ри­че­ской книге; они, как пра­вило, хорошо знали жениха и неве­сту, пору­ча­лись за них. Пору­чи­тели при­ни­мали уча­стие в обру­че­нии и вен­ча­нии, то есть во время обхож­де­ния жениха и неве­сты вокруг аналоя при­дер­жи­вали венцы над их голо­вами.

    Теперь пору­чи­тели (сви­де­тели) могут быть или же не быть — по жела­нию бра­чу­ю­щихся. Пору­чи­тели обя­за­тельно должны быть пра­во­слав­ными, жела­тельно цер­ков­ными людьми, должны отно­ситься к Таин­ству брака с бла­го­го­ве­нием. Обя­зан­но­сти пору­чи­те­лей при бра­ко­со­че­та­нии в своей духов­ной основе такие же, как вос­при­ем­ни­ков в Кре­ще­нии: как вос­при­ем­ники, опыт­ные в духов­ной жизни, обя­заны руко­во­дить крест­ни­ками в хри­сти­ан­ской жизни, так и пору­чи­тели должны духовно руко­во­дить новой семьей. Поэтому раньше в пору­чи­тели не при­гла­ша­лись люди моло­дые, не жена­тые, не зна­ко­мые с семей­ной и супру­же­ской жизнью.

    О пове­де­нии в храме во время таин­ства

    Часто кажется, будто жених и неве­ста, сопро­вож­да­е­мые род­ными и дру­зьями, пришли в храм не для молитвы о всту­па­ю­щих в брак, а на дей­ство. Ожидая окон­ча­ния Литур­гии, они раз­го­ва­ри­вают, сме­ются, ходят по храму, ста­но­вятся спиной к обра­зам и ико­но­стасу. Всем при­гла­шен­ным в храм на бра­ко­вен­ча­ние надо знать, что во время бра­ко­со­че­та­ния Цер­ковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах — женихе и неве­сте (разве только один раз про­из­но­сится молитва “за вос­пи­тав­ших роди­те­лей”). Невни­ма­ние и небла­го­го­ве­ние жениха и неве­сты к цер­ков­ной молитве пока­зы­вает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по тре­бо­ва­нию роди­те­лей. Между тем этот час молитвы в храме имеет вли­я­ние на всю после­ду­ю­щую семей­ную жизнь. Все нахо­дя­щие при бра­ко­со­че­та­нии, и осо­бенно жених и неве­ста, должны горячо молиться во время совер­ше­ния Таин­ства.

    Как про­ис­хо­дит обру­че­ние

    Вен­ча­нию пред­ше­ствует обру­че­ние.

    Обру­че­ние совер­ша­ется в озна­ме­но­ва­ние того, что брак совер­ша­ется перед лицом Божиим, в Его при­сут­ствии, по Его все­бла­гому Про­мыслу и усмот­ре­нию, когда пред Ним скреп­ля­ются вза­им­ные обе­ща­ния всту­па­ю­щих в брак.

    Обру­че­ние совер­ша­ется после Боже­ствен­ной Литур­гии. Этим жениху и неве­сте вну­ша­ется важ­ность Таин­ства брака, под­чер­ки­ва­ется, с каким бла­го­го­ве­нием и тре­пе­том, с какой душев­ной чисто­той они должны при­сту­пить к его заклю­че­нию.

    То, что обру­че­ние совер­ша­ется в храме, озна­чает, что муж при­ни­мает жену от Самого Гос­пода. Чтобы яснее вну­шить, что обру­че­ние совер­ша­ется перед лицом Божиим, Цер­ковь пове­ле­вает обру­ча­ю­щимся пред­стать перед свя­тыми две­рями храма, тогда как свя­щен­ник, изоб­ра­жа­ю­щий в это время Самого Гос­пода Иисуса Христа, нахо­дится в свя­ти­лище, или в алтаре.

    Свя­щен­ник вводит жениха и неве­сту в храм в озна­ме­но­ва­ние того, что вен­ча­ю­щи­еся подобно пер­во­здан­ным пра­ро­ди­те­лям Адаму и Еве начи­нают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супру­же­стве.

    Обряд начи­на­ется каж­де­нием в под­ра­жа­ние бла­го­че­сти­вому Товии, кото­рый возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молит­вою ото­гнать демона, враж­деб­ного чест­ным бракам (см.: Тов.8:2 ). Свя­щен­ник трижды бла­го­слов­ляет сна­чала жениха, потом неве­сту, про­из­нося: “Во Имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа” и дает им зажжен­ные свечи. На каждое бла­го­сло­ве­ние сна­чала жених, потом неве­ста трижды осе­няют себя крест­ным зна­ме­нием и при­ни­мают от свя­щен­ника свечи.

    Трое­крат­ное осе­не­ние крест­ным зна­ме­нием и вру­че­ние жениху и неве­сте зажжен­ных свеч есть начало духов­ного тор­же­ства. Зажжен­ные свечи, кото­рые держат в руках жених и неве­ста, зна­ме­нуют ту любовь, кото­рую они отныне должны питать друг к другу и кото­рая должна быть пла­менна и чиста. Зажжен­ные свечи зна­ме­нуют также цело­муд­рие жениха и неве­сты и пре­бы­ва­ю­щую бла­го­дать Божию.

    Кре­сто­вид­ное каж­де­ние озна­чает неви­ди­мое, таин­ствен­ное при­сут­ствие с нами бла­го­дати Духа Свя­того, освя­ща­ю­щего нас и совер­ша­ю­щего святые таин­ства Церкви.

    По обычаю Церкви, всякое свя­щен­но­дей­ствие начи­на­ется сла­во­сло­вием Богу, а при совер­ше­нии брака оно имеет и особое зна­че­ние: бра­чу­ю­щимся брак их пред­став­ля­ется делом вели­ким и святым, таким, через кото­рое сла­во­сло­вится и бла­го­слов­ля­ется имя Божие. (Воз­глас: “Бла­го­сло­вен Бог наш”.).

    Мир от Бога необ­хо­дим бра­чу­ю­щимся, и соче­та­ются они в мире, для мира и еди­но­мыс­лия. (Диакон воз­гла­шает: “Миром Гос­поду помо­лимся. О свыш­нем мире и спа­се­нии душ наших Гос­поду помо­лимся”.).

    Затем диакон про­из­но­сит, между дру­гими обыч­ными моле­ни­ями, моле­ния о бра­чу­ю­щихся от лица всех при­сут­ству­ю­щих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и неве­сте — это молитва о ныне обру­ча­ю­щихся и о спа­се­нии их. Святая Цер­ковь молит Гос­пода за жениха и неве­сту, всту­па­ю­щих в брак. Цель супру­же­ства — бла­го­сло­вен­ное рож­де­ние детей для про­дол­же­ния рода чело­ве­че­ского. Вместе с тем Святая Цер­ковь про­из­но­сит моле­ние, чтобы Гос­подь испол­нил любое про­ше­ние жениха и неве­сты, отно­ся­ще­еся к их спа­се­нию.

    Свя­щен­ник, как совер­ши­тель Таин­ства брака, про­из­но­сит вслух молитву к Гос­поду о том, чтобы Он Сам бла­го­сло­вил жениха и неве­сту на всякое благое дело. Затем свя­щен­ник, пре­по­дав мир всем, пове­ле­вает жениху и неве­сте и всем при­сут­ству­ю­щим в храме пре­кло­нить головы свои пред Гос­по­дом, в ожи­да­нии от него духов­ного бла­го­сло­ве­ния, а сам тайно читает молитву.

    Эта молитва воз­но­сится к Гос­поду Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, кото­рую Он обру­чил Себе.

    После этого свя­щен­ник берет кольца со свя­того пре­стола и наде­вает сна­чала кольцо жениху, трижды осеняя его кре­сто­об­разно, говоря: “Обру­ча­ется раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя неве­сты) во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа”.

    Потом наде­вает кольцо неве­сте, также с трое­крат­ным осе­не­нием ее, и про­из­но­сит слова: “Обру­ча­ется раба Божия (имя неве­сты) рабу Божи­ему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа”.

    Кольца имеют при обру­че­нии очень важное зна­че­ние: это не просто дар жениха неве­сте, а знак нераз­рыв­ного, веч­ного союза между ними. Кольца кла­дутся на правую сто­рону свя­того пре­стола, как бы перед лицом Самого Гос­пода Иисуса Христа. Этим под­чер­ки­ва­ется, что через при­кос­но­ве­ние к свя­тому пре­столу и воз­ле­жа­ние на нем они могут при­нять силу освя­ще­ния и низ­ве­сти на бра­чу­ю­щихся бла­го­сло­ве­ние Божие. Кольца на святом пре­столе лежат рядом, выра­жая тем самым вза­им­ную любовь и еди­не­ние в вере жениха и неве­сты.

    После бла­го­сло­ве­ния свя­щен­ника жених и неве­ста меня­ются коль­цами. Жених наде­вает свое кольцо на руку неве­сте в знак любви и готов­но­сти жерт­во­вать всем жене своей и помо­гать ей всю жизнь; неве­ста наде­вает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и пре­дан­но­сти, в знак готов­но­сти при­ни­мать от него помощь всю жизнь. Такой обмен про­из­во­дится трижды в честь и славу Пре­свя­той Троицы, Кото­рая все совер­шает и утвер­ждает (иногда кольца меняет сам свя­щен­ник).

    Затем свя­щен­ник снова молит Гос­пода о том, чтобы Он Сам бла­го­сло­вил и утвер­дил Обру­че­ние, Сам осенил поло­же­ние колец бла­го­сло­ве­нием небес­ным и послал им Ангела хра­ни­теля и руко­во­ди­теля в новой их жизни. На этом обру­че­ние закан­чи­ва­ется.

    Как совер­ша­ется вен­ча­ние

    Жених и неве­ста, держа в руках зажжен­ные свечи, изоб­ра­жа­ю­щие духов­ный свет таин­ства, тор­же­ственно входят на сере­дину храма. Им пред­ше­ствует свя­щен­ник с кадиль­ни­цей, ука­зы­вая этим, что на жиз­нен­ном пути они должны сле­до­вать по запо­ве­дям Гос­под­ним, а добрые дела их будут, как фимиам, воз­но­ситься к Богу Хор встре­чает их пением псалма 127 ( Пс.127 ), в кото­ром пророк-псал­мо­пе­вец Давид про­слав­ляет бла­го­слов­лён­ное Богом супру­же­ство; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

    Жених и неве­ста ста­но­вятся на разо­стлан­ный на полу плат (белый или розо­вый) перед ана­лоем, на кото­ром лежат крест, Еван­ге­лие и венцы.

    Жених и неве­ста перед лицом всей Церкви еще раз под­твер­ждают сво­бод­ное и непри­нуж­ден­ное жела­ние всту­пить в брак и отсут­ствие в про­шлом со сто­роны каж­дого из них обе­ща­ния тре­тьему лицу всту­пить с ним в брак.

    Свя­щен­ник спра­ши­вает жениха: «Имаши ли (имя), про­из­во­ле­ние благое и непри­нуж­ден­ное, и креп­кую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».

    (“Имеешь ли ты искрен­нее и непри­нуж­ден­ное жела­ние и твер­дое наме­ре­ние быть мужем этой (имя неве­сты), кото­рую видишь здесь перед собою?”)

    И жених отве­чает: «Имам, чест­ный отче» (“Имею, чест­ный отче”). И свя­щен­ник дальше спра­ши­вает: «Не обе­щался ли еси иной неве­сте» (“Не связан ли ты обе­ща­нием другой неве­сте?”). И жених отве­чает: «Не обе­щахся, чест­ный отче» (“Нет, не связан”).

    Потом такой же вопрос обра­щен к неве­сте: «Имаши ли про­из­во­ле­ние благое и непри­нуж­ден­ное, и твер­дую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» («Имеешь ли ты искрен­нее и непри­нуж­ден­ное жела­ние и твер­дое наме­ре­ние быть женою этого (имя жениха), кото­рого видишь перед собою?») и «Не обе­ща­лася ли еси иному мужу» («Не свя­зана ли обе­ща­нием дру­гому жениху?») —

    Потом такой же вопрос обра­щен к неве­сте: «Имаши ли про­из­во­ле­ние благое и непри­нуж­ден­ное, и твер­дую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» («Имеешь ли ты искрен­нее и непри­нуж­ден­ное жела­ние и твер­дое наме­ре­ние быть женою этого (имя жениха), кото­рого видишь перед собою?») и «Не обе­ща­лася ли еси иному мужу» («Не свя­зана ли обе­ща­нием дру­гому жениху?») — «Нет, не свя­зана».

    Итак, жених и неве­ста под­твер­дили перед Богом и Цер­ко­вью доб­ро­воль­ность и неру­ши­мость своего наме­ре­ния всту­пить в супру­же­ство. Такое воле­изъ­яв­ле­ние в нехри­сти­ан­ском браке явля­ется реша­ю­щим прин­ци­пом. В хри­сти­ан­ском браке оно—главное усло­вие для есте­ствен­ного (по плоти) брака, усло­вие, после кото­рого он должен счи­таться заклю­чен­ным.

    Теперь только, после заклю­че­ния этого есте­ствен­ного брака, начи­на­ется таин­ствен­ное освя­ще­ние супру­же­ства Боже­ствен­ною бла­го­да­тью — чин вен­ча­ния. Начи­на­ется вен­ча­ние литур­ги­че­ским воз­гла­сом: “Бла­го­сло­венно Цар­ство…”, кото­рым про­воз­гла­ша­ется сопри­част­ность бра­чу­ю­щихся Цар­ству Божи­ему.

    После крат­кой екте­ний о бла­го­со­сто­я­нии душев­ном и телес­ном жениха и неве­сты свя­щен­ник про­из­но­сит три про­стран­ные молитвы.

    Первая молитва обра­щена к Гос­поду Иисусу Христу. Свя­щен­ник молится: “Бла­го­слови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, дол­го­ден­ствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя дол­го­жиз­нен­ное неувя­да­е­мый венец славы; спо­доби их уви­деть чада чад своих, ложе их сохрани нена­вет­ным. И даруй им от росы небес­ной свыше, и от тука зем­ного; исполни дома их пше­ницы, вина и елея, и всякой бла­го­стыни, так чтобы они дели­лись избыт­ками с нуж­да­ю­щи­мися, даруй и тем, кото­рые теперь с нами, все, потреб­ное ко спа­се­нию”.

    Во второй молитве свя­щен­ник молит Три­еди­ного Гос­пода, чтобы Он бла­го­сло­вил, сохра­нил и помя­нул бра­чу­ю­щихся. “Даруй им плод чрева, доб­ро­ча­дие, еди­но­мыс­лие в душах, воз­высь их, как кедры ливан­ские” как вино­град­ную лозу с пре­крас­ными вет­вями, даруй им семя коло­си­стое, дабы они, имея доволь­ство во всем, изоби­ло­вали на всякое благое дело и Тебе бла­го­угод­ное. И да узрят они сыно­вей от сынов своих, как моло­дые отпрыски мас­лины, вокруг ствола своего и бла­го­уго­дивши пред Тобою, да вос­си­яют как све­тила на небе в Тебе, Гос­поде нашем”.

    Затем, в тре­тьей молитве, свя­щен­ник еще раз обра­ща­ется к Три­еди­ному Богу и умо­ляет Его, чтобы Он, сотво­рив­ший чело­века и потом из ребра его создав­ший жену в помощ­ницы ему, нис­по­слал и ныне руку Свою от свя­того жилища Своего, и соче­тал бра­чу­ю­щихся, венчал их в плоть едину, и даро­вал им плод чрева.

    После этих молитв насту­пают важ­ней­шие минуты вен­ча­ния. То, о чем свя­щен­ник молил Гос­пода Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею цер­ко­вью — о бла­го­сло­ве­нии Божием, — теперь видимо совер­ша­ется над бра­чу­ю­щи­мися, скреп­ляет и освя­щает их супру­же­ский союз.

    Свя­щен­ник, взяв венец, зна­ме­нует им кре­сто­об­разно жениха и дает ему цело­вать образ Спа­си­теля, при­креп­лен­ный к перед­ней части венца. Венчая жениха, свя­щен­ник про­из­но­сит: “Вен­ча­ется раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа”.

    Бла­го­сло­вив таким же обра­зом неве­сту и дав ей при­ло­житься к образу Пре­свя­той Бого­ро­дицы, укра­ша­ю­щему ее венец, свя­щен­ник вен­чает ее, про­из­нося: “Вен­ча­ется раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа”.

    Укра­шен­ные вен­цами, жених и неве­ста пред­стоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небес­ной и земной и ожи­дают бла­го­сло­ве­ния Божия. Настает тор­же­ствен­ней­шая, свя­тей­шая минута вен­ча­ния!

    Свя­щен­ник гово­рит: “Гос­поди, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, бла­го­слов­ляет их. Это молит­вен­ное воз­гла­ше­ние свя­щен­ник про­из­но­сит трижды и трижды бла­го­слов­ляет жениха и неве­сту.

    Все при­сут­ству­ю­щие в храме должны уси­ли­вать молитву свя­щен­ника, во глу­бине души должны повто­рять за ним: “Гос­поди, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

    Воз­ло­же­ние венцов и слова свя­щен­ника:

    “Гос­поди наш, славою и честью венчай их” — запе­чат­ле­вают Таин­ство брака. Цер­ковь, бла­го­слов­ляя брак, про­воз­гла­шает вен­ча­ю­щихся родо­на­чаль­ни­ками новой хри­сти­ан­ской семьи — малой, домаш­ней церкви, ука­зы­вая им путь в Цар­ство Божие и зна­ме­нуя веч­ность их союза, нерас­тор­жи­мость его, как сказал Гос­подь: Что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­чает ( Мф.19:6 ).

    Затем чита­ется Посла­ние к Ефе­ся­нам свя­того апо­стола Павла ( Еф.5:20–33 ), где брач­ный союз упо­доб­ля­ется союзу Христа и Церкви, за кото­рую предал Себя воз­лю­бив­ший ее Спа­си­тель. Любовь мужа к жене—это подо­бие любви Христа к Церкви, а любовно-сми­рен­ное пови­но­ве­ние жены мужу—подобие отно­ше­ния Церкви ко Христу Это—взаимная любовь до само­от­вер­же­ния, готов­ность пожерт­во­вать собою по образу Христа, отдав­шего Себя на рас­пя­тие за греш­ных людей, и по образу истин­ных после­до­ва­те­лей Его, стра­да­ни­ями и муче­ни­че­ской смер­тью под­твер­див­ших свою вер­ность и любовь к Гос­поду.

    Послед­нее изре­че­ние апо­стола: а жена да боится своего мужа — при­зы­вает не к страху сла­бого перед силь­ным, не к боязни рабыни по отно­ше­нию к гос­по­дину, но к страху опе­ча­лить любя­щего чело­века, нару­шить еди­не­ние душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, при­сут­ствия Божия в семей­ной жизни, должен испы­ты­вать и муж, глава кото­рому — Хри­стос. В другом посла­нии апо­стол Павел гово­рит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не вла­стен над своим телом, но жена. Не укло­няй­тесь друг от друга, разве по согла­сию, на время, для упраж­не­ния в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не иску­шал вас сатана невоз­дер­жа­нием вашим ( 1Кор.7:4–5 ).

    Муж и жена — члены Церкви и, будучи части­цами пол­ноты цер­ков­ной, равны между собой, пови­ну­ясь Гос­поду Иисусу Христу.

    После Апо­стола чита­ется Еван­ге­лие от Иоанна ( Ин.2:1–11 ). В нем бла­го­вест­ву­ется о Божием бла­го­сло­ве­нии супру­же­ского союза и освя­ще­нии его. Чудо пре­тво­ре­ния воды в вино Спа­си­те­лем про­об­ра­зо­вало дей­ствие бла­го­дати таин­ства, кото­рым земная супру­же­ская любовь воз­вы­ша­ется до любви небес­ной, соеди­ня­ю­щей души о Гос­поде. О нрав­ствен­ной пере­мене, необ­хо­ди­мой для этого, гово­рит святой Андрей Крит­ский “Брак честен и ложе непо­рочно, ибо Хри­стос бла­го­сло­вил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и пре­тво­рив воду в вино,— явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изме­ни­лась” (Вели­кий канон, в рус­ском пере­воде, тро­парь 4, песнь 9).

    После про­чте­ния Еван­ге­лия про­из­но­сятся от лица Церкви крат­кое про­ше­ние о ново­брач­ных и молитва свя­щен­ника, в кото­рой мы молимся Гос­поду о том, чтобы Он сохра­нил соче­тав­шихся в мире и еди­но­мыс­лии, чтобы брак их был чест­ным, ложе их — несквер­ным, сожи­тель­ство непо­роч­ным, чтобы спо­до­бил их дожить до ста­ро­сти при испол­не­нии от чистого сердца запо­ве­дей Его.

    Свя­щен­ник воз­гла­шает: “И спо­доби нас, Вла­дыко, со дерз­но­ве­нием неосуж­денно смети при­зы­вати Тебе, Небес­наго Бога Отца, и гла­го­лати…”. И ново­брач­ные вместе со всеми при­сут­ству­ю­щими поют молитву “Отче наш”, осно­ва­ние и венец всех молитв, запо­ве­дан­ную нам Самим Спа­си­те­лем.

    В устах бра­ко­со­че­тав­шихся она выра­жает реши­мость слу­жить Гос­поду своею малой цер­ко­вью, так чтобы и через них на земле воля Его испол­ня­лась и царила в их семей­ной жизни. В знак покор­но­сти и пре­дан­но­сти Гос­поду они пре­кло­няют головы под вен­цами.

    После молитвы Гос­под­ней иерей про­слав­ляет Цар­ство, силу и славу Отца, и Сына, и Свя­того Духа, и, пре­по­дав мир, пове­ле­вает пре­кло­нить головы пред Богом, как пред Царем и Вла­ды­кою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем при­но­сится чаша с крас­ным вином, или, вернее, чаша обще­ния, и свя­щен­ник бла­го­слов­ляет ее на вза­им­ное обще­ние мужа и жены. Вино при вен­ча­нии пода­ется в знак радо­сти и весе­лья, напо­ми­ная о чудес­ном пре­вра­ще­нии воды в вино, совер­шен­ном Иису­сом Хри­стом в Кане Гали­лей­ской.

    Свя­щен­ник трое­кратно дает моло­дой паре испить вина из общей чаши — сна­чала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпи­вают по три малень­ких гло­точка: сна­чала муж, потом жена.

    Пре­по­дав общую чашу, свя­щен­ник соеди­няет правую руку мужа с правой рукой жены, покры­вает руки их епи­тра­хи­лью и поверх нее кладет свою руку Это озна­чает, что через руку свя­щен­ника муж полу­чает жену от самой Церкви, соеди­ня­ю­щей их во Христе навеки. Свя­щен­ник трижды обво­дит ново­брач­ных вокруг аналоя.

    При первом обхож­де­нии поется тро­парь “Исаие, ликуй…”, в кото­ром про­слав­ля­ется таин­ство вопло­ще­ния Сына Божия Емма­ну­ила от Неис­ку­со­брач­ной Марии.

    При втором обхож­де­нии поется тро­парь “Святии муче­ницы”. Увен­чан­ные вен­цами, как побе­ди­тели земных стра­стей, они являют образ духов­ного брака веру­ю­щей души с Гос­по­дом.

    Нако­нец, в тре­тьем тро­паре, кото­рый поется при послед­нем обхож­де­нии аналоя, про­слав­ля­ется Хри­стос как радость и слава ново­брач­ных, надежда их во всех обсто­я­тель­ствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апо­сто­лов похвале, муче­ни­ков радо­ва­ние, ихже про­по­ведь. Троица Еди­но­сущ­ная”.

    Это кру­го­вое хож­де­ние озна­чает вечное шествие, кото­рое нача­лось в этот день для этой четы. Супру­же­ство их будет вечным шествием рука об руку, про­дол­же­нием и явле­нием совер­шен­ного сего­дня таин­ства. Помня об общем кресте, воз­ло­жен­ном сего­дня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут испол­нены бла­го­дат­ной радо­сти этого дня. По окон­ча­нии тор­же­ствен­ного шествия свя­щен­ник сни­мает венцы с супру­гов, при­вет­ствуя их сло­вами, испол­нен­ными пат­ри­ар­халь­ной про­стоты и потому осо­бенно тор­же­ствен­ными:

    “Воз­ве­ли­чися, женише, якоже Авраам, и бла­го­сло­вися якоже Исаак, и умно­жися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде запо­веди Божия”.

    “И ты, неве­сто, воз­ве­ли­чися якоже Сарра, и воз­ве­се­лися якоже Ревекка, и умно­жися якоже Рахиль, весе­ля­щися о своем муже, хра­нящи пре­делы закона, зане тако бла­го­воли Бог”.

    Затем в двух после­ду­ю­щих молит­вах свя­щен­ник просит Гос­пода, бла­го­сло­вив­шего брак в Кане Гали­лей­ской, вос­при­нять и венцы ново­брач­ных неосквер­нен­ными и непо­роч­ными в Цар­ствии Своем. Во второй молитве, чита­е­мой свя­щен­ни­ком, с при­к­ло­не­нием голов ново­брач­ных, эти про­ше­ния запе­чат­ле­ва­ются именем Пре­свя­той Троицы и иерей­ским бла­го­сло­ве­нием. По окон­ча­нии ее ново­брач­ные цело­муд­рен­ным поце­луем сви­де­тель­ствуют святую и чистую любовь друг к другу.

    Далее, согласно обычаю, ново­брач­ных под­во­дят к цар­ским вратам, где жених целует икону Спа­си­теля, а неве­ста — образ Божией Матери; затем они меня­ются местами и при­кла­ды­ва­ются соот­вет­ственно: жених — к иконе Божией Матери, а неве­ста — к иконе Спа­си­теля. Здесь же свя­щен­ник дает им крест для цело­ва­ния и вру­чает им две иконы: жениху — образ Спа­си­теля, неве­сте — образ Пре­свя­той Бого­ро­дицы.

    Какой должна быть сва­деб­ная тра­пеза

    Тор­же­ственно и радостно совер­ша­ется Таин­ство брака. От мно­же­ства народа: близ­ких, родных и зна­ко­мых, — от блеска свеч, от цер­ков­ного пения как-то невольно ста­но­вится празд­нично и весело на душе.

    После вен­ча­ния моло­дые, роди­тели, сви­де­тели, гости про­дол­жают празд­ник за столом.

    Но как же непри­лично при этом ведут себя иногда неко­то­рые при­гла­шен­ные. Нередко здесь упи­ва­ются, про­из­но­сят бес­стыд­ные речи, поют нескром­ные песни, дико отпля­сы­вают. Такое пове­де­ние было бы позор­ным даже для языч­ника, “неве­ду­щаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, хри­стиан. Святая Цер­ковь предо­сте­ре­гает от такого пове­де­ния. В 53‑м пра­виле Лаоди­кий­ского Собора ска­зано: “Не подо­бает на браки ходя­щим (то есть даже род­ствен­ни­кам жениха и неве­сты и гостям) ска­кати или пля­сати, но скромно вече­ряти и обе­дати, как при­лично хри­сти­а­нам”. Брач­ный пир должен быть скро­мен и тих, должен быть чужд вся­кого невоз­дер­жа­ния и непри­ли­чия. Такое тихое и скром­ное пир­ше­ство бла­го­сло­вит и Сам Гос­подь, освя­тив­ший брак в Кане Гали­лей­ской Своим при­сут­ствием и совер­ше­нием пер­вого чуда.

    Что может пре­пят­ство­вать хри­сти­ан­скому браку

    Зача­стую гото­вя­щи­еся к вен­ча­нию сна­чала реги­стри­руют граж­дан­ский брак в загсе. Пра­во­слав­ная Цер­ковь счи­тает граж­дан­ский брак лишен­ным бла­го­дати, но как факт при­знает и не счи­тает его неза­кон­ным блуд­ным сожи­тель­ством. Тем не менее усло­вия заклю­че­ния брака по граж­дан­скому зако­но­да­тель­ству и по цер­ков­ным кано­нам имеют раз­ли­чия. Однако не всякий граж­дан­ский брак может быть освя­щен в церкви.

    Цер­ковь не допус­кает вступ­ле­ние в брак более трех раз. По граж­дан­скому зако­но­да­тель­ству раз­ре­шен чет­вер­тый и пятый брак, кото­рые Цер­ковь не бла­го­слов­ляет.

    Не бла­го­слов­ля­ется брак, если один из бра­чу­ю­щихся (и тем более оба) объ­яв­ляет себя ате­и­стом и гово­рит, что он пришел на вен­ча­ние лишь по насто­я­нию супруга или роди­те­лей.

    Не раз­ре­ша­ется вен­ча­ние, если хотя бы один из супру­гов некре­щен и не соби­ра­ется при­нять кре­ще­ния перед вен­ча­нием.

    Вен­ча­ние невоз­можно, если один из буду­щих супру­гов фак­ти­че­ски состоит в браке с другим лицом. Сна­чала нужно рас­торг­нуть граж­дан­ский брак, а если брак был цер­ков­ный, обя­за­тельно взять раз­ре­ше­ние архи­ерея на рас­тор­же­ние его и бла­го­слов­ле­ние на вступ­ле­ние в новый брак.

    Еще одно пре­пят­ствие к совер­ше­нию бра­ко­вен­ча­ния — кров­ное род­ство жениха и неве­сты и род­ство духов­ное, обре­тен­ное через вос­при­ем­ни­че­ство при кре­ще­нии.

    Когда не совер­ша­ется вен­ча­ние

    Согласно кано­ни­че­ским пра­ви­лам, не раз­ре­ша­ется совер­шать вен­ча­ние в тече­ние всех четы­рех постов, в сырную сед­мицу, Пас­халь­ную сед­мицу, в период от Рож­де­ства Хри­стова до Бого­яв­ле­ния (Святки). По бла­го­че­сти­вому обычаю не при­нято совер­шать браки в суб­боту, а также нака­нуне дву­на­де­ся­тых, вели­ких и хра­мо­вых празд­ни­ков, дабы пред­празд­нич­ный вечер не про­хо­дил в шумном весе­лии и раз­вле­че­ниях. Кроме того, в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви бра­ко­вен­ча­ние не совер­ша­ется по втор­ни­кам и чет­вер­гам (нака­нуне пост­ных дней — среды и пят­ницы), нака­нуне и в дни Усек­но­ве­ния главы Иоанна Пред­течи (29 августа/11 сен­тября) и Воз­дви­же­ния Креста Гос­подня (14/27 сен­тября). Исклю­че­ния из этих правил могут быть сде­ланы по нужде только пра­вя­щим архи­ереем.

    Источник статьи: http://azbyka.ru/venchanie-podgotovka-usloviya-sovershenie

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *